Кто развалил узбекскую авиацию. "Крест" на карьере министра обороны Р.Мирзаева? 13:59 06.01.2007
Слезы Санжара Искандарова.
В статье "О чем умолчали судьи" С.Искандарова, появившейся в Uzmetronome 25 декабря 2006 г., описано печальная участь министра обороны Узбекистана Р.Мирзаева, "пытающегося, как никто до него, сделать армию боеспособной, грамотной и технически оснащенной". Мы глубоко сочувствуем многострадальному министру, который, оказывается, пал жертвой ошибок прежнего министра К.Гулямова. Безусловно, катастрофа самолета, приведшая к гибели 15 военнослужащих, не может быть ничем оправдана, и виновные должны понести наказание.
Гулямов, конечно, человек нехороший, но при нем таких катастроф не было. Воздушно-десантная подготовка осуществлялась на самолетах ОСО "Ватанпарвар" (аналог ДОСААФ), которое имеет и парк самолетов, и грамотных специалистов, и необходимый опыт, приобретенный за 15 лет Независимости. Министерство обороны оказывало "Ватанпарвар" необходимую помощь в содержании и ремонте самолетов, осуществляло сотрудничество, основы которого были заложены еще при министре Р.Ахмедове.
В 2006 г. тактика изменилась. Министерство обороны стало нанимать самолеты национальной авиакомпании, не имеющей опыта воздушно-десантной службы и не знакомой с условиями полигона ОСО "Ватанпарвар". Автор статьи прав в том, что офицеры министерства обороны, вынужденные отвечать за последствия чужих решений, являются в данном случае "козлами отпущения". В министерстве циркулируют слухи о существовании двух актов по катастрофе с взаимоисключающими выводами. Какой из них был использован в военном суде – вопрос решался, исходя из конъюнктуры, а вовсе не из интересов дела.
Что касается закупок запасных частей, узлов и комплектующих к боевой технике, этими вопросами в Узбекистане занимается не министерство обороны, а исключительно государственное предприятие "Узмахсусимпекс". Подчиняется же оно лично Премьер-министру Узбекистана. В 2005 г. все руководящие посты в "Узмахсусимпекс" заняли сотрудники СНБ РУз. Через год многие из них были заменены. Вот с этими людьми, по видимому, и приходится бороться министру Р.Мирзаеву. Мы можем только посочувствовать ему, это ничего хорошего ему не сулит.
С.Искандаров (он же Сергей Ежков, как всегда, выполняющий вполне определенный заказ), рисует далеко не безоблачную картину состояния министерства обороны. Вывод напрашивается сам собой – нужны "козлы". Поиск продолжается.
Поступило от - beautiful_irina@yahoo.com
***
О чем умолчали судьи...
Обвинительный приговор, вынесенный коллегией Военного суда двум офицерам Министерства обороны Узбекистана и одному штатскому в связи с крушением самолета АН-2, как и положено, констатировал виновность должностных лиц, оставив за кадром подлинные причины трагедии.
Начнем с того, что в непосредственном ведении министерства нет ни одного авиационного подразделения так называемой "малой авиации". Той, что практически везде используют именно для подготовки десантников и непосредственно парашютного десантирования.
Армия вынуждена арендовать самолеты типа АН-2, но при этом абсолютно лишена выбора потенциального партнера. Нет сегодня в Узбекистане исправных и пригодных к полетам самолетов такого типа.
Сельскохозяйственная авиация, имевшая в советское время более чем солидный парк, практически умерла вместе с СССР. Что касается национальной авиакомпании "Узбекистон хаво йуллари", то и она не располагает аналогичными машинами. Те, что были, давно пришли в негодность, те, что сохранились хоть в каком-то виде, переданы в частные руки.
Насколько нам известно, утром 19 октября нынешнего года, Министерству обороны, как обычно, предоставили именно такой самолет. Борт UK70152, кроме нужд военных, нередко использовали в качестве туристического транспортного средства, поднимая в воздух обеспеченных и влиятельных узбекских граждан и их не менее обеспеченных гостей. Этот борт был единственным, способным летать. О количестве мелких поломок и времени, затраченном на периодический ремонт этого АН-2, лучше вообще не вспоминать…
При таком положении вещей трагедия бы все равно произошла.
Однако в тот злополучный день военным действительно дали другого пилота, едва покинувшего стены Джизакского военного летного училища. Отказаться (других летчиков нет), значит сорвать учебно-тренировочные прыжки. Их и так срывали неоднократно по причине "экскурсионных" полетов, о которых упоминалось выше.
Вот и полетели, как потом выяснилось, в последний путь…
В путь, который чуть не поставил крест на карьере нынешнего министра обороны Узбекистана Руслана Мирзаева, пытающегося, как никто до него, сделать армию боеспособной, грамотной и технически оснащенной.
>Сегодня модно утверждать, будто прежний министр обороны Узбекистана Кадыр Гулямов пострадал за свои демократические убеждения и несогласие с жесткой позицией президента по тем или иным вопросам.
Не знаю, лично мне такие убеждения неизвестны.
Однако я уверен в другом: министр-интеллектуал чуть не развалил вооруженные силы республики.
Именно при нем уровень коррупции в узбекской армии стал недопустимо высоким. Боевая техника и запасные части к ней закупались по ценам, в несколько раз превышающим реальные, а количество промежуточных посредников в этих торгово-закупочных операциях росло, словно на дрожжах.
При нем младшие командиры начали брать с контрактников дань в размере 10 процентов от денежного содержания. Старшие привыкли, что им заносили младшие.
В его бытность в мае прошлого года президент Узбекистана, срочно вылетевший в Андижан в связи с известными событиями, 40 минут не мог найти командующего Восточным округом генерала Касымали Ахмедова, сегодня возглавляющего танковое училище в Чирчике...
И это только то, что лежит на поверхности и известно многим…
Руслан Мирзаев, похоже, в силу специфики прежней работы не только быстро оценил, к чему пришла армия, но и старается в меру своих возможностей выправить ситуацию.
В первую очередь, ликвидировать теневых поставщиков запасных частей к боевой технике, узлов и комплектующих к ней же. Учитывая, что практически все предыдущие годы эта весьма прибыльная сфера деятельности патронировалась высшим руководством министерства и контролировалась криминалитетом, изменить правила, заключая контракты непосредственно с производителем, очень непросто.
Непросто убедить офицеров, развращенных полной бесконтрольностью и коррупцией, что армия - это не способ разбогатеть за казенный счет, а служба отечеству.
В бытность министра Кадыра Гулямова, к примеру, только в одном военном училище Узбекистана в течение года бесследно исчезло горюче-смазочных материалов на 800 миллионов сумов (ориентировочно 650 тысяч долларов США). Виновных, по-моему, не могут найти до сих пор.
Непросто, видимо, и убедить высшее руководство страны в необходимости подлинной, а не показной, модернизации вооруженных сил.
Да, после трагедии с самолетом АН-2, к которому министерство обороны не имело никакого отношения, военным все-таки выделили и деньги и, соответствующие требованиям, самолеты. Не было бы счастья, да несчастье помогло.
Вот только почему узбекам, как и русским, надо дождаться грома, чтобы либо перекреститься, либо задуматься…
Санжар Искандаров
25 декабря 2006 uzmetronom.com
|