Жизель на подножном корму. Забастовала... балетная труппа Алматинского театра оперы и балеты 07:54 22.02.2007
Забастовка балетной труппы театра и срыв спектакля - это видимая часть айсберга. Удивительно, но в центре конфликта даже не странная финансовая и репертуарная политика директора театра, а, видимо, его нежелание и неумение общаться с людьми.
Что норма для управленца (раньше директор работал в одном из районных акиматов города), то абсолютно неприемлемо для руководителя творческого коллектива: Зато на волне возмущения балетная труппа выплеснула все свои претензии. И продемонстрировала застарелые язвы. Вот они из уст прима-танцора труппы Алексея Сафронова (на фото). В день конфликта он должен был танцевать главную мужскую партию в "Жизели", но отравился, слег, а заменить его было некем. Судорожные поиски и попытки вызвать на замену солиста из Астаны внезапно пошли в другое русло. Из-за того, что балетной труппе не выплачена зарплата за январь, артисты вообще отказались выйти на сцену. Такого в нашем оперном еще не было. Узнав про ультиматум, директор театра разговаривать с труппой отказался. Когда танцоры все же вынудили его ответить на вопросы, он избрал очень удобную позицию, обратившись к одному из танцоров: "А ты, мальчик, вообще молчи". Это издержки профессии, танцуют только молодые, и чем моложе, тем лучше. Может быть, поэтому оперная и балетная труппы все время переживают некоторое соперничество. В оперной взрослые люди способны постоять за себя, в балетной совсем молодые ребята, которых так легко осадить. - Задержанная зарплата - это все, что вы поставили на вид директору театра? - Конечно, нет. Мы в очередной раз задали вопрос, почему нам не оплачивают те выступления в сборных концертах, которые входят в аренду театра. Дело в том, что театр раз пять в месяц арендуют, и мы даем концерт, который не входит в наши плановые выступления и никак не оплачивается. Как не оплачивается и работа сверх нормы. Кроме того, нам в этом году не выплатили премию, на эти деньги оперу "Абылай хан" возили в Астану. - Это какой-то юридический нонсенс. Премия не может уйти на другие цели... - В конце года нам всегда выплачивают "тринадцатую" зарплату и премию на Новый год. В этом году такого не было. Творческая группа, работавшая над оперой "Абылай хан", получила Госпремию, и было решено показать спектакль в Астане по согласованию с акиматом столицы. Естественно, на деньги театра. Когда были куплены билеты на всю труппу и технический состав, а это порядка 200 человек, из Астаны позвонили и сказали, что "Абылай хан" не нужен. Администраторы срочно сдали билеты, конечно же, со штрафом. Тут следующий звонок: везите оперу. И снова покупаются билеты. Кроме того, труппе оплатили суточные, проживание. И эту незапланированную брешь в бюджете покрыли нашими деньгами. Получается, оперная труппа съездила в Астану, а мы остались без денег. - Есть некоторое противостояние оперной и балетной труппы? - Не то чтобы противостояние, просто мы общаемся, и бывает обидно, когда мы узнаем, что за какое-то выступление оперным певцам заплатили, а нам нет. Или, например, после нашей стачки нам через три дня выдали матпомошь, что-то вроде премии. Оперная труппа и оркестр, естественно, начали роптать, почему их обошли. - Сколько сейчас получает солист балета? - Я получаю 32-33 тысячи в месяц. Молодые, кто только пришел из училища, около 20. - Проблемы не могли накопиться за один год, при прежнем руководстве все было гладко? - Конечно, нет. Но прежний директор Куаныш Уразгалиев, по крайней мере, всегда мог выслушать артистов и умел находить компромисс. - Чем закончился скандал, кроме того, что все-таки нашли возможность выплатить вам зарплату? - Говорят, что из Астаны приехала какая-то комиссия и работает в театре. Но мы никого не видели и к нам никто не обращался. Мы больше надеемся на то, что в марте должен приехать Григорович, чтобы ставить у нас "Легенду о любви". Это человек с мировым именем, он обязательно встретится с Тасмагамбетовым, возможно, и с президентом. И мы сможем через него или передать коллективное письмо, или хотя бы рассказать о наших проблемах. Это единственный реальный шанс быть услышанными. - Балетная труппа давно находится на положении Золушки. Может быть, в отличие от оперных спектаклей, балеты не пользуются популярностью? - Как раз наоборот. Несколько дней назад наши ребята посчитали, сколько зрителей на опере "Риголетто". Оказалось, в зале всего 40 человек. Это при том, что на сцене было 22 танцора, около 60 певцов плюс оркестр и технический персонал. Кстати, в других странах такие заранее убыточные спектакли просто не могут состояться. Перед зрителями извиняются, возвращают билеты или предлагают прийти на другой спектакль. И такие вещи в репертуаре не задерживаются. У нас же очень странная репертуарная политика. Ставятся современные балеты, которые трудно назвать оригинальными, и оперы. А классический балет, на котором всегда почти полный зал, давным-давно не ставился.
Странные вещи творятся и с балетной труппой. Ее руководители тоже ведут непонятную политику. >При явном дефиците мальчиков-солистов принимается в штат травмированный танцор, который... не может поднимать девочек. Он получает зарплату наравне с остальными, но в спектаклях не участвует. Танцоры утверждают, что очень многое зависит от личных отношений с директором труппы.
В каждом творческом коллективе есть дрязги, обвинения в протаскивании своих и прочий сор. Но в алматинском оперном масса всего этого стала критической. Венец некорректности - случай с тем же Алексеем Сафроновым. Дирекция балетной труппы "подправила" списки танцоров, отправляемых в Киев на официальный концерт, и вычеркнула Сафронова. - Алексей, почему вы до сих пор здесь, зачем вы боретесь за место под солнцем?
- Мне нравится жить в Казахстане, нравится Алматы. Мне нравится тот оперный, который я застал пять лет назад после училища. Сейчас я подписываю контракт с Челябинским театром, где буду выступать как приглашенный солист, меня приглашают показаться в Большом театре. Но я хочу работать в Алматы...
Вместо постскриптума. С Алексеем разговаривать пришлось в скверике возле театра. После скандала попасть в оперный даже журналист может только с личной санкции директора, видимо, не знающего о том, что, препятствуя получению информации журналистами, он нарушает закон.
№ 32 (16180) от 22.02.2007 Ксения ЕВДОКИМЕНКО, Алматы
|