Портрет женщины современного Узбекистана. Она совсем не похожа на тех восточных красавиц... 09:28 05.01.2007
Портрет женщины. Женщины современного Узбекистана
Она совсем не похожа на тех восточных красавиц, которых рисовали на своих полотнах художники былых лет, она также не похожа не тех немногих женщин с высокими прическами, поджатыми губами, в темных, квадратных костюмах, заседающих в правительственных кабинетах. Но, возможно, сегодня она прошла мимо вас - женщина современного Узбекистана.
Неизвестный художник в своей ташкентской квартире рисует портрет узбекской женщины, глядя на уже сделанные наброски, видишь, что картина получается довольно жесткой.
Вырисовывающийся портрет узбекской женщины огрублен. Она предстает на нем брошенной, но цепляющейся всеми силами за жизнь, демонстрируя не свойственные ранее узбекской женщине качества – умение отчаянно бороться, искать и находить решения многих, наваливающихся на ее плечи проблем.
"Внешность моей женщины, - говорит художник, - легко узнаваема".
>"Она бродит здесь, рядом, в "поисках пищи", а также далеко за пределами нашей страны. Мои женщины легко узнают и понимают друг друга без слов. Эта солидарность, взаимная поддержка и позволяют им оставаться на поверхности. Но меня интересует их глубина", - говорит художник, глядя на эскиз.
Правительство Узбекистана часто с гордостью рапортует о том, что в стране обеспечено гендерное равенство, и нет никакой дискриминации по отношению к женщинам. Существует даже указ президента страны Ислама Каримова, призывающего к активности женщин в политике, в бизнесе и экономике.
Правительственные отчеты поддерживаются статистикой. Сегодня женщины занимают 18% мест в законодательной палате и 15% в сенате Олий Мажлиса – парламента Республики Узбекистан.
Машкура Сафаева, заместитель спикера законодательной палаты Олий Мажлиса, через официальные СМИ заявляет, что права женщин Узбекистана надежно защищены правительством, и те условия, которые узбекские власти создали для женщин, высоко оцениваются за пределами республиками, в том числе членами Европарламента.
Что же по поводу правительственных отчетов думают сами женщины Узбекистана?
Они отвечают, что эти отчеты даже не читают, зная, что в них правду не найдешь, а живут они заботой более важной: как выжить. "Надоела такая жизнь, как прокормить детей, если нет работы, отбирают последний кусок хлеба, живут только богачи в правительстве или их родственники, об остальном народе никто не думает!", - буквально, прокричала о давно наболевшем женщина в Ташкенте.
Недавно она выходила на акцию протеста в Ташкенте, решив, что бороться за свои права, защищать себя и других стало новой обязанностью узбекской женщины.
Несмотря на жесткую, под руководством президента Каримова, диктатуру в Узбекистане, у вчерашних скромных, восточных женщин, хранительниц домашнего очага, все же хватает мужества сопротивляться режиму и требовать уважения своих прав.
Многие женщины стояли на передовой во время прошедших во многих регионах страны в конце прошлого года акциях протеста: в Каракалпакстане, Андижане, в Ташкенте и под столицей - в Чиназе, и в других местах.
По словам одного мужчины, активность женщин на протестах объясняется тем, что власти не всегда предпринимают против них жесткие меры, а появись среди них мужчины, можно ожидать повторения того, что уже случилось в Андижане в мае 2005 года, когда правительственные войска расстреляли многотысячную демонстрацию.
"Если мужчины поднимутся, будет плохо, прольется кровь, милиция всех перебьет", - говорит он.
Сегодня, по его мнению, многие мужчины уже смирились с тем, что сегодняшняя узбекская женщина - это далеко не только домохозяйка, они уже уступили лидирующую роль добытчика и защитника семьи женщине.
"Что делать, если нет работы, многие мужчины уехали на заработки в другие страны, а те, кто в Узбекистане, сидят без работы, - говорит мужчина. - Женщина же постоянно в движении и как-то умудряется находить хлеб".
По мнению узбекистанского социолога, вынужденная бездеятельность мужчин, создана преднамеренно властями страны, чтобы подчинить себе народ, лишить его независимости, инициативности и социальной активности.
Социолог говорит о том, какой начался бум, когда в начале 90х мужчины в Узбекистане начали заниматься частным предпринимательством. И что последовало за этим: власти начали издавать один за другим различные указы и положения, которые в конце концов убили индивидуально-предпринимательскую деятельность.
В то же время женщин не трогали, налоговые и другие структуры были к ним менее требовательны, и мужчины уступили женщинам даже тяжелый "челночный" бизнес.
"Вот так и началось занимание женщинами мужских мест – те отошли на задний план, а женщины вышли на улицы и начали привыкать к своей новой роли", - говорит социолог.
Но жизнь и правительство Узбекистана преподносят все более сложные задачи женщинам. Намного труднее, чем на неделю съездить за товаром в Китай или Турцию.
Махбуба Закирова, свидетель кровавых событий в Андижане 13 мая 2005 года, единственная имела смелость дать честные показания на процессе в Верховном суде в Ташкенте над группой обвиняемых по андижанским событиям.
Она рассказала, как правительственные войска в Андижане расстреливали безоружных людей, молящих не стрелять. Андижанские мужчины взяли в кольцо женщин и детей, подставляясь под пули, спасая их.
В память о молодом человеке, который умер, спасая ее ребенка, она единственная дала правдивые показания на суде.
По сообщению Инициативной группы независимых правозащитников Узбекистана (ИГНПУ), недавно городской суд Ташкента по уголовным делам оправдал гражданку З. Муминову, обвинявшуюся в нападении на представителя власти с ножом в руках.
Муминова пыталась защитить свой товар на рынке от конфискации, который она, по заключению представителя власти, продавала в неположенном месте. За Муминову заступился ее муж, за что был избит и арестован. Тогда она и совершила свой отчаянный поступок.
Безработица, безнадежность положения толкает некоторых узбекских женщин к занятию проституцией. Об этом уже много написано, но у официальных властей истории таких женщин не вызывают никакого сочувствия, они не видят в женской проституции социального контекста, а лишь распущенность и низкие моральные устои некоторых женщин.
Так, главная женская газета Узбекистана "Ойла ва Жамият" ("Семья и Общество"), издающаяся Комитетом женщин Узбекистана, на своих страницах критикует женщин, занимающихся проституцией.
Газета пишет, что женщины делают это лишь ради легкой наживы, хотят разбогатеть "легким путем".
Независимые же эксперты, изучая природу проституции в Узбекистане, за исключением отдельных случаев, видят в ней отражение острых социальных проблем.
Женщины из Узбекистана заполняют собой бордели не только соседних республик, но и дальнего зарубежья, и их ряды продолжают пополняться.
"Безысходность ломает моральные устои, былые ценности теряют свою актуальность, если нечего есть. Женщина, которая не в состоянии обеспечить себя, изгоняется из общества, становится ненужной. При отсутствии твердой социальной защиты со стороны государства, проституция зачастую становится выходом из социального и психологического кризиса", - сказал по этому поводу эксперт-социолог.
Наш же ташкентский художник, продолжая писать портрет своей женщины, говорит, что именно поэтому она у него выглядит так трагично.
04.01.2007
|