Осквернители храмов. В Уральске сносят исторические памятники 07:44 08.02.2007
В Уральске к государственным объектам культуры нагло присосались частные лавочки
Парк горького периода Наиболее толково описывает историю его появления на карте города брошюра местного краеведа А.Белого. В 1840 году в версте от Уральска, на берегу реки Чаган, был заложен общественный войсковой сад. Окружность его изначально составляла 3500 саженей, то есть, по нынешним меркам, около 7, 5 километра. В северной части сада довольно скоро возвели изящное летнее строение, которое стало дачей наказного атамана. Здесь любили принимать многих высокопоставленных особ, посещающих старинный городок на стрелке двух рек, где есенинский "разбойный Чаган" вливается в своенравный Яик Горыныч.
Особым событием для уральцев стало гостевание на даче будущего российского императора Николая II, чей наследник цесаревич Алексей впоследствии стал августейшим атаманом всех казачьих войск империи. Отдыхал здесь и граф Лев Николаевич Толстой, приезжавший в Уральск к своему однополчанину по Крымской кампании Аркадию Дмитриевичу Столыпину, генералу и наказному атаману. Слыхивали тут счастливые посетители и крепнущий голос молодого Федора Шаляпина, которому судя по дошедшим до нас отзывам всего-то и понравилось в Уральске, что казенный сад. Кстати, когда в 1859 году в уральских школах ввели практическое лесоводство (!), дети не только выращивали в лесопитомнике деревья для высадки, но и сеяли злаковые и овощные культуры в оранжерее сада.
Увы, все это в прошлом. В трудные 90-е годы XX века вообще едва не поставили на казенном саду дубовый крест, но, слава Богу, пронесло. А вот минувшей осенью с теперь уже государственным казенным коммунальным предприятием (ГККП) площадью 5, 6 гектара приключился небывалый конфуз.
Лето выдалось маловодным, к тому же на Чагане, составляющем главную прелесть парка, уменьшили шандор-подпор. И терпеливая вода, далеко отступив от берега, явила взору отдыхающих такую дрянь на своем отлогом дне, что стыдливо крякнули даже самые закоренелые неряхи и грязнули. Но не о том печалились владельцы летних кафе, пропитавшие парк запахом горелого мяса и смрадного дыма. Во-первых, кафе-"поплавки" безвольно сели на мель. Во-вторых, у временных развлекательно-пищевых точек закончился срок аренды парковых земель общего пользования. То есть пришла пора прикрывать частные лавочки на территории государственного учреждения, а делать этого ох как не хотелось!
- Кому помешали кафе в парке Кирова?! - нервно задирался на недавнем форуме предпринимателей Приуралья бизнесмен Владимир Охватов. Но демагогический тон хозяина капитально "припарковавшегося" кафе "Балтика" перебили весьма убедительными доводами: дескать, даже в генеральный план Уральска ваше заведение никаким боком не вписывается. Тем не менее, поясняют в городском отделе культуры, дирекции парка пришлось-таки вчинить господину Охватову иск, поскольку по-хорошему выселяться с незаконно удерживаемого лакомого участка он не желает. Кроме того, у него, оказывается, есть в этой связи конкретные претензии к городскому акимату. И удивляться тут нечему, ибо в последнее время завуалированный и явный самозахват земель общего пользования принял в Уральске поистине горестные масштабы.
Выясняется и еще одна занятная деталь. При обоюдном согласии сторон дело с выдворением самоявленного частного бизнеса из храма природы, имеющего статус памятника истории, можно, оказывается, решить и полюбовно. Надо только упомянутые летние кафе передать в собственность парка, а потом использовать их по тому же назначению, но уже на правах аренды. То есть от перемены форм собственности ситуация существенно изменится в пользу государства и народа. Но пока обе стороны держат оборону. Не надо забывать и о том, что горакимат уже объявил конкурс на лучший проект благоустройства своего казенного сада. Может, на этот раз ему в возрасте 162 лет, наконец-то, крупно повезет. Вот только на все грядущие оздоровительно-обновительные работы в парке надо непременно получить разрешение госинспекции по охране историко-культурного наследия Западно-Казахстанской области. И по возможности не пускать больше на лето любительские отряды "Жасыл ел", которые в прошлом сезоне оставили после себя столько высоких пеньков и даже штамбов, лишенных крон, что опытные лесоводы хватаются за сердце.
Искусство в застенке
А тем временем в самом центре Уральска набирает обороты другое противостояние между чахнущим объектом культуры и все тем же частным бизнесом. Речь идет о единственном на всю область ветшающем выставочном зале и присосавшемся к нему магазином ТОО "Компас-Сервис".
>Возраст зала не столь солиден, как у парка. Еще каких-то 20 лет назад он был филиалом республиканской дирекции выставок и скромно процветал. Но с началом "парада суверенитетов" на него нацепили аляповатую униформу торгово-промышленной биржи, так что ладный бог Аполлон, покровитель искусств, был с позором выкинут из этих стен на улицу. За бога заступился тогдашний горотдел культуры и с помощью прокуратуры изгнал из храма искусств тяжелый дух наживы, после чего уговорил взять зал в доверительное управление солидное АО "Талап". И лишь сравнительно недавно зал снова вернулся в лоно государства на скромный бюджетный паек. Как сказала одна из его сотрудниц, ее зарплата сейчас уступает даже минимальной пенсии. Такими вот замысловатыми зигзагами и тащился зал к нынешнему дню, еще не подозревая, что снова окажется в застенке у нахрапистого бизнеса.
Вот говорят: "В одну телегу впрячь не можно вола и трепетную лань". Как бы не так! Во всяком случае, изворотливость "Компас-Сервиса" доказывает обратное. А началось все, по словам директора выставочного зала Алии Сапаровой, с того, что на их заднем дворике какие-то люди стали сноровисто пристраивать к двум наружным стенам здания еще две стены. При этом на резонный интерес: "В чем собственно дело?" - охотно предъявили полный пакет документов и разрешение на пристройку за подписями начальника горотдела культуры и представителя горархитектуры. Естественно, возникает недоумение: за чей счет банкет? То бишь, за чей счет и по какому праву частному предпринимателю безвозмездно предоставлены две государственные стены, вследствие чего храм культуры оказался как бы в застенке у торговцев оргтехникой? Едва протиснувшись во дворик, ступаешь за порог встроенного магазина и видишь, помимо всего прочего, два окна. Но с видом не на улицу, а на.. выставку декоративно-прикладного искусства уральских школьников, размещенную в "потустороннем" многострадальном зале. Причем на одном из подоконников притулились две лоскутные черепашки (не ниндзя!), которые всем своим видом как бы спрашивают: "И как это нас с новым соседом угораздило?".
А можно и наоборот. Заходишь в выставочный зал, движешься по часовой стрелке вдоль экспозиционных щитов и утыкаешься в два зарешеченных окна с протекающим над ними потолком. А за ними... А за ними закрытые жалюзи. Потому что магазин - это вам не выставка, а коммерция. Такие вот параллельные миры, два в одном, к полному недоумению ценителей искусства.
Как считает Алия Сапарова, давно уже пора сделать две вещи - привести задний дворик в первоначальное состояние и передать выставочный зал на баланс областного управления культуры. Но пока прокуратура и упомянутое управление не составят об этих вещах своего твердого мнения, ситуация будет усугубляться.
И это только два примера весьма прохладного отношения к нашему культурному наследию. Список легко продолжить.
№ 22 (16170) от 08.02.2007 Вячеслав КУЛИКОВ, Уральск
|