А.Джалилова: В ураново-лимонном Сингапуре... Кому на самом деле принадлежит казахстанское ТОО "Уранэнерго"? 09:47 17.02.2007
В ураново-лимонном Сингапуре
Если вдруг завтра выяснится, что Казахстан поставляет уран в Иран или Северную Корею, грянет международный скандал, а наша страна, быть может, попадет в "ось зла". Однако внутри Казахстана не все будут удивлены такому развитию событий. Потому что уже сегодня заложена основа для воплощения в жизнь этого сценария. По крайней мере, такой вывод можно сделать из результатов расследования, которое провела юрист, журналист и экс-депутат мажилиса Татьяна Квятковская
В скором времени Казахстан может лишиться славы первой страны, добровольно отказавшейся от статуса ядерной державы. Амбиции нашего государства стать самым крупным в мире производителем урана также могут потерпеть фиаско. Так как если подтвердится информация, обнародованная депутатом мажилиса Сергеем Жалыбиным и экс-депутатом Татьяной Квятковской, она может привести к вмешательству во внутренние дела Казахстана МАГАТЭ и других международных организаций, контролирующих применение уранового сырья и ядерных технологий во всем мире.
Напомним, что месяц назад депутат Сергей Жалыбин озвучил запрос к премьер-министру, генеральному прокурору, главе финполиции и председателю КНБ ("Чей уран?" № 2 от 19 января 2007 г.). В этом запросе депутат сообщает, что конечным собственником ТОО "Уранэнерго", которое занимается электроснабжением урановых предприятий Казахстана, является британская компания New Power Systems Limited. Эта же компания контролирует месторождение Мынкудук (через свою "дочку" АО "КенДалаKZ") и предприятие по переработке урана - Степногорский горно-химический комбинат. Депутат просит разъяснить эту ситуацию, ведь урановая отрасль напрямую связана с безопасностью страны и с международным статусом Казахстана. Ответа до сих пор не последовало. Спустя четыре недели Татьяна Квятковская представила журналистам более информативный отчет о зарубежных партнерах "Казатомпрома" и об этом удивительном бизнесе.
Экс-депутат Квятковская озаботилась проблемами атомной отрасли
Уже то, как управляется компания, вызывает много вопросов. Владеет "Казатомпромом" от лица государства Комитет государственного имущества Министерства финансов. Как правило, государство управляет национальными компаниями через совет директоров, в который входят ответственные за отрасль министры. Однако в совет директоров КАП никто из министров, то есть из членов правительства, не входит. Да и в "Самрук" атомная компания почему-то до сих пор не влилась.
А после запроса Сергея Жалыбина по поводу странной компании "Уранэнерго" "Казатомпром", по словам Татьяны Квятковской, в спешном порядке вошел в состав акционеров этой компании. >Теперь она полноправная "дочка" казахстанского уранового гиганта (хотя у Казахстана и не контрольный пакет). И решение об "удочерении", говорит экс-депутат, приняло правление "Казатомпрома", а не совет директоров. Между тем в уставе компании написано, что подобные решения должен принимать совет директоров. Так что, вполне возможно, и другие важные шаги предпринимались "Казатомпромом" без согласования с советом директоров.
Справка "НП" По данным МАГАТЭ, на территории Казахстана сосредоточено 19 процентов мировых запасов урана, или 1610 тысяч тонн. Сейчас национальная компания "Казатомпром" (КАП) реализует программу, направленную на то, чтобы через несколько лет занять первое в мире место по производству урана (в данный момент наша страна в первой тройке).
Первой структурой, которая привлекла внимание парламентариев, стала компания "Уранэнерго", созданная в октябре 2006 года и занимающаяся электроснабжением объектов КАП. По информации, предоставленной Татьяной Квятковской, "Уранэнерго" зарегистрирована в управлении юстиции Алматы, и официальный адрес этого ТОО - ул. Богенбай батыра, 168. Именно в этом здании, как известно, располагается офис самого "Казатомпрома".
"Уранэнерго", как сообщила экс-депутат, является "дочкой" АО "КенДалаKZ", которое, в свою очередь, находится в собственности ТОО "Степногорский горно-химический комбинат", а комбинат принадлежит той самой New Power Systems Limited, зарегистрированной в Великобритании. Далее ниточка тянется через весь мир. Владельцем New Power Systems Limited является компания PTE LTD Berkeley Consulting Services, она зарегистрирована уже в Сингапуре. А собственник этой, последней в цепочке, коммерческой структуры - австралиец с русским именем Евгений Чарышкин. Кто он такой - неизвестно.
Однако можно смело предположить, что эта цепочка, протянувшаяся через четыре государства, была создана именно для того, чтобы г-н Чарышкин стал счастливым обладателем урановых активов в Казахстане. Ведь у сингапурской PTE LTD Berkeley Consulting Services уставной капитал был всего 100 сингапурских долларов (по всей видимости, у компании, кроме казахстанских активов, никакого бизнеса не было). А купила сингапурская фирма британскую всего за 18 дней до того, как последняя приобрела Степногорский горно-химический комбинат.
Впрочем, владей New Power Systems Limited лишь объектами энергообеспечения и комбинатом, это было бы полбеды, однако Казахстан передал под контроль британской компании и крупное месторождение урана Мынкудук (центральный участок). То есть сам уран, вещество очень небезопасное.
После разразившегося в середине января скандала по поводу взаимоотношений "Казатомпрома" и компании "Уранэнерго" последняя прошла перерегистрацию. И с 25 января "Казатомпром" через свои дочерние структуры действительно владеет частью этого ТОО, но, по словам Татьяны Квятковской, лишь тридцатью процентами. А это не дает право принимать решения. Так что, как ни крути, а комбинат, система энергообеспечения и крупное месторождение контролируются загадочным г-ном Чарышкиным (кстати, имя Чарышкина Евгения Васильевича, консультанта по должности, можно найти на сайте сообщества российских менеджеров, больше о нем ничего узнать не удалось). Быть может, стоит дать этому господину казахстанское гражданство и пост министра обороны или министра энергетики, раз уж он все равно контролирует добычу урана в нашей стране? Так хоть подотчетным премьеру, парламенту и президенту будет.
Татьяна Квятковская утверждает, что с 2002 года "Казатомпром" постепенно выводит активы из компании. В их числе, кроме указанных выше, месторождения Северный Хасан и Акдала. Кроме того, по информации г-жи Квятковской, "Казатомпром" продал New Power Systems Limited уран на сумму десять миллиардов тенге, по ценам ниже рыночных. Юрист Квятковская собирается представить результаты своего расследования лично Нурсултану Назарбаеву. Пока же она задается вопросом: контролирует ли на сегодняшний день государство добычу, переработку и экспорт урана в целом? И чем сложившаяся ситуация может обернуться для страны?
В подтверждение своих заявлений Татьяна Квятковская предоставила ряд бумаг, однако мы не можем судить об их юридической достоверности. Мы будем рады, если компания "Казатомпром", ее президент Мухтар Джакишев или Комитет государственного имущества смогут опровергнуть эту информацию.
Амина Джалилова 16/02/2007
|