Gazeta.ru > Казахи взорвали углеводородную бомбу. Заключив договор о прокладке нефтетрубы по дну Каспия 12:56 26.01.2007
>Казахстан заключил соглашение о создании Казахстанской каспийской системы транспортировки (ККСТ) углеводородов на мировые рынки, в соответствии с которым дополнительные объемы нефти будут транспортироваться через нефтепровод Баку–Тбилиси–Джейхан (БТД). Российские власти заявили, что прокладка трубы по дну Каспия может привести к экологической катастрофе. У России в этой ситуации нет иных козырей, кроме экологических.
Сдержанно-негативную реакцию вызвал у российских властей подписанный в среду госкомпанией Казахстана "Казмунайгаз" с участниками международного консорциума Agip KCO и СП "Тенгизшевройл" (ТШО) меморандум о создании Казахстанской каспийской системы транспортировки (ККСТ) углеводородов на мировые рынки. ККСТ включает в себя строительство нового маршрута транспортировки нефти через Каспийское море с сооружением подводного участка трубы к нефтепроводу Баку–Тбилиси–Джейхан.
Минприроды России в четверг назвало подобный проект неприемлемым с точки зрения экологии. "Нас беспокоит периодически появляющаяся информация в разных источниках в сообщениях различных стран о якобы готовящихся проектах прокладки трубопровода по дну Каспийского моря, прежде всего направленных на транспортировку углеводородного сырья в обход России", – заявил журналистам замдиректора департамента государственной политики в области охраны окружающей среды министерства Амирхан Амирханов. При этом он подчеркнул, что речь идет о проектах "любого варианта, любого объема и масштаба". "Это замкнутый водоем, который не имеет выхода в Мировой океан, и все, что там произойдет, там и останется. Это проблема будущего Каспия. Учитывая высокую сейсмоопасность района – до 9 баллов, это очень опасные проекты по своим последствиям", – подчеркнул замдиректора департамента.
В Минприроды "Газете.Ru" не смогли уточнить, высказал чиновник личную точку зрения или представлял позицию министерства.
Однако Минприроды еще летом прошлого года озаботилось экологией Каспия, решив принять комплекс мер, которые помогут предотвратить возможное загрязнение водоема в результате разлива нефти.
В прошлом же году Казахстан заговорил о перспективах диверсификации транспортировки каспийской нефти.
Проект будущего альтернативного КТК транспортного маршрута предусматривает прокладку в казахстанском секторе Каспия трубопровода с наземном участком в 700 км, подводным – в 80 км, а также строительство очистных сооружений для повышения качества сырья до азербайджанской нефти марки "Азерлайт". Далее нефть танкерами будет доставляться до азербайджанского побережья и по 100-километровому трубопроводу закачиваться в БТД. Новая транспортная система, как отмечается в сообщении пресс-службы "Казмунайгаза", "предназначена для экспорта возрастающих объемов казахстанской нефти, добываемой в первую очередь на месторождениях Кашаган и Тенгиз, через Каспийское море на международные рынки". Проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию ККСТ планируется к началу добычи на Кашагане в 2010–2011 годах.
Новый маршрут с предполагаемыми объемами прокачки в 25 млн тонн нефти в год с последующим увеличением до 38 млн тонн, действительно, может составить серьезную конкуренцию КТК, чья мощность в 2005 году составила 30,5 млн тонн. К 2010 году планируется увеличение мощности КТК до 67 млн тонн, но акционеры (Россия (24%), Казахстан (19%), Султанат Оман (7%), Chevron Caspian Pipeline Consortium Company (15%), СП "ЛУКойла" и BP LUKARCO B. V. (12,5%)) до сих пор не могут сойтись в цене. Россия настаивает на повышении транспортного тарифа, подчеркивая, что в противном случае инвестиции в расширение трубопровода будут нерентабельны. Не в пользу КТК играет и необходимость везти затем нефть из Новороссийска в Европу танкерами через узкие проливы Босфор и Дарданеллы. Предлагаемый же Россией проект трубопровода Бургас–Александруполис через Грецию и Болгарию управляющий директор "Казмунайгаза" Каиргельды Кабылдин в минувшую среду галантно назвал "экономически наиболее привлекательным для Казахстана среди европейских маршрутов транспортировки нефти", подчеркнув, однако, что здесь "все находится пока на стадии деклараций, намерений".
Казахстан к новому партнерству толкают, впрочем, не только экономические аргументы.
"Казахстан хочет дружить не только с Россией, но с Китаем, Европой и США", – отмечает заместитель генерального директора Центра политических технологий (ЦТМ) Алексей Макаркин.
Основными партнерами республики по новым месторождениям являются именно американские и европейские компании. Так, акционеры СП "Тенгизшевройл" – ChevronTexaco Overseas (50%) и ExxonMobil Kazakhstan Ventures Inc (25%), "Казмунайгаз" (20%). В Agip KCO оператором проекта выступает Eni; Total, ExxonMobil, Royal Dutch/ Shell имеют по 18,52% долевого участия, ConocoPhillips – 9,26%, Inpex и "Казмунайгаз" – по 8,33%.
"Поставка в БДТ добываемой фактически американскими компаниями нефти дает США возможность присутствия в регионе, – поясняет Макаркин. – Штаты подчеркивали, что нефтепровод необходимо охранять, что может быть использовано как предлог для размещения там американских военных баз. США заинтересованы в том, чтобы как можно больше газо- и нефтепроводов проходили в обход России, чтобы ослабить ее роль как транспортного игрока". С другой стороны, Казахстану важны хорошие отношения и с Россией, поэтому серьезного конфликта с маршрутами нефтепроводов возникнуть не должно, полагает аналитик "Тройки Диалог" Владислав Метнев.
Анна Фирсова 26.01.2007
|