Из художников ЦентрАзии чаще всего подделывают Калмыкова (Казахстан) и Хлудова (Узбекистан) 10:40 02.03.2007
На аукционы ходят бизнесмены, желающие стать джентльменами
Об аукционах в нашей стране большинство людей знают лишь понаслышке. И слова "Сотби" и "Кристи", "лот", "первый ряд, седьмое место" и "продано!" вызывают неопределенные ассоциации
Сегодня "Комсомолка" расскажет читателям о том, как организуют и проводят аукционы в Алматы.
Отечественные аукционы берут пример с "Сотби" Любой аукцион - дело исключительно частных фирм. В Алматы такие мероприятия проводят менее полугода - за четыре месяца их было всего два. - Государство не может проводить аукционы, - говорит директор первого в стране аукционного дома "Жаухар" Нурлыбек Бейсенов. - Произведения искусства тогда будут продаваться не по своей реальной цене. А частные аукционы просто необходимы для хорошего развития арт-рынка в нашей стране. Первый казахстанский аукционный дом взял за основу стиль знаменитого лондонского "Сотби", хотя история его соперника - "Кристи" - тоже насчитывает почти 300 лет. Почему? Мало кто знает, что они конкурируют между собой, несмотря на то, что их клиенты отличаются. "Сотби" - аукцион для бизнесменов, которые хотят стать джентльменами. А "Кристи" - для джентльменов, стремящихся стать бизнесменами. - Мы прекрасно знаем, что деньги у казахстанских бизнесменов есть, - делится Нурлыбек Пернебекович. - А вот культуры им, по большому счету, не хватает. И покупая картины, они повышают свой уровень и лучше узнают национальную культуру. Однако богатые казахстанцы большей частью все еще подвержены влиянию Запада и предпочитают иметь в своих коллекциях работы западноевропейских мастеров. Безусловно, казахстанская живопись не имеет особо богатого наследия. Исламские традиции не приветствуют этот вид искусства, и развиваться в нашей стране оно стало только в конце XIX - начале ХХ века. Само собой, стоимость картин казахстанских художников, западноевропейских или русских несравнима. В рейтинге советских живописцев казахстанцы - примерно на третьей позиции из семи. Ко всему прочему, отечественные мастера не так раскручены, как их российские и западные коллеги.
Зевакам вход воспрещен! У всех аукционов есть свои правила. Во-первых, это мероприятие закрытое, куда открыт доступ только для покупателей. Во-вторых, заявить о своем участии (обойдется это в 10 тысяч тенге) необходимо заранее. - Это делается скорее по этическим соображениям, - объясняет Нурлыбек Бейсенов. - Реакция простого человека на покупку полотна стоимостью в десятки тысяч долларов вряд ли будет адекватной. И мы хотим избежать реплик типа "Вот буржуй, с жиру бесится!". На первые аукционы в Казахстане выставлялись только картины, представляющие историческую ценность. Это были произведения либо признанных живых классиков, либо авторов, которых уже нет в живых: Жанатая Шарденова, Николая Хлудова, Абылхана Кастеева, Ивана Бондаренко и, конечно, Сергея Калмыкова - пока единственного казахстанского художника, чьи работы пользуются успехом и спросом за рубежом. - Искусство имеет самый большой спрос только в стране своего происхождения, - продолжает директор аукционного дома. - Дальше, если он получает мировую известность, идет просто раскрутка бренда. Прежде картины проходят тщательную экспертизу. К слову, у нас в стране есть хорошие знатоки по казахстанским художникам, способные с одного взгляда подтвердить или опровергнуть подлинность произведения. А вот, скажем, картины Репина или Айвазовского в Казахстане оценить почти некому. Поэтому зарубежная живопись на аукционы не выставляется. После этого полотно примерно оценивается. Учитывается и год написания, и оригинальность жанра, и творческий масштаб художника, и многое другое. Только после этого назначается стартовая цена. У нас минимальная стартовая цена составляла три тысячи долларов. А максимальная, которую выложили за лот на аукционе, была около 30 тысяч долларов. - Я не могу называть, какого художника какое полотно было продано. Это нарушение коммерческой тайны, - говорит Нурлыбек Бейсенов.
Частный случай Недавно Нурлыбеку Бейсенову позвонил человек, который рассказал, что его дедушка в войну дошел до Берлина. Оттуда он привез трофейную скрипку, на которой было выгравировано "Stradivari" и еще какие-то надписи неразборчивым шрифтом. Коллекционер заинтересовался и позвонил знакомому эксперту. Тот попросил произнести по буквам, что написано на инструменте. И оказалось, что это всего лишь подделка XIX века. Такие экспертизы в республике могут делать далеко не все, поэтому у непосвященных коллекционеров больше всего шансов купить обычную подделку.
Компетентно "У казахстанцев тотальное улучшение вкуса!" Если раньше картинам отечественных художников предпочитали добротные расписные ковры, то теперь начинает входить в моду казахская живописная классика. Только в Алматы галереи растут как грибы после дождя, выставки проходят одна за другой, художники пишут, коллекционеры ищут и покупают. Искусствоведы констатируют тотальное улучшение общественного вкуса. Еще лет 10 назад крупных коллекционеров можно было пересчитать по пальцам, сейчас рук уже не хватает. В 90-е годы основными покупателями были иностранцы, которые активно вывозили за рубеж работы отечественных классиков живописи. Теперь ценителей искусства прибавилось и среди своих - как правило, это предприниматели и бизнесмены. Покупка картин - хорошее вложение денег, ведь с каждым годом цены на произведения искусства увеличиваются в среднем на 20 процентов. Работы российских классиков у наших галеристов тоже имеются: картину Ивана Айвазовского с видом Итальянской усадьбы, к примеру, предлагают за 35 тысяч долларов, работу художника XIX века Никанора Черныцова - за 50 тысяч. Но покупателей на них пока не предвидится, и картины хранятся не в галерее, а в несгораемом сейфе. - К таким ценам казахстанский арт-рынок еще не готов, - говорит директор галереи "Ретро" искусствовед Надежда Полонская, - поэтому нам приходится ждать. Или снижать реальную стоимость. У меня в галерее купили работу Шарденова за 5 000 долларов. Но я знаю, что его продают и за 7, и за 12 тысяч. А вот картина Федора Васильева у нас продается всего за пять тысяч долларов. Ее реальная стоимость в несколько раз больше, но на нее нет заключения российских экспертов. Цены на прекрасное формируются в зависимости от имени автора, художественного уровня произведения, темы, сюжета, размера картины. Например, фантасмагории Калмыкова стоят дороже, чем его же реалистические зарисовки. Кроме того, существуют ценовые справочники. Но на казахстанском арт-рынке окончательную стоимость определяют продавец и покупатель. - >Самых дорогих художников - классиков-шестидесятников - чаще всего и подделывают, - рассказывает Надежда Полонская. - После смерти Сергея Калмыкова его квартиру не опечатывали несколько суток, и за это время часть полотен просто разворовали. Кроме того, множество работ художник раздарил знакомым, а в период его болезни некоторые картины разошлись в больнице. Копиисты этими фактами удачно пользовались и подделывали. Легко повторить работы и другого известного живописца - Хлудова, их часто везут из Узбекистана. - Я своими глазами видел наглую подделку Шарденова. Художник сразу отличит такую бессовестную работу от оригинала, - продолжает художник Алпысбай Казгулов, профессиональный художник и коллекционер с 20-летним стажем. Тратить кровные на искусство для него стало привычкой. Сейчас в его коллекции около 200 полотен классиков - Кастеев, Айтбаев, Шарденов, Сариев, Эйферт… И что интересно, самые громкие имена он приобрел за бесценок. А однажды одно ценное произведение Алпысбаю просто подарили. - Я у одного человека увидел картину, от которой у меня стало сильно колотиться сердце. Три месяца я просил ее продать. В итоге он отдал мне ее даром. Сказал, что хочет, чтобы именно я стал новым хозяином шедевра...
Молодым художникам заказывают портреты в старинных одеждах и с конституцией в руках Спрос на работы молодых художников проявляется в основном на бытовом уровне. Картина в подарок - это модно и красиво. Особой популярностью пользуются пейзажи, натюрморты и написанные на заказ портреты. Например, украшают интерьеры соотечественников и иностранцев работы Алексея Волошина. - Только на холсте из-за буйной фантазии заказчиков часто получается полный бред, - делится Алексей. - Кто-то хочет, чтобы одежда была XVIII века, лицо - свое, а в руках - Конституция Казахстана… От таких работ художник старается побыстрее избавиться и продает их всего за 500 долларов. Покупать работы неизвестных художников выгодно, но опасно - не факт, что тот же Волошин лет через пятьдесят получит статус классика живописи и оправдает вложения.
Рейтинг казахстанских художников (стоимость работ в долларах США)
Абылхан Кастеев (1904-1973 гг.) - акварель - от 3000, масло - от 7000-10000 до 100 000
Иван Бондаренко (1928-1995 гг.) - от 3000 до 7000
Сергей Калмыков (1891-1967 гг.) - гравюры - от 3000, живопись - от 10 000 до 70 000
Салихитдин Айтбаев (1938-1994 гг.) - от 5000-7000 до 100 000
Шаймардан Сариев (1932-1988 гг.) - от 5000 до 20000
Николай Хлудов (1850-1935 гг.) - от 5000 до 20000
Жанатай Шарденов (1927-1992 гг.) - от 7000 до 20000
- Константин КОЗЛОВ, Алина МУСТАФИНА 01 март 2007
|