Б.Сейдахметова: Туркменские выборы. У Казахстана свои договоры и интересы в этой стране 13:46 16.02.2007
"Туркменские выборы" - это нечто абсолютно новое в картине этой центрально-азиатской страны. Ковры - знаем, скакунов туркменских - знаем, даже газ туркменский - понятие привычное и давно вплетенное в новейшую туркменскую историю.
Так вот, в минувшее воскресенье в Туркменистане прошли первые за много лет независимости альтернативные президентские выборы. По сути, 11 февраля 2007 года является историческим днем для туркменского народа во всех отношениях
Во-первых, в стране будет новый лидер, который пришел на смену, казалось бы, абсолютно бессменному Отцу туркмен. Во-вторых, при всех своих заявлениях о сохранении политического курса, проложенного Туркменбаши, новому президенту страны все же придется провести ряд демократических реформ. Это веление времени, соседей по региону, торговых партнеров, без которых даже самому развитому государству существовать сложно. Наконец, в-третьих, Туркменистану ничего не остается, как стать другой страной. Более открытой, менее нейтральной, страной хотя бы минимальных возможностей для развития и свободы личности.
В своем предвыборном выступлении главный кандидат в президенты страны Гурбангулы Бердымухаммедов заявлял, что "продолжит бесплатное снабжение населения газом, электроэнергией, солью и водой, а также будут регулярно повышаться зарплата, пенсии, стипендии и пособия граждан". Кроме того, по сообщению информагентства Туркмен Довлет Хабарлары (ТДХ), он намерен оставить неизменными цены на топливо, в частности, на бензин, а также на муку и другие товары первой необходимости. Также символической останется плата за коммунальные услуги, проезд в общественном транспорте. Налог для товаропроизводителей и предпринимателей останется в пределах 2 процентов.
Согласно официальным туркменским источникам, выборы проводились по всем демократическим стандартам, которые, впрочем, очень сильно напоминают советские праздники. "В стране проводится активная работа избирательных комиссий по проведению выборов президента Туркменистана, ведется агитационно-пропагандистская и разъяснительная работа среди населения Туркменистана. Муниципальные службы приводят в порядок улицы и площади, повсеместно распространяются плакаты с биографиями и предвыборными программами кандидатов. В помещениях избирательных участков проведен капитальный ремонт и благоустроена прилегающая территория, доставлены прозрачные урны, справочная и методическая литература, брошюры с текстом Закона о выборах президента Туркменистана на туркменском и русском языках. В избирательных комиссиях велаятов и города Ашхабада организованы и активно действуют прямые телефонные линии, по которым принимаются все замечания и предложения избирателей, касающиеся предвыборных программ кандидатов, процедуры проведения выборов и др.".
Всего заявили о своем участии в президентских "гонках" шесть кандидатов, но как было ясно с самого начала президентом стал Гурбангулы Бердымухаммедов. По результатам голосования Халк Маслахаты в качестве кандидатов на пост президента Туркменистана были также утверждены: заместитель министра нефтегазовой промышленности Туркменистана Ишанкули Нурыев, хяким города Абадан Оразмурат Гараджаев, хяким города Туркменбаши Аширнияз Помманов, первый заместитель хякима Дашогузского велаята Аманнияз Атаджиков, хяким Карабекаульского района Лебапского велаята Мухаммедназар Гурбанов. На самом деле имя будущего президента Туркменистана не так важно. Имена других кандидатов практически не звучат и для электората, отвыкшего за долгое время единовластия в стране от выборов, скорее всего, ни о чем не говорят. Если верить официальной информации, на избирательные участки страны в день выборов пришло 98,65 процента населения.
Скорее всего, так оно и есть. Во-первых, привычка к покорности, выработанная за время правления Сапармурата Ниязова. Во-вторых, выборы - тривиальное разнообразие в жизни (читай - праздник). В-третьих, приятно быть свидетелем конца эпохи пожизненного лидера страны и начала каких-то перемен, а значит, и надежд. Через подобное проходили все граждане стран с тоталитарным режимом. Ведь история человечества полна прецедентами из области неожиданной смены тоталитарного лидера. "Неожиданной", ибо демократическим путем попросить засидевшегося в кресле избранного правителя уступить место следующему - дело бесполезное. Даже опасное. А потому только естественная смерть диктатора может-таки изменить в какую-то сторону ход истории для отдельно взятой страны. Конечно, желательно в сторону позитивных перемен и больших свобод.
За примерами далеко идти не придется. И, возможно, самая удачная параллель в данном случае - это эпоха правления и смерти Иосифа Сталина. Неудачный пример из этого ряда - диктатура Саддама Хусейна и то, что происходит в многострадальном Ираке в настоящее время. Итак, Сталин. Его имя, думаю, до сих пор для старшего поколения носит двоякий смысл. С одной стороны, оно ассоциируется с неким порядком, железной дисциплиной на советских предприятиях. С тем временем, когда на работу не опаздывали (попросту боялись), производили качественную продукцию. Имя Сталина наши деды и родители связывали с победой в Великой Отечественной войне. Многие старики до сих пор боготворят этого человека и уверены, что в наше время Сталин необоснованно подвергается критике.
С другой стороны, время культа личности Сталина (как его назвали уже при следующем советском правителе Никите Хрущеве) старшее поколение связывает с массовыми репрессиями не только в высшем эшелоне власти, практическим уничтожением лучших представителей нации, интеллигенции, науки, культуры. Время абсолютного отрешения Советского Союза от внешнего мира, первых признаков зарождения холодной войны и гонки вооружений.
В день, когда умер самый одиозный из советских правителей, плакала вся страна. Проводы Сталина в последний путь для многих советских граждан стали последним днем их жизни - он даже после своей смерти "уничтожал" людей. В то же время родственники репрессированных и высланные из страны смерть Сталина отмечали как праздник. Такая вот неоднозначная политическая фигура.
Как оценят сограждане эпоху Сапармурата Ниязова, покажет время. Но уже сегодня ясно, что его правление носит явные признаки сталинской поры. Те же репрессии и изгнание из страны неугодных людей, избавление от врагов из ближайшего окружения, та же закрытость страны от внешнего мира, тот же военный порядок, тот же монументализм архитектуры, взращенный непомерными амбициями лидера.
Прекрасный город, любимое дитя самого президента, скорее, похож на киношные декорации, потому как встретить простого туркменского гражданина в музейном центре столицы Туркменистана Ашхабаде при Туркменбаши было невозможно. "Зеленый пояс", высаженный вокруг столицы трудом и потом работников министерств и учреждений, был создан благодаря жестким указаниям покойного президента. Каждое деревце охраняется солдатом срочной службы, дабы ни ветер, ни злой человек не могли вырвать их из пустынной почвы. Так что в памяти многих туркмен останется и благодарность человеку, самодурство и амбиции которого выстроили белокаменный город с чудесной архитектурой, озеленили пустыню, создали рабочие места для женщин, позволили гражданам страны бесплатно пользоваться газом и электричеством, водой и солью. Сапармурат Ниязов почти совпадает со своим предшественником из диктаторской когорты даже в том, что правил страной около двух десятков лет. Тяга великих и всемогущих ко вторым "говорящим" именам не обошла и наших героев. Ниязов сменил свое имя на более звучное - Отец туркмен. А пламенный революционер Иосиф Джугашвили подчеркнул в своем новом имени свой стальной характер.
Впрочем, у каждого времени свое отношение к тоталитарным режимам. Сегодня все измеряется геостратегическими и экономическими интересами в регионе и стране со стороны могущественных государств мира, таких как Россия, Китай и США. Главное же достижение режима Туркменбаши - политическая стабильность - особо ценится заинтересованными сторонами. Понятно, что эта стабильность - на самом деле оборотная сторона единовластия в стране.
Для Москвы важно, чтобы новый президент оставил неизменными энергетические соглашения страны с российским "Газпромом". Глава российского МИДа Сергей Лавров намерен посетить с рабочим визитом Туркменистан сразу после церемонии инаугурации президента. США проявляют огромный интерес к происходящим в постниязовском Туркменистане событиям. Так, с начала года Туркменистан с официальным визитом посетил заместитель госсекретаря США по делам Южной и Центральной Азии Ричард Баучер, который заявил, что США готовы к новым начинаниям в Туркменистане и надеются, что страна начнет двигаться дальше.
Кроме того, 31 января в Ашхабад прибыла делегация США во главе с координатором по оказанию помощи Евразии Томасом Адамсом. США, которые всегда подчеркивают, что в отношениях с третьими странами их волнуют прежде всего вопросы демократии, при этом не скрывают своего интереса к энергетическим возможностям Туркменистана. Так, по мнению американских экспертов, сегодня единоличным пользователем туркменского газа является российский "Газпром", который имеет весьма выгодные условия.
Покупая туркменский газ по дешевке, Россия экспортирует его в Западную Европу по другой, завышенной цене. >Американцы считают, что следует убедить новое туркменское руководство в том, что его интересам наиболее соответствовала бы диверсификация маршрутов экспорта энергоносителей, новые экспортные маршруты для того, чтобы сорвать монополию "Газпрома" на трубопроводы.
Между тем на церемонии инаугурации нового туркменского лидера 14 февраля 2007 года присутствовала и высокопоставленная делегация Казахстана во главе с президентом Нурсултаном Назарбаевым. В приглашении туркменской стороны говорилось, что "туркменская сторона была бы признательна личному участию главы Казахстана в церемонии инаугурации президента Туркменистана". У Казахстана свои договоры и интересы в этой стране. Мы - соседи по региону, так что вопросы безопасности, стабильности и экономической интеграции для нас, пожалуй, наиболее близки.
Ботагоз Сейдахметова 16.02.2007
|