И.Мирсайитов: Социальная база ферганских экстремистских организаций довольно широкая. Много женщин... 12:28 31.01.2007
Икбол Мирсайитов, главный эксперт МИСИ при президенте КР, о религиозном экстремизме в Центральной Азии
Сейчас экстремистские организации разрабатывают новые методы и формы своей деятельности и будут готовиться к идеологической борьбе со светскими властями, используя при этом новейшие информационные технологии.
Религиозный экстремизм остается для Кыргызстана одной из наиболее актуальных тем. Государство пытается усилить уголовную ответственность за подобные деяния. И тем не менее в последнее время все чаще говорят о том, что с экстремизмом стоит бороться не только мечом, но и словом. Об этом - в интервью с главным экспертом Международного института стратегических исследований при президенте КР Икболжаном Мирсайитовым.
- Насколько религиозные организации влияют на процессы политического и экономического развития Ферганской долины?
- Это необходимо рассматривать с нескольких позиций. Во-первых, официальные религиозные организации по существующему Закону КР "О свободе совести и религиозных организациях" не имеют права заниматься коммерческой деятельностью. Но их представители, как полноправные граждане Кыргызстана, наравне со всеми могут вести бизнес в качестве частных лиц. В настоящее время существуют коммерческие организации по продаже религиозной литературы, культовых одеяний, аудио- и видеокассет, религиозных принадлежностей. Сеть коммерческих магазинов располагается, как правило, вокруг центральных мечетей. Религиозные деятели имеют собственные кафе, столовые, рестораны.
Например, Международный центр исламского сотрудничества в Кыргызстане (руководитель - известный в Центральной Азии теолог С.Камалов) имеет кафе "Аль Барака" в городе Оше. Главное достоинство этого заведения - в нем запрещено распивать спиртные напитки и курить. И это вполне легальная деятельность, основанная на законах КР.
Во-вторых, в Ферганской долине располагаются представительства неофициальных религиозных организаций. В основе их деятельности лежит проявление себя и своей организации в качестве доминирующей оппозиционной силы. Во всяком случае, они пытаются создать коммерческие структуры, в которых в основном работают их члены. Как правило, эти организации регистрируют свои предприятия на частных лиц. Например, группа "Акромийа".
Таким образом, и официальные, и неофициальные религиозные организации пытаются влиять на политические процессы в регионе. Примеров масса. Выборы в Жогорку Кенеш КР 2005 года, президента КР в 2006-м. Запрещенные религиозные организации в лице "Хизб ут–Тахрира" пытались даже придать священным мусульманским праздникам Орозо айт и Курбан айт политическую окраску. В 2006 году представители этой партии открыто вступили в полемику с официальными властями в Иссык-Кульской и Джалал-Абадской областях. Они попытались участвовать в обсуждении проекта новой Конституции путем передачи проекта "Конституции исламского государства" в редакции республиканских газет.
- Каковы, на ваш взгляд, основные причины появления экстремистских религиозных организаций в Ферганской долине?
- Многие эксперты склонны считать, что социально-экономические трудности в регионе. Но это всего лишь повод. На самом деле основная причина – отсутствие в регионе квалифицированных теологических кадров, широкомасштабной, как это было при светской власти, идеологической борьбы. Лишь грамотный теолог может противостоять идеям экстремизма и терроризма. И в этом плане в республике идеологическая борьба только начинается. В 2006 году правоохранительные органы совместно с Духовным управлением мусульман Кыргызстана (ДУМК) сняли фильм про "Хизб ут-Тахрир" - "Ихлас" ("Очищение"). Президент КР выделил для нужд ДУМК около 2 миллионов сомов, которые, по словам муфтия Мураталы ажы Жуманова, будут использованы на идеологическую борьбу с экстремистскими организациями.
- Каков, на ваш взгляд, социальный портрет членов религиозных организаций экстремистского толка?
- Социальная база экстремистских организаций довольно широкая. Они представлены маргинальными слоями, интеллигенцией, молодежью. В основном это население Ферганской долины, недовольное политикой светских властей. Вызывает опасение, что в данных организациях становится все больше женщин. А с ними вести борьбу труднее.
- Какие силы заинтересованы в спонсировании экстремистских организаций в Ферганской долине?
- Не все экстремистские организации имеют только внешнее финансирование. К примеру, "Хизб ут-Тахрир" располагает большими внутренними резервами. Другой вопрос, что общее руководство этой организацией осуществляется именно из-за рубежа.
Активная деятельность таких организаций в нашем регионе для их руководителей - это уникальный способ влияния на внутренние политические процессы стран Центральной Азии. При их помощи можно оперировать важной информацией, проектами. Это мощная сила для организации социального протеста в регионе.
- Если измерить риски, исходящие от религиозных организаций экстремистского толка по 5-балльной шкале, сколько баллов вы дадите каждому из государств Центральной Азии?
- Кыргызстан, Узбекистан и Таджикистан – по 5, Казахстан – 3, Туркменистан – 1.
- Является ли наличие государственной идеологии панацеей от таких организаций?
- Разработка стратегии государственной идеологии – это комплексная программа на ближайшие годы. Борьба с экстремизмом – всего лишь ее часть. В настоящее время нам необходима концепция конфессиональной безопасности, изменение и расширение существующего Закона "О свободе совести и религиозных организациях". А также соответствующая модернизация Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов КР.
- Будут ли усиливаться религиозные организации экстремистского толка на юге Кыргызстана? Каков ваш прогноз на ближайшие 10 лет?
- Мне кажется, сейчас >экстремистские организации разрабатывают новые методы и формы своей деятельности. Они будут работать над качеством своих сторонников, а также попытаются выйти на второй уровень своей деятельности – от культивирования идей перейдут к практике. Это означает, что они продолжат работу с населением в формате "защита прав потребителей", "реализация своих гражданских свобод", будут готовиться и к идеологической борьбе со светскими властями, используя при этом новейшие информационные технологии.
30/01/2007,
|