Голая Азия. В центре Сороса открылась выставка Е.Мельдибекова "Кентавромахия" 17:42 16.02.2007
На днях в Центре современного искусства Сороса состоялось открытие персональной выставки Ербосына Мельдибекова "Кентавромахия". Это первая выставка художника на родине, которого позиционируют как "одну из самых востребованных фигур Центрально-Азиатского региона на мировой арт-сцене"
Алматинцы могли лицезреть четыре цикла инсталляций, выражающих большое самомнение художника. В первом цикле - головы казахских батыров в исторических шлемах - автор проводил параллель между... собой и средневековыми богатырями, найдя "абсолютно идентичное физиогномическое сходство". Далее художник низводит возвышенное в приземленное в серии инсталляций "Пик победы", которое находит свой низменный апогей в серии фотографий "Кентавромахия". Его мутирующие кентавры настолько безобразны, что боги греческой мифологии плакали бы от отчаяния над их поруганной честью.
Хотя нечему удивляться: более полугода назад в скандально известной галерее Гельмана, в Москве, Ербосын Мельдибеков самолично обнажился перед многомиллионным городом и облек данный процесс в "художественно значимую форму", назвав выставку "Гипермусульманин". Выставка, оставившая далеко за пределами эстетику, на мой взгляд, даже у человека, далекого от религии, но обладающего нравственными ценностями, вызвала отвращение.
Что тогда сделал художник? Он создал некое вымышленное государство Пастан - агрессивный, темный мир. Тирания, архаизм и насилие.
Две небольшие выбеленные комнаты полуподвального помещения. Никакого внешнего лоска и презентабельного антуража. На стенах фотоработы размером с "хороший" постер. На них закопанные в песок по шею азиаты, выбритые на японский манер; ступни ног, вкопанных в землю; нацеленные друг на друга дула пистолетов, торчащие изо ртов враждующих братьев; металлические скульптуры фрагментов бараньих ножек и снова мученические тюркские головы, в анфас и в профиль...
И два видеоролика: на первом - во весь экран кишащие трупные черви, ползающие по мертворожденному младенцу.
На втором - один человек бьет другого. Амантай-кажи, человек с посохом, рисующий оппозиционные плакаты, раздает пощечины "безропотному" художнику. Прохожие в шоке озираются на странные действия странной парочки...
И, как апогей, фотография голого малопривлекательного мужчины неспортивной комплекции, едва прикрывшегося тюбетейкой. Поодаль серия фотографий оного мужчины, чуть меньшего формата (фрагмент тела уже без тюбетейки), - многоступенчатая иллюстрация повторного обрезания.
Прошедший в 5-летнем возрасте сундет - обряд становления настоящим мусульманином - он уже в зрелом возрасте проводит повторно... Женская часть проекта предполагала изображение операции по восстановлению девственности. Почему ее не показал человек, лишенный стыда, вызывает удивление.
Такую неприглядную, мрачную картину виртуальной страны могла уже видеть Первопрестольная и делать выводы относительно жизни мусульман Казахстана.
"Бен Ладен, - поделился, прищурившись, Ербосын, - взрывает самолеты. Его можно понять. Взрывы - это способ развеселить мир. Моя отрезанная крайняя плоть тоже в каком-то смысле способ повеселиться". (Газета.ru. Фрагмент беседы)
Чем был удивителен Восток для Запада?
Созерцанием, утонченной красотой, таинством загадки и скромностью.
Каким увидел Восток московский зритель благодаря Мельдибекову?
Выпотрошенным, трупным пространством, в котором живут люди, лишенные стыда...
То, что спрятано от глаз людских, не должно быть на поверхности. Не всякое слово можно озвучить. И не всякое действо можно визуализировать.
Унизить чувства мусульман и без того в шатком равновесии Востока и Запада более чем просто.
Будучи этическим мусульманином от рождения, но не ставший мусульманином от сердца, он унизил чувства тех, кто чтит хадисы Пророка и уважительно относится к людям другого вероисповедания, называя их людьми веры.
Что сделал в прошлом сторож, ныне скандальный художник Ербосын Мельдибеков? Еще раз подтвердил европейцам миф о мусульманах, как о кровожадных, диких и неотесанных существах, которые совершают повторный обряд инициации ради дешевой и постыдной славы.
Последователи высокого искусства не один год прокладывают дорогу к успеху через тернистый путь. Другие, как это сделал Мельдибеков, облачаясь в призрачную форму перфоманса... снимают исподнее.
Да, мы живем в свободной, демократической стране, но есть элементарные границы добропорядочности и нравственности, за которые не выходят нормальные люди.
И пусть кто угодно обвиняет меня в "непродвинутости" и неприятии современных инсталляций, но мое чувство вкуса говорит о том, что не надо обладать большим умом, чтобы снять с себя все и наделить сей жест многоумной художественной идеей.
Упасть на дно нетрудно, проблема оттуда выбраться.
Эка Ниношвилли
|