С.Лузянин: Братья по расчету. Россия наращивает сотрудничество с Индией 13:18 26.01.2007
В ходе подготовки визита российского президента в Индию рабочей группе пришлось решать сложнейший политический ребус из как минимум пяти составляющих.
Во-первых, соседний Китай успешно сглаживает проблемные моменты своих отношений с Индией (визит Ху Цзинтао в ноябре 2006 г.), а неофициальный "союз трех" (России, Индии, Китая) уже сложился. Во-вторых, в Вашингтоне недовольны тем, что происходит на российско-индийском и китайско-индийском направлениях, но как-то наказывать своего индийского союзника в нынешних условиях там вряд ли решатся. В-третьих, остается в силе обещание Владимира Путина, сделанное им 3 декабря 2004 г. в Нью-Дели, "поддержать кандидатуру Индии в качестве одного из будущих постоянных членов Совета Безопасности ООН". Правда, было небольшое пояснение российского президента - без права вето, что, понятно, не воодушевило индийских политиков. В-четвертых, Индия явила миру вторую (после Китая) версию "экономического чуда" в области высоких технологий и программного обеспечения. В-пятых, за российско-индийским диалогом внимательно следит Пакистан, отношения с которым у России за последние годы радикально улучшились, в то время как индийско-пакистанские связи оставляют желать лучшего. Понятно, что Исламабад не может пока покупать в таких объемах у России оружие и прочую продукцию ВПК. Но Россия вольно или невольно находится посередине между спорящими державами, обладающими к тому же (с 1998 г.) еще и ядерным оружием (де-факто), признанным мировым сообществом.
Текущий двусторонний формат хорошо известен. Для России Индия и в советские, и в постсоветские времена всегда была приоритетным государством, важность отношений с которым не вызывала никаких сомнений. Формула "Индия и Россия - братья навек" оставалась политической аксиомой, определявшей советскую и российскую геополитики в Южной Азии. Правда, в начале 1990-х годов на фоне кризиса в РФ прежняя любовь несколько остыла, уступив место прагматизму. Владимир Путин (визиты 2000-го, 2002-го, 2004 гг.) заново открыл для России Индию. Выяснилось, что последней нужно много хорошего оружия, нефти, газа, помощь в строительстве АЭС и освоении космоса. Из требуемого "списка" Нью-Дели часть уже получил, другую получит по результатам нынешнего визита российского лидера.
Так, Россия удовлетворит в 2007 г. просьбу Индии о поставках 60 тонн ядерного топлива для АЭС в Тарапуре. Отечественные компании продолжают участие в строительстве индийской АЭС "Куданкулам", установив там два ядерных реактора на "легкой воде" мощностью в 1 тысячу мегаватт каждый, а также сопутствующее оборудование. Общая стоимость контракта только по этому проекту составляет 2,6 млрд. долларов. Ввод в эксплуатацию первого энергоблока "Куданкулам" планируется в первой половине 2007 г., а второго - в 2008 г. Одновременно Дели готов вложить 25 млрд. долл. в развитие нефтяных и газовых месторождений в России, в частности, в районе Астрахани. Индия уже ежегодно получает 2,3 млрд. баррелей нефти и 17,3 трлн. кубометров газа по инвестируемому O.N.G.C. Videsh Ltd проекту "Сахалин-1" и в скором времени планирует получать до 4,6 млрд. баррелей нефти и 770 млрд. кубометров газа по проекту "Сахалин-3".
>Готовятся индийские инвестиции в российско-казахский проект освоения нефтегазового месторождения Курмангазы в Каспийском море. Торговля, правда, по итогам 2006 г. не впечатляет - 3,1 млрд. долл. США. Для сравнения - российско-китайская перешагнула за 30 млрд. долл. Есть еще и индийский долг России в 1 млрд. долл., который будет, видимо, переведен частично в российские закупки, частично в российские инвестиции.
Сделки проходят и в области ВТС. Причем с Индией, в отличие от Китая, существует совместное военное производство (кооперация) отдельных видов вооружений, включая корабельные ракеты. В принципе для России растущие индийские амбиции не опасны. Индия не представляет военной угрозы, являясь, пожалуй, самым безопасным партнером из всех крупных восточных стран дальнего зарубежья. Россия и Индия не имеют общих границ и исторически всегда были в одном или близком идеологическом "поле".
Экономические задачи двух стран очевидны и сводятся к сохранению на 2007-2010 гг. отдельных сегментов рынка "мирного атома", наращиванию двустороннего товарооборота и привлечению Индии в качестве активного внутрироссийского инвестора. Геополитические цели более масштабны - речь идет об укреплении "треугольника" Россия - Индия - Китай и согласовании сходных либо единых позиций по региональной и глобальной проблематике с учетом текущей экспансии США. Будет ли это выполнено? Поживем - увидим...
Сергей Лузянин, профессор МГИМО (У) МИД РФ, президент Фонда востоковедческих исследований №3 за 2007 год (26.01.2007)
|