Кинорежиссер С.Соловьев ("Асса") вспоминает, - "В детстве я дрался с Ким Чен Иром. Он был сильнее..." 12:11 21.02.2007
Режиссер Сергей Соловьев "Я дрался с Ким Чен Иром" ВИКТОР МАТИЗЕН
В жизни Сергея Соловьева в последнее время произошла масса значимых событий. Закончились съемки многострадального фильма "Анна Каренина", и в разгаре работа над картиной "Асса-2, или Вторая смерть Анны Карениной". А в пятницу в Ханты-Мансийске открывается возглавляемый им V Международный фестиваль кинематографических дебютов "Дух огня". Другой повод поговорить с кинорежиссером – день рождения Ким Чен Ира. Приятелю Сережи СОЛОВЬЕВА по детским играм, великому руководителю КНДР исполнилось 65 лет.
– Поздравляю вас с днем рождения вашего великого товарища Ким Чен Ира. Не напомните ли нашим читателям, при каких обстоятельствах вы с ним познакомились?
– Очень просто. >Мой папа был одним из руководителей бригады, сажавшей на пост его папу Ким Ир Сена.
– То есть ваш батюшка был посаженным дедом корейского народа?
– Ну да. Отец отца всех корейцев – значит дед. Папа некоторое время присутствовал на трибуне вместе с Ким Ир Сеном, когда тот принимал парады. А нас с его сыном, который старше меня на три года, в это время пускали погулять. Сын хорошо говорил по-русски, что и неудивительно, учитывая, что он родился в Сибири. Мы даже дрались. Ясно, что он был сильнее, но я был ловчее. И, насколько помню, однажды мне удалось скинуть его в фонтан и подержать под водой…
– Если бы вы его ненароком утопили, история Кореи пошла бы иначе... С тех пор вы встречали друга детства?
– Меня в Корею не пускают. Я раз десять пытался туда попасть, даже председателя Госкино просил – но никак. Уходит список в посольство с моей фамилией, а возвращается без нее. Черный лист у них там, что ли. В общем, стал я для Кореи персоной нон грата. Не знаю только, по наследству или в силу собственных скромных заслуг перед великим корейским народом.
– А предложите им совместную постановку о торжестве в России идей чучхе. Вы же с японцами снимали, с колумбийцами снимали, и с корейцами управитесь…
– Мысль хорошая, но я боюсь, что сцена утопления вызовет не те эмоции…
– Тогда пусть он вас утопит – как будущего ревизиониста. Ведь ровно двадцать лет тому назад, в начале 1987 года в советском кинематографе начались радикальные преобразования, инициированные знаменитым Пятым съездом кинематографистов СССР. На этом съезде вы с Борисом Васильевым сорвали советский порядок голосования, при котором число мест в правлении равно числу заранее назначенных парткомом кандидатов, и в результате к власти в СК пришло "революционное" руководство во главе с Климовым. С тех пор многие раскаялись, что участвовали в сломе старой системы кинопроизводства. А вы?
– Мою роль в тогдашних событиях преувеличивают. Если вы прочтете в материалах съезда мое непроизнесенное выступление, то увидите, что я предостерегал съезд от критической истерики и подчеркивал реальные заслуги тогдашнего председателя Госкино Ермаша, который был настоящим продюсером и дал ход многим значительным картинам, отвечая за них своей головой.
– Неужели вам не дали слова?
– Когда я подошел к первому секретарю Союза Кулиджанову со словами, что мое выступление им поможет, он мне сказал: "Поздно. Нам уже ничего не надо". Если вы помните, когда я стал председателем СК, то публично извинился перед всеми, кого мы в 1986 году несправедливо обидели – перед Ростоцким, Бондарчуком, Кулиджановым, Матвеевым. Элем Климов сказал, что он мне за это руки не подаст, а Андрей Смирнов до сих пор со мной еле здоровается. Но я считаю, что поступил правильно. Союз кинематографистов – сообщество равноправных людей, в нем все товарищи и никого нельзя ущемлять. Потому он и называется Союзом, а не ментовкой.
– А чем, собственно, их ущемили? Не избрали в правление СК за чрезмерную преданность старому режиму?
– На съезде царила никем не осознаваемая и не отразившаяся в протоколах атмосфера тридцать седьмого года. Я не говорю о существе дела, в тогдашней критике было много справедливого, хотя и много несправедливого. Но стариков сделали чем-то вроде парий, что было несправедливо, потому что они не были большими конформистами, чем другие, и никому зла не причинили. Просто они были на виду и воспринимались как олицетворение прогнившей системы.
– Поэтому было бы странно, если бы они остались олицетворять новую систему.
– Может, это и странно, но они не были врагами этой новой системы и могли бы принести ей большую пользу. И, кстати, принесли. Я ведь предложил Бондарчуку стать моим заместителем в Союзе кинематографистов, и он согласился. В это время началась приватизация, и все были страшно обеспокоены тем, что "Мосфильм" может быть продан в частные руки. Я пытался дозвониться до Чубайса, с которым был знаком, но куда там – мне передавали от него любезные приветы и поясняли, что у Анатолия Борисовича ближайшие два месяца расписаны по часам. А промедление уже было смерти подобно. Я безнадежно говорю Бондарчуку – так, мол, и так, что делать… Он спрашивает: "Что делать? Дай-ка мне трубку!" Дальше был чистый цирк. Он дозванивался и произносил коронную фразу: "Алло, это Чубайса приемная, не знаю его имени-отчества?" На том конце провода, естественно, теряли дар речи от такой наглости. А он продолжал: "Это Бондарчук говорит…", делал паузу и добавлял: "…артист такой, может, знаете?" И что вы думаете? Позвали ему Чубайса! Бондарчук опять говорит: "Анатолий Борисович? Это Бондарчук… артист такой… может, знаете?" – "Конечно, Сергей Федорович!" –"Встретиться нам бы надо, поговорить…" – "Да, конечно, обязательно, на следующей неделе…" – "На какой следующей неделе? Сегодня бы надо!" – "Да, но у меня заседание правительства и до ночи плотный график…" – "А вот мы к вам после заседания правительства и подъедем. Договорились? Ну, до свидания". Зачем он это делал? Ему что приватизация, что государственная монополия – один черт. Хлопотал единственно потому, что перед ним извинились… А потом мы с ним в Кремль ходили. Он там давно не был, присмотрелся, поежился и говорит: "Не тот Кремль…" – "Как не тот?" – "Не тот…" И в буфет меня тянет. Я спрашиваю: "Сергей Федорович, вас что, Ирина Константиновна не накормила? Какой буфет в девять утра?" – "Пойдем, пойдем…" Сели в буфете, заказали сосиски с горошком. Попробовал. "Не те сосиски, не те…"
– Вы ведь имели отношение к первым попыткам вызволить "Тихий Дон" у итальянского продюсера?
– Да, мы с Бондарчуком ездили в Италию, ходили по адвокатам. Но у меня было странное ощущение, что он, конечно, будет биться до последнего, но если ничего не выйдет, то он, в общем, не расстроится.
– Мне тоже так показалось. Не для нас он его делал и не особо хотел, чтобы мы его смотрели.
– Не знаю, он мне ничего об этом не говорил. И вообще был не очень разговорчив. Только сказал как-то раз: "Итальянцы – они ж своего рода казаки…" – "В каком это смысле???" – "Ну как – чернявые, темпераментные…" Я, видя, что он пребывает в какой-то задумчивости, стал подбивать его снять фильм по сценарию Шпаликова, который Гена когда-то написал специально для него.
– Шпаликов – для Бондарчука?!
– Бондарчук после "Войны и мира" не знал, за что взяться. Какой сценарий ни прочтет – все не то. Сравнительно с Толстым, естественно. Тогда он спросил у Данелии, с которым дружил, кто сейчас лучший сценарист. Данелия, который снял по Гениному сценарию "Я шагаю по Москве", сказал ему: "Конечно, Шпаликов!" Бондарчук связался с Геной, и тот закинул ему идею продолжить "Войну и мир" до декабристского восстания. Бондарчук заинтересовался. Гена мне рассказывал, что встретились они перед каким-то бондарчуковским вылетом за границу, и Гена поехал провожать его в "Шереметьево". Там они наквасились в буфете, и пока квасили, обсуждая будущий фильм, Бондарчук что-то рисовал на салфетке, а потом сунул ее Гене и сказал: "Вот, подумай над этим". Гена мне эту салфетку показал. На ней был нарисован земной шар с континентами и что-то такое в облаках. Не знаю, по салфетке Гена думал или без нее, но он написал гениальную вещь. Но что-то там такое у Бондарчука с этим сценарием тогда не склеилось. И вот я ему в Италии говорю: "Что вам эти итальянские казаки? Снимите сценарий Шпаликова!" А он мне грустно отвечает: "Старый я уже. Не вытяну. Завещаю тебе и Досталю. Володя тебе все организует". Досталь у него вторым режиссером на "Войне и мире" работал.
– Ну и почему не сняли?
– О чем вы говорите! Ни я и никто другой из наших режиссеров и одного кадра такого не сможет снять, как Бондарчук в "Войне и мире". Масштаб "не тот". Ван Гог – классный художник, но ты ему хоть второе ухо отрежь, он тебе "Битву при Сан-Романо" Паоло Учелло не напишет.
– А Михалков?
– Вот Никита, пожалуй, сможет. Он мне лет двадцать назад обмолвился, что хотел бы снять Куликовскую битву. Чтобы там был кадр, в котором под мочкой уха Дмитрия Донского виделось войско тысячи в три голов…
– А потом признался, что только после "Сибирского цирюльника", управившись с массовкой в 6000 человек, почувствовал, что готов снять крупномасштабное кино. Как будто из комроты стал командармом – и сдюжил…
– Хорошее сравнение. Я вот самое большее с взводом могу управиться…
– Я видел Бондарчука незадолго до его смерти. Он очень крепко выглядел – и очень трагически говорил.
– Вспоминал, наверно, свой последний разговор с Феллини, когда тот ему сказал, что все его зрители умерли?
– Вспоминал.
– И при мне вспоминал. Запал ему в душу этот разговор. Видимо, сам чувствовал нечто подобное…
– Сколько лет заняла ваша эпопея с Анной Карениной?
– Смотря с какого момента считать. Если от замысла – лет сорок. Я ее задумал, еще учась во ВГИКе. Как сейчас помню – читал летом, на даче, на раскладушке. И обалдел от красоты.
– От красоты слога?
– Нет. От красоты картины, которая вставала за словами. Видел как в волшебном фонаре. Потом посмотрел "Анну Каренину" Зархи. Очень мне понравились Самойлова и Плисецкая. А Гриценко не понравился. Больно уж он старался показать, какая дрянь его Каренин. Тогда я подумал, что надо просто снять этот роман шаг за шагом, эпизод за эпизодом. Но случай представился только лет через десять, когда после успеха "Станционного смотрителя" меня вызвал к себе председатель Гостелерадио Лапин. Вызвал, как я понял, для того, чтобы поговорить о какой-нибудь новой работе. И я ему сходу предложил снять "Анну Каренину". Без сценария, прямо по тексту, сто серий.
– Сто серий? И Лапина не хватил удар от такой наглости?
– Думаю, что хватил. Потому что он согласился! Но тут уже я понял, что хватил лишку и обрубил себе дорогу в кино. Ведь Лапин с Ермашом друг друга терпеть не могли, а я ходил у Ермаша в любимчиках. И он бы мне никогда не простил такого предательства. Тогда я пошел к Ермашу и выложил ему свою идею. Ермаш взял мхатовскую паузу и спросил: "При живом Зархи?!" В его голосе было столько укоризны, что я почувствовал себя последним мерзавцем. А потом, после "Дома под звездным небом" я понял, что жила, которую я нашел в "АССЕ", исчерпана, и надо искать что-то другое. Но как только я взялся за "Анну", произошло знаменитое "чубайсовское обрезание" – все бюджеты резко сократили. Председатель Госкино Армен Медведев, которого я спросил, как мне быть, ответил, что деньги на продолжение работы они мне выделят, но тогда встанет почти вся российская кинематография. Я не захотел пользоваться своим положением главы Союза кинематографистов и законсервировался. А когда через несколько лет снова приступил к "Анне", случился еще более знаменитый дефолт. Мы снова попали под поезд. Еще через четыре года мне предложил возобновить картину Константин Эрнст. Мы с ним проработали два года и, как говорили в бракоразводных процессах, в какой-то момент не сошлись характерами. Обнаружилось, что у нас разное видение романа и будущего фильма. Тогда он, проявив максимум продюсерской распорядительности, попросил взамен вложенных им денег дать Первому каналу право на показ будущего фильма, и вышел из доли, предоставив нам доделывать картину как заблагорассудится. В итоге получилось пять телесерий. И киновариант на два часа под названием "Жизнь и смерть Карениной Анны".
– Но вы пошли на сокращение первоначального замысла в 20-й раз?
– Что делать? Запал уже "не тот". Зато я выбрал лучшие картинки из того волшебного фонаря.
– Одновременно с "Анной" вы собираетесь выпустить продолжение фильма "АССА". Учитывая некоторые общие соловьевско-толстовские мотивы, не назвать ли вам этот фильм "Асса Каренина"?
– По сути, так оно и есть, поскольку героиня "АССЫ" читает в тюрьме "Анну"…
СПРАВКА
Режиссер, народный артист России Сергей СОЛОВЬЕВ родился 25 августа 1944 года в карельском городе Кемь. В школьные годы играл в Ленинградском Большом драматическом театре. В 1969 году окончил режиссерский факультет ВГИКа. Известность получил в 70-е годы как экранизатор русской классики: "Семейное счастье" по А.Чехову (1970), "Егор Булычев и другие" по пьесе М. Горького (1971), "Станционный смотритель" по А. Пушкину (1972). За фильм "Сто дней после детства" (1974) получил "Серебряного медведя" на кинофестивале в Берлине. За картину "Чужая Белая и Рябой" удостоен Большого специального приза жюри Венецианского кинофестиваля в 1986 году. Кинолента "АССА" (1988) была первым отечественным фильмом, продвижением которого занимались по всем правилам западного коммерческого кино. В 90-е годы Соловьев активно занялся общественной деятельностью в области кинематографии. Он был председателем Союза кинематографистов России (1994–1997), президентом Московского международного кинофестиваля (1995–1997). В 1993 году в качестве театрального режиссера поставил "Чайку" в Содружестве актеров Таганки и "Дядю Ваню" в Малом театре. Сейчас он преподает во ВГИКе и руководит творческим объединением "Круг".
21.02.2007
|