Г.Кенжегалиева: В запасниках Западно-Казахстанского музея лежит уникальная коллекция православных икон 00:30 27.02.2007
Взгляд из глубины веков
Иконы, хранящиеся в фондах Западно-Казахстанского историко-краеведческого музея, выставлялись всего один раз, в 20 веке.
Тогда это событие приурочили приезду в Уральск потомков нобелевского лауреата Михаила Шолохова.
Экспозиция произвела фурор, но ее быстро убрали, и с тех пор в силу различных обстоятельств, эти иконы не видели белого света.
В областном музее хранится богатейшая коллекция православных икон, которую не прочь заполучить многие центральные музеи России. А собирали их музейные работники по крупицам, в буквальном смысле ходили по дворам и просили продать им ненужные.
В Уральске, в былые годы, почти в каждой православной семье имелись по несколько, а то и больше икон. Город был одним из самых религиозных городов Казахстана, когда-то здесь функционировало около 20 церквей, а если учесть, что проживало здесь меньше 50 тысяч человек, то можно сказать, что город в основном состоял из частей, примыкавших к храмам.
С приходом коммунистов часть церквей была разрушена, часть использована под нужды рабоче-крестьянского класса. Нынешний главный кафедральный собор Михаила Архангела долгие годы использовался под архивы, а потом в 1969 году его отдали под краеведческий музей. Именно тогда в музей пришла молодой специалист- экскурсовод, а ныне директор областного историко-краеведческого музея Сара Танабаева.
"Вы даже не представляете, >горы икон лежали под толстым слоем голубиного помета, никому не нужные. Мы их подобрали, начали изучать, но они требовали реставрации. 13 икон, которые лежали на алтаре мы повезли на реставрацию в Москву на обычном "УАЗике", без охраны и без сопровождения", - рассказывает Сара Танабаева.
Одна из найденных тогда икон - 18 века "Богоматерь-нечаянная радость" в чеканном позолоченном окладе. Богоматерь изображена с младенцем в руках, одежда Христа и богоматери покрыта тонким золотом.
В оформлении Михаилоархангельского собора под музей помогали минские студенты, проходившие в Уральске практику. "А икон там было настолько много, что белорусские студенты какие-то из них без спроса увезли с собой. Потом через КНБ их нашли, а иконы вернули обратно", - вспоминает Сара Искаировна, - а этим иконам цены нет, мы их бережно храним".
Еще один ценнейший экспонат - четырехчастная икона "Богоматерь с младенцем Иисусом Христом" в царском одеянии и венце, датируется 17 веком, хотя специалисты говорят, что возможно, она написана и раньше.
Продали эту икону музейным работникам частные лица всего за 40 рублей. Вообще, в период повального атеизма очень многие иконы за ненадобностью в лучшем случае пылились на чердаках и погребах, а в худшем - их выбрасывали.
Тогда же музейщики очень тщательно выбирали для своих фондов лучшее из того, что приносило население. "В основном сдавали бесплатно, но бывало и покупали. Тогда специально выделялись деньги на пополнение фондов, в том числе покупку икон", - говорит директор музея. Народ просил не много - от 40 до 100 рублей, для икон, представляющих историческую ценность - не много, хотя по тем временам и это были неплохие деньги.
Всего за 100 рублей в 1986 году музей выкупил у частного лица очень оригинально выполненную икону "Богоматерь с младенцем". Она оформлена в металлический резной оклад, внутренняя часть украшена вставкой из ткани в виде оклада и вышивкой бисером и цветными камнями. Датируется первой половиной 19 века.
Последние 10 лет фонды музея по части икон не пополнялись. Единичные экземпляры попадают через таможню при попытке вывезти из республики произведения искусства, к коим относятся и иконы, представляющие особую ценность для государства.
В последний раз иконы с так называемым криминальным прошлым были переданы следователями комитета национальной безопасности после завершения расследования уголовного дела. Четыре иконы 18 века пытался вывезти гражданин Италии, его задержали в международном секторе аэропорта Уральска.
Работники музея отказались назвать количество икон, хранящихся в фондах, говорят, государственная тайна. Чем меньше людей владеет этой информацией, тем меньше соблазна у нечистых на руку дельцов. Но экспонатов настолько много, что на них положили глаз даже музеи Санкт-Петербурга.
А вот определить истинную ценность и стоимость икон очень сложно, работников, специализирующихся на иконописи в музее нет. Проводить экспертизу - слишком дорогое удовольствие. В советское время всего один раз в Уральск приглашались специалисты из московского Новодевичьего монастыря. Тогда же они дали характеристику, хранящимся здесь иконам, определили примерное время их создания. Большинство икон датируется 17-18 веками. Однако долгое время эти экспонаты хранились в неприспособленных для этого помещениях со всеми вытекающими отсюда последствиями, но слава богу, не испортились, сохранились.
Зато с прошлого года иконы находятся в подобающих условиях, после капитального ремонта у музея такая возможность появилась. И теперь их можно будет хранить здесь веками. Но главное их предназначение - приносить пользу и радость людям, а это возможно только, когда они выставляются на всеобщее обозрение. В силу разных причин они не выставлялись, хотя интерес к ним у населения всегда был.
Выставку готовили еще к прошлой Пасхе, но в силу различных причин, отложили. Потом еще к какой-то православной дате… На этот раз директор музея пообещала, что выставка обязательно состоится в этом году, правда, дату снова не уточнила.
Остается надеяться, что директор сдержит свое слово.
Гульмира Кенжегалиева , специально для Gazeta.kz 23.02.2007
|