Как в 1979 году СССР остановил нападение Китая на Вьетнам (исторические уроки) 16:53 02.01.2007
Наглядная демонстрация военной мощи
>В 1979 г. Советский Союз сумел убедительно показать, что не остановится перед применением крайних мер.
Действия официального Тбилиси по отношению к России давно вышли за рамки элементарного политического приличия. В подобных условиях нельзя исключать и того, что Кремль может быть поставлен перед необходимостью применения военной силы. Однако в истории немало показательных примеров того, как острые кризисы удавалось разрешить только убедительными демонстрациями военной мощи. Вниманию читателей "ВКО" предлагаются действия военно-политического руководства Советского Союза в уже далеком от нас 1979 г. В тот период решимость Кремля помогла избежать большой войны в Юго-Восточной Азии. Эффективным отрезвляющим фактором для потерявших чувство меры политиков, как правило, служит демонстрация военной силы, а крайней мерой – ее применение. Но чтобы остудить горячие головы одуревших от возможностей своей заокеанской "крыши" грузинских руководителей, демонстрация силы должна быть действительно эффективной. Опыт такого эффективного воздействия, как правило, рассматривается только американский.
Однако и Советский Союз в 1979 г. показал свои немалые возможности. Причем решимость применить военную силу была продемонстрирована настолько эффективно, что не только правительство такого значимого в мире государства как Китай, на кого собственно эти шаги и были рассчитаны, но и мировая общественность с ужасом ждали приближения возможного дня "Д".
Китай против Вьетнама
Во второй половине 1978 г. руководство Пекина стремилось использовать против сопредельного с ним Вьетнама различные формы политического, дипломатического и военного давления, в том числе так называемую "пограничную войну" бывшего прокитайского режима Пол Пота в Кампучии.
После начала (в декабре 1978 г.) боевых действий патриотических сил Кампучии против полпотовских войск и их активной поддержки со стороны официального Ханоя, китайское руководство еще более усилило давление на Вьетнам.
Китайцы, в частности, отозвали посла и военного атташе из Ханоя, сократили до 1/3 состав своего посольства, аннулировали соглашение о безвизовом сообщении между двумя странами, прекратили оказание экономической помощи и прервали железнодорожное сообщение.
Одновременно в октябре-ноябре 1978 г. под видом учений в приграничные районы были переброшены девять дивизий и началось скрытое перебазирование авиации из центральных районов Китая на аэродромы Куньминского и Гуанчжоуского военных округов. В январе – первой половине февраля 1979 г. Китай провел непосредственную подготовку к агрессии, которая сопровождалась дальнейшим усилением провокационной деятельности на вьетнамской границе.
На границе с Вьетнамом в составе фронта было развернуто: в первом оперативном эшелоне – 15 дивизий, во втором – 6 дивизий полевых войск. Оперативные резервы составляли еще 3 дивизии. В целом группировка сил и средств, которые могли быть привлечены к военным действиям против Вьетнама, составила 29 дивизий.
14 февраля 1979 г. Центральный комитет Коммунистической партии Китая принял решение о начале вторжения на территорию Вьетнама. Агрессия фактически началась вечером 16 февраля, когда часть подразделений из состава соединений первого эшелона в течение ночи просочились через государственную границу на глубину 3-6 км и скрытно вышли в тыл вьетнамских войск, занимавших первый рубеж обороны. К рассвету 17 февраля многие незанятые опорные пункты вьетнамских войск в первой линии обороны были захвачены противником.
В 3.30 17 февраля после 30-35-минутной артиллерийской подготовки, а на ряде направлений и без артиллерийской подготовки, китайцы на более чем 20 участках китайско-вьетнамской границы вторглись на территорию СРВ.
Наиболее активные боевые действия развернулись на лаокайском, лангшонском и каобангском направлениях. В конце февраля – начале марта вводом в бой вторых эшелонов и резервов армейских корпусов первого эшелона китайцам удалось овладеть провинциальными центрами Каобанг и Лангшон и выйти на основных направлениях на рубеж в 45-50 км от госграницы.
Но на других направлениях китайцам не удалось сломить сопротивление вьетнамских войск, более того, на монгкайском направлении за неделю боевых действий китайские войска продвинулись всего на 2-4 км, а на восьмой день были отброшены на свою территорию.
Таким образом, замысел пекинского руководства до вмешательства СССР разгромить противостоящие вьетнамские войска и заставить СРВ отказаться от независимого от Китая внешнеполитического курса в полном объеме осуществить не удалось. Не вышло у Пекина изменить обстановку и в Кампучии.
Военные действия начали принимать затяжной характер. Условия обстановки потребовали либо прекратить боевые действия и вывести войска, либо "приграничный конфликт" грозил превратиться не просто в затяжную войну, но, в силу договорных отношения Ханоя и Москвы, в полномасштабную войну на два фронта.
Китай предложил Вьетнаму начать переговоры, рассчитывая заставить руководство Ханоя пойти на урегулирование разногласий на своих условиях, но предложение было отвергнуто вьетнамской стороной. Мир начал колебаться на грани войны и мира.
В 1979 г. полки боевой авиации с территории Украины и Белоруссии перебрасывались на аэродромы Монголии. Фото: Архив "ВКО"Подключение Москвы
Советский Союз в этой непростой сутуации взял на себя столь нелегкую миссию – восстановление мира и справедливости путем демонстрации военной силы. Но шутить с Китаем, играясь в полумеры и половинчатые действия, нельзя в принципе, а в создавшейся обстановке уже начавшейся агрессии против СРВ этот путь был тупиковым. В Москве решили действовать, что называется, без упрощений и послаблений.
В период с 12 по 26 марта с.г. (с целью оказания военного давления на Китай в связи о его агрессией против Вьетнама) в соответствии с решением ЦК КПСС в приграничных военных округах на востоке страны, на территории Монголии и Тихоокеанском флоте были проведены войсковые и флотские учения.
Всего в учениях принимало участие двадцать общевойсковых и авиационных дивизий. Общая численность привлекаемых на учение войск составила более 200 тыс. человек личного состава, свыше 2,6 тыс. танков, около 900 самолетов и 80 кораблей.
Учение началось с отмобилизования и приведения войск и сил флота в полную боевую готовность. Из запаса было призвано свыше 52 тыс. чел. приписного состава и поставлено из народного хозяйства более 5 тыс. автомобилей.
Наиболее крупными были войсковые учения в Монголии, в которых приняли участие шесть мотострелковых и танковых дивизий, причем три из них дополнительно введены в МНР из Сибири и Забайкалья. Кроме того, в мероприятиях на территории этой республики было задействовано две бригады, до трех авиационных дивизий, а также соединения и части усиления.
Кроме того, в указанный период проведены войсковые учения на Дальнем Востоке и в Восточном Казахстане с участием в них нескольких общевойсковых и авиационных соединений, а также пограничных войск.
В ходе учений проводилось боевое слаживание войск. Соединения и части в сложных климатических и природных условиях совершали марши на большие расстояния из Сибири в МНР (более 2 тыс. км). Войска перегруппировывались по железной дороге, перебрасывались по воздуху.
В частности, воздушно-десантная дивизия из Тулы перевезена в район Читы на 5,5 тыс. км военно-транспортной авиацией одним рейсом всего за двое суток.
Полки боевой авиации с территории Украины и Белоруссии перебрасывались на аэродромы Монголии.
В приграничных районах с Китаем отрабатывались вопросы организации обороны, отражения вторжения противника, нанесения контрударов и организации контратак.
В Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях около 50 кораблей Тихоокеанского флота, в том числе 6 подводных лодок, несли боевую службу и проводили учения по уничтожению военно-морских сил противника. В Приморье осуществлена высадка морского десанта.
В Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях около 50 кораблей Тихоокеанского флота, в том числе 6 подводных лодок, несли боевую службу Фото: Архив "ВКО"Особо актуальным видится опыт наращивания группировки ВВС на границах с Китаем, так как именно превосходство в авиации, как средстве дистанционного, или как модно говорить "неконтактного воздействия", сегодня может стать определяющим фактором в усмирении не по силам и возможностям разбуянившегося соседа.
В соответствии с планами учений осуществлялись перегруппировки авиационных полков внутри граничащих с Китаем военных округов. На Восток передислоцировались, причем без серьезных летных происшествий, авиационные соединения не только из соседних военных округов, но даже и из Прикарпатья на дальность более 7000 км всего за двое суток.
И речь здесь идет не о десятке самолетов, вырванных из отдельных частей постоянной готовности с наиболее подготовленными летчиками, а о полноценных авиационных полках в штатном составе. Их обслуживание и дозаправку при этом проводили части пяти военных округов. Вместе с авиационными полками военно-транспортной авиации перебрасывались и подразделения аэродромно-технического обслуживания.
В отдельные моменты времени в воздухе одновременно находились десять авиационных полков фронтовой авиации. Сразу же после передислокации эти соединения и части приняли участие в проводимых военных учениях. В ходе проводимых мероприятий экипажи налетали более 5 тыс. часов, израсходовав при этом более 1000 авиационных бомб и ракет.
Полностью за счет частей, переброшенных из Советского Союза, была решена проблема ведения воздушной разведки противника на территории Вьетнама. Части военно-транспортной авиации обеспечивали воздушные перевозки по территории Вьетнама. Успешно и в объемах немыслимых для нынешнего парка российской ВТА функционировал воздушный мост между СССР и Вьетнамом. В рамках учений и поставок техники СРВ самолетами военно-транспортной авиации за неполный месяц было перевезено более 20 тыс. человек личного состава, более 1000 единиц боевой техники, 20 самолетов и вертолетов, более 3 тыс. тонн вооружения, имущества и боеприпасов.
Очень серьезной оказалась и военная помощь Вьетнаму за счет резкого наращивания его военного потенциала путем поставок техники и вооружения. В период с начала конфликта до конца марта морским транспортом было переброшено более 400 танков, боевых машин пехоты и бронетранспортеров, 400 орудий и минометов, 50 РСЗО "Град", более 100 зенитных установок, 400 переносных зенитных комплексов и тысячи ракет к ним, более 800 ручных противотанковых гранатометов, 20 истребителей.
Кроме того, поставлялась специальная инженерная техника и оборудование для ремонта бронетанковой и автомобильной техники и вооружения. Весь этот огромный объем техники и вооружения был выделен и поставлен СРВ практически в течение одного месяца. Заметим, что вся техника поставлялась практически готовой к боевому применению. Ее проверка осуществлялась серьезнейшими комиссиями, к подготовке привлекались специалисты, непосредственно эксплуатирующие такую технику и имеющие большой опыт ее применения. Таким образом, она прямо с транспортов, без дополнительной подготовки могла идти в бой.
За проводимыми учениями Китай вел усиленное наблюдение и сразу же оценил положение как столь серьезное, что побоялся выводить войска из пунктов постоянной дислокации к советско-китайской границе. В иностранной прессе эти учения сразу же удостоились самого пристального внимания, как самые крупные последние годы, проводимые в этом районе. Только столь серьезные действия, а не предпринимаемые полумеры "шаг вперед – два назад", смогло оказать на агрессора отрезвляюще-сдерживающее влияние.
Запасы топлива, израсходованные в ходе мероприятий 1979 г., восстанавливались Министерству обороны два последующих года. Фото: Архив "ВКО"Китай отступает
Не достигнув поставленных политических целей, 5 марта 1979 г. китайское руководство приняло решение об отводе войск с территории Вьетнама. Это решение было обусловлено рядом политических и военных факторов, основными из которых являлись: твердая и решительная поддержка Ханоя со стороны Москвы, потребовавшего немедленного прекращения агрессии; подготовка к проведению и проведение Советским Союзом военных мероприятий на Востоке; усиление разногласий внутри пекинского руководства в ходе развития конфликта; отрицательная международная реакция; упорное сопротивление войск Вьетнамской народной армии, нанесших агрессору тяжелые потери; проявившиеся серьезные недостатки в оперативно-тактической подготовке командного состава китайских войск, в оснащении современным вооружением и боевой техникой, трудности в снабжении.
Продвижение китайских войск в глубь Вьетнама на основных направлениях было прекращено, уже с 20 марта начал осуществляться их отвод с территории СРВ. Отходу главных сил китайцев на всех направлениях предшествовали сильные огневые налеты артиллерии и демонстративные атаки сил прикрытия отхода. При отходе широко применялся массированный заградительный артиллерийско-минометный огонь, минировались дороги, разрушались мосты, уничтожались народнохозяйственные объекты.
В конце марта Китай официально заявил о завершении вывода своих войск с территории Вьетнама, однако ряд участков вьетнамской территории (размерами до 1 км в глубину и до 2 км по фронту), относящихся китайцами к "спорным", все еще удерживается подразделениями НОАК.
Военно-политический акция Советского Союза, осуществлявшаяся как полномасштабная подготовка к вторжению на территорию Китая, привела к достижению требуемых результатов.
Цена вопроса, недостатки, просчеты
Не стоит думать, что "цена вопроса" была для Москвы незначительной. Затраты материальных средств были, конечно, огромные. В частности, в учениях приняли участие 2600 танков. Заправка каждого из них – тонна горючего, а хватит ее при самых благоприятных условиях марша только на 400-450 км. Расход же топлива непосредственно при розыгрыше "боевых действий" возрастет еще на 30%. Средний же пробег по танкам на одну единицу в ходе мероприятий составил более полутора тыс. км. Не составит большого труда вычислить, сколько стоила переброска только бронетанковой техники.
К этому стоит добавить 13 тыс. единиц автомобильной техники со средним пробегом 1400 км и уже упоминавшаяся авиация. Запасы топлива восстанавливались Министерству обороны два последующих года. Затраты на возвращение войск в пункты постоянной дислокации оказались столь высоки, что две мотострелковые дивизии Забайкальского военного округа, в соответствии с решением ЦК КПСС, были оставлены в Монголии. Обустроить их там оказалось дешевле, чем вернуть обратно.
Вместе с тем столь серьезные учения дали незаменимую и столь редкую в современных условиях практику командованию, штабам в реальном руководстве большим количеством соединений, частей и кораблей при выполнении ими поставленных задач в сложных условиях обстановки, а также позволили проверить оперативные расчеты реальными действиями войск.
Однако в ходе учений были выявлены и очень серьезные недостатки, спрятанные в мирное время за ширму повседневной деятельности войск. Среднесуточное количество отказов автомобильной и бронетанковой техники составило до 2% списочного количества, что значительно превысило установленные в то время нормы.
Безусловным лидером по количеству поломок стал бронетранспортер БТР-60. Машина эта в эксплуатации была непростой, требовала серьезной подготовки водительского состава и ремонтных органов. Трудно было ожидать хороших результатов, когда за руль этого бронетранспортера садился боец-приписник с опытом вождения ГАЗ-51 (53). Всего через 36 часов ему предстоял марш протяженностью 2 тыс. км. Совместная работа двух двигателей, двух коробок передач и раздаточных коробок БТР-60 требовала очень точной регулировки, с чем и не всякий кадровый офицер, выпускник общевойскового военного училища, мог справиться. Поэтому не стоит, наверное, удивляться и своеобразному рекорду, поставленному БТР-60. В ходе нескончаемых маршей до 30% бронетранспортеров вышло из строя. Не случайно уже в ближайшие годы в Афганистане появится дизельный БТР-80, который и по сей день считается одной из наиболее удачных машин этого класса.
Заправку перебазируемой в ходе учений авиации обеспечивали части пяти военных округов. Фото: Архив "ВКО"Интересен и тот факт, что до 30% автомобилей было поставлено войскам из народного хозяйства и только 5% из них не соответствовали предъявляемым требованиям.
Вместе с тем уже тогда стал очевидным огромный недостаток на всех уровнях средств эвакуации, технического обслуживания и ремонта. Отмечался просто вопиющий дефицит соответствующих специалистов-ремонтников. Удивительно, но эта задача остается более чем актуальной. Старение техники и ее выход из строя по техническим причинам иллюзий на этот счет не оставляют. В полках и в дивизиях между тем не стало больше ни спецтехники, ни специалистов.
К тому же огромное количество боевой техники вместо ее соответствующей переделки в ремонтно-эвакуационную и медицинскую в современную эпоху все же было отправлено на списание и утилизацию. Подготовка технических специалистов за прошедшие годы тоже в лучшую сторону, к сожалению, не изменилась. И опять-таки – весь комплекс перечисленных проблем достаточно остро проявился в ходе проведения контртеррористической операции на Северном Кавказе. Складывается впечатление, что вопрос загнан вглубь.
Напомним, что в 1979 г. на усиление технических служб передислоцируемых из Сибири дивизий были вынуждены прикомандировать более 50 тракторов К-700 из народного хозяйства и развернуть все армейские комплекты ремонтных мастерских. И тем не менее, в итоге ремонтные батальоны дивизий прибыли в районы учений только на 5-6 сутки после начала "боевых действий" и не смогли принять никакого участия в подготовке и ремонте техники.
В итоге на самом высоком уровне констатировалась необходимость "коренного изменения в оценке и понимании роли техники в бою, повышению технической грамотности и маршевой подготовки командиров и штабов всех степеней, усилению средств технического обслуживания, ремонта и особенно эвакуации, органов управления ими".
Устранению выявленных недостатков в соответствии с принятыми на очень высоком уровне решениями должны были быть посвящены три последующих года деятельности Минобороны и Генштаба. К сожалению, столь ценный и дорого оплаченный опыт был забыт.
Трудно сказать, во что выльется сегодня приведение в полную боевую готовность и марш своим ходом на две тысячи километров полностью развернутой мотострелковой (танковой) дивизии с необходимыми средствами усиления. А если дивизий будет, скажем, две? Три?
Для примера, во второй половине 1990-х гг. из дивизий постоянной готовности усилиями всего военного округа, а то и Центра, еле-еле, с огромным количеством чрезвычайных происшествий на Северный Кавказ отправлялся усиленный батальон. Однако по прибытию на место выяснялось, что чуть ли не половина материальной части не готова к применению по предназначению.
Масштабные учения, закончившиеся в марте 1979 г., имели и другие, не менее значимые последствия. В соответствии с решением Политбюро ЦК КПСС было проведено одновременно и развертывание нескольких соединений и частей Туркестанского военного округа с призывом из запаса 20 тыс. военнообязанных. С этими дивизиями и полками войсковые учения продолжились, а завершились они в декабре 1979 г. отнюдь не возвращением в пункты постоянной дислокации. Но это уже, как говорится, совсем другая история.
Владимир СУМАРОКОВ полковник, кандидат военных наук
|