"Алас": Белеющие облака... Кыргызы - заблудшая нация 14:05 30.01.2007
Хотя кыргызы и относятся к собственной судьбе равнодушно, именно сейчас происходит подспудное брожение факторов, которые в будущем приведут и к межнациональным, и к внутринациональным конфликтам.
В последние годы много говорится о плюсах и минусах национализма как средства самосохранения нации. По мнению некоторых ученых, если позитивный национализм (национальный патриотизм) направлен на проявление доброго отношения и приумножение культурного и духовного достояния своего народа, то главный признак негативного национализма – неприязнь и уничижение других наций и их достижений. Видно, неспроста ученые уделяют столь пристальное внимание национализму как явлению.
Потому как все связанное с межнациональными отношениями в нынешнюю эпоху выдвинулось на первый план в качестве самых важных, животрепещущих проблем. Разительные перемены в прежде двухполюсном мире, крушение СССР стали большим испытанием для народов бывших советских союзных республик, и теперь они каждый в одиночку ищут самостоятельного пути развития. И в связи с этим как в межнациональных отношениях, так и в отношениях внутри одной нации появилось множество проблем.
Когда речь заходит о межнациональных отношениях в Кыргызстане, в качестве положительного довода обычно приводят полное отсутствие крупных конфликтов в этой сфере после Ошских событий, начало которым в свое время положило несправедливое распределение денежных, материальных и политических ресурсов. Доводы подкрепляют и утверждениями о терпимости, гостеприимстве и великодушии кыргызского народа.
Но на деле в глаза больше бросаются не упомянутые выше ценные качества кыргызского народа, а >низкий уровень национального самосознания, манкуртское забвение родного языка, культуры, вековечных традиций и ценностей. Такой народ не способен не то что биться и воевать с другими нациями (не приведи господь!), но не в состоянии даже защитить должным образом собственные интересы, и при этом даже не задумывается, насколько они, эти интересы, важны. Хотя кыргызы и относятся к собственной судьбе равнодушно, именно сейчас происходит подспудное брожение факторов, которые в будущем приведут и к межнациональным, и к внутринациональным конфликтам. Главная причина – в том, что кыргызы, давшие собственное имя своей стране, еще не сформировались как нация в полном смысле этого слова, чтобы составлять сердцевину своего государства и быть способными взять на себя ответственность за его судьбу. И даже тот факт, что кыргызскому языку придан статус государственного, а у власти пребывают сплошь кыргызы, не позволяет утверждать, что дела обстоят иначе.
Да и тот же кыргызский язык за годы независимости так и не стал государственным в подлинном значении этого слова. До сих пор лингвисты не сумели разработать научно-техническую и общественно-политическую терминологию кыргызского языка. Не создав сколько-нибудь оптимальной системы преподавания кыргызского языка для представителей различных этносов, учреждений, учебных заведений и слоев общества, мы опозорились, в это же самое время требуя от других национальностей знания государственного языка.
Поскольку кыргызский так и не превратился в язык межнационального общения, и мало-помалу увядает, предоставленный сам себе, то страна на языковой основе разделилась надвое, и на юге говорят "озбекча", а на севере – "орусча", вот и формируются два разных менталитета. Что это, как не полное отсутствие позитивного национализма, если кыргызская интеллигенция не смогла или не захотела сообща решить для своего же народа столь важную задачу?
Мартовские события 2005 года усилили дотоле подспудные внутринациональные противоречия. Хотя проблема "север-юг" и была обусловлена многочисленными историческими, географическими и другими факторами, при бывшем президенте она в силу политических причин считалась искусственной. В ходе мартовских событий и после них распределение разного рода денежных, материальных и политических ресурсов между политическими элитами стало важным фактором и в конечном счете привело к образованию изначально искусственного, недолговечного тандема Бакиев-Кулов. Глава правительства в свое время отказался от участия в президентских выборах, в открытую увязав свое решение довольствоваться должностью премьер-министра с проблемой "север-юг" и стабилизацией обстановки в республике. Словом, ныне для национального патриотизма, способного объединить народ на политическим уровне, не достает ни общих интересов, ни политической культуры.
Сама кыргызская культура настолько глубоко ввергнута в маргинализацию путем политической глобализации, что все еще существует в последние годы лишь благодаря энтузиазму патриотов-одиночек. Правда, и при А.Акаеве было несколько неуклюжих попыток привлечь внимание мировой общественности к страницам истории кыргызского народа через празднование 1000-летия эпоса "Манас", 2200-летия кыргызской государственности. Однако, если не считать таких плохо подготовленных мероприятий, ни государственные мужи, ни те, кого принято называть сливками общества, оказались не способны объединить народ на основе национального самосознания, на основе развития лучших сторон национальной культуры.
Пограничные проблемы, которые с регулярностью трижды в день испытывают терпение населения южных районов, граничащих с Узбекистаном и Таджикистаном, вызывают неприязнь граждан к собственному государству. В силу причин, лежащих в информационной, языковой и демографической сферах, население юга страны все больше тяготеет к сопредельным государствам, а северяне оказываются под все большим влиянием Казахстана и России. Поскольку своя страна не может предложить достойную работу и заработок, лучшие кыргызские юноши и девушки вынуждены отправляться в поисках лучшей доли в те же самые Казахстан и Россию, становясь гражданами этих государств.
Остающимся же на родине просто не по силам решить упомянутые выше проблемы, и в нынешнюю пору все решает сыдыковская челядь. В целом со дня провозглашения независимости страна так и не достигла успехов, по которым другие государства могли бы познакомиться с кыргызским народом и позволяющих гордиться своей нацией.
Для решения этих задач ни у политических вождей кыргызского народа, ни у культурных деятелей, ни у состоятельных людей нет и не наблюдается даже признаков патриотизма, на основе чего можно было бы сплотить нацию.
Хотя уличные выступления двухсот-трехсот студентов, митингующих против присоединения страны к программе HIPC, и являются подлинным проявлением национального патриотизма, они не в состоянии коренным образом изменить существующее положение. Нация, надолго остающаяся в таком состоянии, мало-помалу загнивает изнутри, как сейчас, или начинает поиски внутренних и внешних врагов, что тоже обычно плохо кончается. Готовых путей решения проблемы пока не существует, но без ее решения у кыргызского народа нет и будущего.
Жайнак Касымов
25.01.2007, "Алас"
Перевод с кыргызского осуществлен Интернет-изданием Tazar
|