К.Н.Ясин: Страх перед изоляцией заставляет иранских шиитов идти навстречу суннитам 08:47 13.02.2007
Обеспокоенное намерениями Соединенных Штатов организовать анти-шиитскую коалицию с участием суннитских групп и суннитских арабских государств, иранское руководство предпринимает шаги с целью добиться расположения мусульман-суннитов в Иране и за его пределами.
>Наблюдаемый в последние полтора года рост влияния преимущественно шиитского Ирана в Ираке и Ливане, а также агрессивные заявления неоконсервативной администрации президента Махмуда Ахмадинежада, внушают обеспокоенность политическим и религиозным лидерам во многих суннитских арабских государствах, особенно в Египте, Иордании и Саудовской Аравии.
Фатва, или религиозный указ, изданный в середине декабря группой ведущих представителей саудовского духовенства, отражает озабоченность суннитов в связи с активным утверждением шиитского ислама. В фатве содержится осуждение шиитов и призыв к мусульманам-суннитам отправиться в Ирак, чтобы с оружием в руках бороться с местным шиитским правительством. "То, что было захвачено с помощью силы, может быть получено назад лишь силой", - утверждают в фатве саудовские религиозные деятели.
Отдельный религиозный указ – принятый одним из 38 саудовских представителей духовенства после фатвы середины декабря – осудил шиитов как неверных. "Отвергающие [шииты] все как один являются наихудшей из исламских сект," – заявил представитель саудовского духовенства шейх Абдель Рахман аль-Баррак во второй фатве, опубликованной в конце декабря на разных исламистских сайтах.
В политическом плане многие суннитские арабские государства сегодня, похоже, намерены использовать все имеющиеся в их распоряжении средства, чтобы помешать, как они считают, стремлению Ирана занять доминирующую позицию в мусульманском мире. Среди суннитских государств, Сирия, возможно, является единственным другом Ирана. Иранские чиновники понимают, что в нынешней атмосфере многие суннитские арабские государства могут объединиться с заклятыми врагами Ирана - Соединенными Штатами и Израилем. Кроме того, различные суннитские группы, как гражданские, так и военные, могут официальным либо неофициальным порядком присоединиться к подобной анти-иранской коалиции.
В середине декабря одна из таких групп, иракская суннитская воинствующая группировка "Исламское государство Ирак", по слухам связанная с террористической организацией Аль-Каида, выступила с записанным на пленку обращением, в котором призывала предпринять решительное суннитское наступление против шиитов в Ираке. "Режьте им [шиитам] глотки, проливайте их кровь, пусть земля горит у них под ногами, а бомбы падают им на голову, - говорилось в этом призыве. – За нами победоносный Аллах, но крестоносцы [возглавляемая США коалиция], шииты и ренегаты не знают об этом".
Дабы сократить шансы на формирование широкой антииранской коалиции, Тегеран делает различные жесты доброй воли, призванные улучшить имидж Ирана среди суннитов. Так, например, иранское руководство выделило средства на строительство суннитских мечетей и ограничило антисуннитскую пропаганду.
14 января верховный лидер Ирана Али Хаменеи выступил в поддержку нового курса. В ответ на ужесточившуюся позицию администрации Буша в отношении Ирана, он заявил, что те, кто призывает к противостоянию между шиитами и суннитами, не являются "ни шиитами, ни суннитами". Сейчас исламский мир нуждается в большем единении, чтобы некоторые мусульманские страны не переходили на сторону Соединенных Штатов и Великобритании, отметил он далее.
Уже через несколько дней после выступления аятоллы Хаменеи иранская пресса и проповедники пятничного намаза начали совершенно по-новому преподносить тему шиитско-суннитского единства. Например, влиятельный консервативный сайт "Базтаб" опубликовал 25 января небывалую для него статью, в которой перечислялись все преступления против суннитов в Ираке.
Некоторое время спустя иранский комитет по надзору за прессой объявил, что газета сторонников жесткой линии "Сиасат-и-Руз", издаваемая бывшими командирами революционной гвардии, закрыта на неопределенное время за опубликование статьи, высмеивающей второго исламского халифа, Омара-ибн Хаттаба, которого шииты раньше только и делали, что поносили.
Другим поразительным признаком новой открытости шиитских лидеров Ирана по отношению к суннитам стало опубликование статьи на сайте "Раса", принадлежащем информационной службе духовной семинарии Кума, в которой отрицалось, что могила убийцы Омара, Абу Лулу, находится на территории Ирана и превращена в место поклонения. Шииты считают Абу Лулу героической фигурой в истории ислама.
Опровержение сайта "Раса", опубликованное в середине декабря, было сделано в ответ на размещенную на сайте "Аль-Арабия" статью, в которой говорилось, что на конференции по межрелигиозному диалогу в Катаре иранский представитель подвергся резкой критике в связи с существованием усыпальницы в Кашане. Как сообщалось на сайте "Раса", аятолла Мохаммед Али Тасхири, глава иранского Центра религиозной конвергенции, назвал статью "Аль-Арабиа" "смехотворной". Аятолла утверждал, что эта якобы могила Абу Лулу в Кашане является на самом деле пустой. "Убийца Омара ибн Хаттаба был преступником, – приводит "Раса" слова аятоллы Тасхири. – Он был казнен и захоронен в [саудовском] городе Медина".
Ряд официальных лиц Ирана надеется, что подобные заявления и жесты дадут Ирану возможность вступить в диалог по крайней мере с некоторыми из суннитских групп. В попытке поправить имидж Ирана в мусульманском мире, Тегеран старается преодолеть существовавший столетиями антагонизм между шиитами и суннитами. Шиитский ислам является важной составляющей иранской культуры, и антипатия между шиитами и суннитами долгое время оказывала значительное воздействие на мировоззрение иранцев. Желающие изменить характер этих взаимоотношений уже натолкнулись на решительное сопротивление со стороны духовных деятелей, а также значительной части иранской общественности.
Хотя предпринимаемые Ираном шаги навстречу суннитам на первый взгляд могут показаться поверхностными, но в историческом контексте изменение позиции Тегерана представляет собой потенциально важный поворотный момент в шиитско-суннитских отношениях.
Новая политика Ирана в отношении суннитов координируется Советом по национальной безопасности Ирана, высшим органом безопасности страны. Эксперты в Тегеране не склонны пока предсказывать, будет ли успешным предпринятое восстановление отношений между сторонами. Некоторые полагают, что антииранские настроения настолько глубоко укоренились во многих слоях суннитского сообщества, что на данном этапе диалог может показаться невозможным. Они указывают на то, что примиренческие заявления Ирана противоречат поддерживаемой Ираном агрессивной кампании по обращению суннитов в шиитскую веру в мусульманских странах, включая Египет, Иорданию, Марокко и Сирию.
Официально Исламская Республика всегда выступала с осуждением антисуннитских заявлений и поддерживала идею шиитско-суннитского единства. Однако опасения и настороженность по отношению ко всему суннитскому по-прежнему пронизывают религиозную и политическую жизнь Ирана на всех уровнях. Доказательством предвзятости может служить тот факт, что более чем за 27 лет, прошедших с исламской революции в Иране, ни одной суннитской мечети не было разрешено вести службу в Тегеране. Точно так же, ни один иранец-суннит не занимал в Исламской Республике ни одного высокопоставленного поста - и это при том, что сунниты составляют около 9 процентов населения страны.
Камаль Назир Ясин
|