КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Понедельник, 12.03.2007
23:23  Правительство США оценило жизнь убитого на базе "Ганси" шофера Иванова в 40 тысяч сомов
16:54  В Ташкенте собрался Международный круглый стол на тему: "Ислам и толерантность. Пример Узбекистана"
12:35  В.Григорьев: "Реки, протекающие по территории Таджикистана и Киргизии, не являются их собственностью..."
11:48  Мягкой посадки... Туркменских летчиков продолжают учить "Рухнаме"
10:31  IRIN > Ферганская долина: Бедность среди молодежи питает радикализм
10:28  А.Алпамышев: Киргизские спецслужбы - деградация как результат политизации?
10:24  И.Аманжол/Р.Койшибаев: Двуединая империя. Алгоритм кочевого мира. Ч. 1-я

10:13  А.Асроров: Казнить нельзя, помиловать. Легализация имущества в Казахстане. Ч. 1-я
10:07  Нашел дело. Э.Рахмонов опять сажал елки (60-т) вокруг своего дворца
10:05  Бермет Акаева будет заново баллотироваться в Парламент
09:45  О.Сидоров: Вооруженные силы Таджикистана - вчера и сегодня
09:30  Н.Назарбаев прибыл с визитом из Катара в Египет
09:20  Ю.Сигов: Ханабад, Манас, Айни? Военная иностранная база как средство укрепления национального суверенитета
09:10  Ю.Жихорь: Сокровища агро. Агропромышленный потенциал Казахстана сравним с нефтяным
08:50  Н.Байрамова: Назад в будущее. Станет ли ХХ Халк Маслахаты прологом туркменской "оттепели"?
08:43  Замминкультуры Киргизии А.Сарыбаев подал в отставку и заявил об уходе в оппозицию
08:26  Певица-"татушка" Ю.Волкова вышла замуж и приняла ислам
08:23  Рress-uz.info > Ташкент - столица исламской культуры
08:16  Хукумат Куляба объявил конкурс "для всех желающих" на проект памятника А.Рудаки
07:52  Туркменские аксакалы просят не девальвировать туркменскую Государственную клятву частым повторением
07:39  Запрет ребрендинга. Таджикам не нужен российский "МегаФон"
07:35  Б.Сейдахметова: Индийский фактор в ЦентрАзии - амбиции и возможности
07:33  В.Дубовицкий: Венецианцы в стране рубинов, или что писал Марко Поло о Бадахшане
07:19  В Душанбе проходит Первый мировой форум персоязычной прессы
07:11  При президенте Туркмении создан новый госорган - Госагентство по управлению и использованию углеводородных ресурсов
07:00  А.Дубнов: Бакиеву поставили ультиматум. Киргизия готовится к весеннему обострению
06:58  "ВН" > ОАО "Газплов". Россия и Узбекистан пытаются стать полноценными экономическими партнерами
06:47  10 лет за измену родине. В восточном Казахстане пойман, изобличен и осужден китайский шпион
06:43  "НГ" > Авиационные перспективы туманны. Узбекистан с помощью России пытается реанимировать самолетостроение
06:40  А.Желенин: Бросок на Ашхабад. Сотрудничество США и Туркмении может перерасти экономические рамки
06:22  "Къ" > Гульнара Каримова почтила гостей своим отсутствием. Поэтесса не пришла на собственный бенефис
06:09  Довран Бабаев возглавил "Президентбанк" Туркмении
05:25  Бушер вошел в период полураспада. Россия и Иран не договорились, кто виновен в срыве строительства АЭС
04:46  В.Ляганов: "Чунга-Чанга и Узбекистан - общее и особенное" (ответ А.Ниязматову)
04:39  В Алматы завтра откроется конференция "Социальная ответственность как основа конкурентоспособности казахстанского бизнеса" (анонс)
01:42  Д.Ашимбаев: "Гордость нации", или Казахстанцы в Forbes
00:39  Решен вопрос с "апрельской революцией". Бессрочный митинг новой киргизской оппозиции начнется 11/04
00:09  "Бирдамлик" > Правительство Узбекистана сделало все возможное, чтобы не допустить наших акций 8/03
Воскресенье, 11.03.2007
20:39  Индийский шахматист Виши Ананд выиграл супер-турнир Морелия-Линарес-2007
14:37  И.Рустамбек: Вся власть женскому учредительному собранию! В Киргизии назревает еще и "бабий бунт"
14:06  Усаме бен Ладену "стукнуло" 50. Последний раз его видели 29 октября 2004
13:34  А.Хасанова: Карагандинский беспредел. "Оптимизация" лишила людей квартир
13:16  Китайцы будут строить дешевое жилье в России. Стартует пилотный проект в Иркутске
13:04  В.Нурмухамедов: Как милиционер Абдулла-ака организовывал туристские маршруты (узбекская сказка)
12:14  Поэтесса Googoo’sha (в миру - Г.Каримова) презентовала в Москве 1-й сборник лирики
12:02  Солнце восходит в... Узбекистане (обзор узбСМИ от Uzmetronom)
11:57  Штамп в киргизском паспорте: многоженец. Нельзя путать обычаи и законы шариата (мнения)
11:45  "МС" > Мартовские тезисы А.Бекназарова. Чем заменить "семейное правление" в Киргизии
11:27  Отняв у меня машину мою семью обрекли на голодную смерть! - обращение В.Умурзакова из Ташкента
11:24  Премьер Казахстана К.Масимов решил "разобраться" с министром информации Е.Ертысбаевым
11:06  В Непале пропал месяцами медитировавший без еды "маленький Будда" Рам Бахадур Банджан
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   |   Казахстан   | 
И.Аманжол/Р.Койшибаев: Двуединая империя. Алгоритм кочевого мира. Ч. 1-я
10:24 12.03.2007

На Востоке при получении милостыни нищий выражает свою благодарность пожеланием: "Барака топкир" - "Удостойся просветления". Магическая "барака" - это устремление суфиев, означающее желание достичь эманации, некоего сгустка энергии, позволяющего перемещаться в пространстве и времени, созерцать источник всего сущего. Кстати, в мавзолее Гур-Эмир надгробие Тимура не занимает "торь" - почетного места, оно отведено его духовному наставнику - суфию Саиду Бараке (Саиду Просветленному), чья смерть вызвала у него глубокое страдание. Не менее занимательно и то, что, отмечая уважительное отношение эмира к шейхам, священнослужителям и потомкам пророка, французский востоковед Жан-Поль Ру причисляет его к мусульманам, только с оговорками.

Раб традиций

Противоположную точку зрения высказывает такой научный авторитет, как Гумилев. Он называет Тимура исламским фанатиком. Оценки личности Тимура противоречивы. Еще при жизни его хулили и боготворили. Но чем объяснить, что от таких городов, как Исфаган, Герат, Ургенч, Багдад, Алеппо, составляющих гордость исламской культуры, он оставил одни руины да приснопамятные минареты, сложенные из черепов? Почему, разбив правителя Золотой Орды Тохтамыша, разграбив Астрахань, он не пошел на Русь? Почему поход на Китай в его планах оказался на последнем месте? И это, на наш взгляд, вызывает сомнения в правоте Гумилева. Понятно, что свидетельств глубокой приверженности Тимура исламу более чем достаточно, но лично знавший его летописец Ибн Арабшах узрел в нем "плохого мусульманина", который "предпочел Чингисханов закон закону ислама". Двенадцатилетним мальчиком Ибн Арабшах при взятии Дамаска был захвачен в плен и увезен в Самарканд, позднее он вернулся на родину, затем уехал в Египет, где и написал книгу, посвященную жизни и деяниям Тимура. Справедливости ради следует отметить, что его трудно заподозрить в симпатиях к эмиру.

Приведем еще один исторический факт, обвинив своего бывшего союзника эмира Мавераннахра Хусайна в том, что тот намеревался вести оседлый образ жизни, Тимур захватил Балх и казнил его. Спустя некоторое время, как об этом пишет известный тюрколог Султанов, был созван курултай, на котором уже все эмиры, вельможи и должностные лица страны принесли присягу новому правителю. Другой историограф Али Язди писал о том, что в окружении Тимура постоянно находились мусульманские теологи, дервиши, толкователи фикха и бакши. Кого имел в виду Али Язди, сказать трудно: бакши могли быть предсказателями, астрологами. В переводе с уйгурского это слово означает "учитель", "грамотей", "ученый". С большой натяжкой, но допустимо, что под словом "бакши" подразумевались лекари. Но в лексиконе узбеков и таджиков заимствованное из арабского языка слово "табиб", означающее "лекарь", причем это не "новояз", оно имеет древние корни. Поэтому мы больше склонны считать, что под словом "бакши" подразумевались шаманы. Еще одним доводом в пользу такой трактовки слова служит тот факт, что в период правления Великого хана Хубилая, бакши отправляли обряды древнего культа. В державе Хулагидов, в частности при правлении Олджейту (1304-1317), бакши руководили церемонией очищения огнем. Многие историки, в том числе и Ру, видят в его походах страстное желание восстановить территориальное и политическое величие и мощь империи Чингисхана, которому он пытался следовать даже в мелочах.

Двуединая империя

Известный французский иранист Жан Обен объясняет это тем, что: "В поступках этого мусульманина, несомненно истового и искреннего, языческого субстрата, мощного и богатого, коему тюрки и монголы обязаны тем, что в их гении имеется самое лучшее". В своей книге "Тамерлан" Ру объясняет психологизм данной ситуации следующим образом: "Эти традиции всего не объясняют, но позволяют лучше понять сложность индивидуума, метавшегося между двух ипостасей, которые он пытался слить в нечто единое". Мы разделяем эту точку зрения, на наш взгляд, Тимур в глубине души так и не смог порвать узы, связывающие его с кочевым миром. Но эта двойственность, скорее всего, было характерна и для самой эпохи. Известно, что Великий эмир велел написать две официальные истории своего царствования: одну тюркскими стихами с применением уйгурской графики (она была утрачена), другую - персидской прозой с арабской каллиграфией. Т.е. наблюдается двойственность как языковая, так и алфавитная. Более того, кочевые и оседлые подданные державы Тимура управлялись администрацией, включавшей: диван-и а,ла и диван-и бузург. Можно предположить, что Тимур, руководствуясь политическим расчетом и принимая во внимание способность соперников, призвать мусульман объединиться во имя утверждения истинной веры и выступить против него, был вынужден в своей политике опираться на религиозные группировки. Понимание этого позволило Ру охарактеризовать Тимура как племенного деятеля, рискнувшего порвать с племенной традицией; бродягой, ушедшим в город; язычником, почитавшим великие мировые религии. Эмир, или как его еще именовали "сахиб ат-тахт - обладатель престола", был выходцем из тюркоизированного монгольского племени барлас, поэтому не удивительно, что основу его воинства составляли кочевники.

Современники отмечали, что воинство Тимура не носило тюрбанов. Волос - не стригло, их заплетали в косицы, которые спускались до самых плеч или укладывались в виде шиньонов. Нельзя сказать, что эмир приветствовал пьянство, но в дни побед его воины запекали и ели лошадей, пили вино, кумыс и пшенную бузу. Ру пишет, что особенную торжественность празднеству придавали ритуалы, их сопровождавшие и вращавшиеся вокруг священного кубка, который, как отмечал Геродот, был главным предметом культа степняков. 28 марта 1393 года, выиграв очередное сражение, "эмиры по монгольскому обычаю пели и, встав на колени, обменивались чашами". Они появлялись и во время развертывания знамен.

Подробное описание этой церемонии оставил основатель империи Великих моголов потомок Тимура Захириддин Бабур. Священные знамена флагами не являлись, вместо них были туги: длинные древки, верхний конец которых венчали хвосты яков или лошадей. Их количество могло быть до девяти штук. У Чингисхана тоже было 9 бунчуков. У древних тюрков их украшали головы или фигуры волка или быка, животного - предка; у скифов его место занимали статуэтки из бронзы или золота. В ходе церемонии на туг плескали кумысом, всадники кружили вокруг него, испуская звуки, похожие на завывание. Видимо, древко играло роль Священного древа. Примечательно, что в трапезах могли принимать участие женщины. Ибн Арабшах писал о том, что во время парадных шествий их можно было увидеть танцующими в образе косуль, тогда как одетые в соответствующие шкуры мужчины изображали тигров и леопардов. На первых его знаменах было изображено три кольца. Что они означали? Почему Тимур перед походом на Иран сменил их на черные стяги с изображением серебряного дракона? Чудовище и позднее служило навершием тугов: его можно увидеть на миниатюрах XVI века иллюстрирующих жизнь Тимура, которые хранятся в музеях Стамбула. В одной из тюркских летописей XI века говорится: "Посмотри на дракона, он крутится не переставая". Как явствует из мифов, зиму дракон проводит под землей, а лето на небе. Чем не язычество? Придворные летописцы писали, что во время очередной болезни, в 1392 году, Тамерлан в надежде на выздоровление велел зарезать двух лошадей, как известно, принесение в жертву лошадей в исламском мире не практикуется.

Языческое прошлое

Занятно, что один из современников внука Тимура Улугбека, который не очень рьяно исполнял установления ислама, описывая медресе в Самарканде, восклицал: "О чудо! Громада его, подобная горе, твердо стоит, представляя остов, поддерживающий небеса. От тяжести его хребет земли приходит в содрогание". И сделал это в полном соответствии с миропониманием кочевников. Понятно, что гора - это простейший символ, который присущ всему человечеству. В этой связи мы подошли к вопросу о роли номадов в мировой истории. Оценки самые разные. Часть историков, в том числе покойный Нурбулат Масанов, считают, что кочевой образ жизни представлял собой "тупиковый путь развития человечества" (это мнение ученого один из авторов услышал на публичной лекции, прочитанной Масановым в ИХН АН), более того, в их глазах он ассоциировался с "антицивилизацией". Другие, подобно исследователю Жамцарано, который, основываясь на собранных им материалах по "древней религии монголов" старался доказать, что его соплеменники находились под влиянием "не одного только честолюбия и не одной лишь жажды наживы", но прежде всего под влиянием религиозного воодушевления. Он писал: "Монголы ежеминутно чувствовали и под собой сотрудничество и волю богов - тенгриев". Мы понимаем, что читатели могут воспринять мнение Жамцарано как "квасной патриотизм", но нам самим хотелось бы разобраться в этом вопросе.

Известный антрополог Леви-Строс пятьдесят лет назад писал: "Совокупность обычаев одного народа всегда отмечена каким-то стилем, они образуют систему. Я убежден, что число этих систем не является неограниченным и что человеческие общества... никогда не творят в абсолютном смысле, а довольствуются тем, что выбирают определенные сочетания в некотором выборе идей, которые можно воссоздать". Хотели бы отметить, что благодаря кочевникам, всего за несколько десятилетий, а иногда и столетий, миры, совершенно изолированные, были приведены в соприкосновение друг с другом. Тем не менее вопросов больше, чем ответов. Без ссылки на источники Ру пишет о том, что в ходе битвы с ханом Золотой Орды Тохтамышем, победа то и дело склонялась то на одну сторону, то на другую, и когда сопротивление было сломлено и противник бежал, Тимур горячо возблагодарил как Аллаха, так и божество своих предков. Вторично это имело место после победы над турецким султаном Баязетом Йилдырымом - Молниеносным. Западным историографам Тимура было трудно понять, почему после битвы он взошел на гору, с которой коленопреклоненный вознес благодарность Вечно синему небу. Вполне вероятно, что это - предположения и соображения Ру, поэтому оставим их на совести автора. Возможно, что Тимур действительно стоял перед дилеммой и не раз задавался вопросом, можно ли совместить кочевой образ жизни с цивилизацией.

Образ жизни

Но еще задолго до возникновения империи Чингисхана, задолго до походов хромца были гунны или как о них упоминается в китайских летописях - хунны, основавшие сильное государство на границах Китая во II веке до н.э. Прав Гумилев, говоря о том, что наименование этого народа оказалось гораздо более долговечным, чем сам народ. Интересен не столько народ, сколько сам феномен. Он задается вопросом, каким образом немногочисленный кочевой народ создал такую форму организации и культуры, которые позволили бы ему сохранить самостоятельность и самобытность на протяжении многих столетий, пока он не потерпел окончательное поражение и не подвергся полному истреблению. В чем сила этого народа и почему она исчезла? Гумилев отмечает, что: "Кочевой быт отнюдь не предполагал беспорядочного блуждания по степи". В его представлении это было связано только с поиском пастбищ. Многие задаются вопросом, в чем причина приобщения к кочевому образу жизни? Чаще всего причиной этого называют одомашивание лошадей. По этому поводу Гумилев высказал следующее соображение: хунны развели достаточное количество лошадей и подъяремных быков, создали кибитку - дом на колесах - и первые занялись кочевым скотоводством. Жилище их было удобно: во-первых, шатер значительно лучше защищает от мороза и ветра, во-вторых, меняя стоянку, всегда можно найти место, обеспеченное топливом, в-третьих, в жилище на колесах жить более безопасно, в любой момент можно уехать от врага, что хунны и делали.

В нашем представлении, если в дорогу двигался один народ, придя на новое для себя место, он вытеснял старожилов. Те, в свою очередь, переняв стратегию вытеснения, предположим, от тех же гуннов, страгивали с места другие племена. Тем более следует учесть, что активный центр продолжал генерировать, т.е. вытеснять новые племена. Видимо, он был не один. Процесс оказался растянутым во времени. По мнению ученых, язык хунну был общим для предков тюрков и монголов. Причем, по мнению того же Гумилева, сомнений в тюркоязычии хуннов нет. С этим мнением солидарен не менее авторитетный тюрколог Бартольд. На чем основывал свои предположения Гумилев, мы не знаем, но согласно ему: "Хунны XII века до н.э. весьма значительно отличаются от своих предков". Будучи в конце XII века вытесненными из Китая, они перенесли заимствованные ими навыки и знания в Сибирь.

Материальных подтверждений того, что в те времена кочевники имели письменность - нет, но, в "Истории Троецарствия" Кань Тай - участник китайского посольства в царство Фунан (Камбоджа) - между 245 и 250 гг., упоминал, что: "Они имеют книги и хранят их в архивах. Их письменность напоминает письменность хуннов". Дипломат говорил о ней в придаточном предложении, как о вещи, абсолютно известной и необходимой лишь для сравнения и пояснения. Предполагается, что в III-V веке н.э. существовало два варианта рунического письма - гуннское и восточное, бытовавшее на территории Жетысу и Монголии. В VI-VII вв. на этой базе развивается древнетюркская письменность, названная орхоно-енисейской. Правда, с таким утверждением Олжас Сулейменов не согласен, он ее датирует тысячелетием раньше. В Монголии, Сибири и Семиречье к настоящему времени обнаружено около двухсот древнетюркских рунических надписей.

Язык язычников

В своем труде "Заметки о гуннской мифологии" ученый Сеидов пишет: "Гунны верили, что великий Тангрыхан и "красивое дерево" защищают страну; гунны приносили жертву дереву, в особенности крупным деревьям, в частности, дубу". Их цари - шаньюй, "рожденные небом и землей, поставленные солнцем и луной", совершали поклонения восходящему светилу и луне. Одним из объектов поклонения был космос; т.к. гунны имели идола, изображающего его, то космос был ими персонифицирован.

Это согласуется с доисламскими верованиями тюрков. Один из последних казахских шаманов - Беркимбай - ата, на которого ссылаются исследователи Жубанов и Ибатов, утверждает:
>"...в центре мира высится первозданный Кок-Тюбе (священная синяя небесная Гора), на вершине холма растет великий Байтерек (букв. могучий Тополь), четыре ветви которого охватывают весь небесный свод. Корни дерева проникают через все уровни Земли до Нижних вод". В архаичных мифах между ранее слитным небом и землей прокладывается путь к растущему вверх дереву, по столбу, по горе, по цепи из стрел, по радужному мосту, по лучу, лестнице и т.п. Эквивалентом мирового дерева в подобной модели нередко служит мировой столб или высокая гора. На наш взгляд, нет нужды доказывать идентичность Танрыхана и Тенгри. В монгольско-русском словаре слову "Тэнгэр" придается значение "небо" и "бог", что соответствует китайскому слову "тяньли". Есть еще одно китайское слово "тянь эррь", означающее "небесные уши или дар всеслышания". В свою очередь, Олжас Сулейменов соотносит тюркское та(н)рi с именем древнешумерского бога солнца Тенгери (Дингир, Тингири). Отмечая "культурное родство", он сопоставляет шумерское дингир с тюркским тенгир. Праматерь Умай была известна у всех тюркских народов и понималась как супруга божественного Тенгри.
Примечательно, что первым словом которое прочел датский тюрколог Вильгельм Томсен, расшифровавший рунические письмена на "бену - таше" - камне Куль-тегина, было "Тенгри". На нем приведены слова: "Когда вверху возникло голубое небо, |а| внизу - бурая земля, между ними возникли сыны человеческие". Кстати, это очень похоже на зачин кыргызского эпоса "Манас". Как подметил Бартольд, "едва ли можно думать, что грамотность была так распространена", но "хан даже приглашает весь народ читать оставленные им надписи". Хотелось бы обратить внимание, что это не просто сюжет, это первое письменное упоминание о космогонии тюрков. Можно предположить, что к моменту написания письменность существовала какой-то отрезок времени. Какой точно, сто или двести лет, а может пять веков, мы сказать не можем. До возникновения письменности, было "слово", т.е. устная форма изложения космогонических легенд и мифов. Их много, разумеется, все описываемые истоки бытия разнятся, но в основных мотивах схожи. Надо полагать, что механизм их распространения прост - они передавались от народа к народу и в главном они сходятся. И, вполне вероятно, передавались номадами.
В научной литературе встречаются термины: "тюркский праязык", "тюркский протоязык". Но что скрывается за этими языками? По мнению известного исследователя алтайских языков Поппе, предтюркский период непосредственно возводит через тюрко-монголо-тунгусо-маньчжурское состояние к алтайскому языковому единству. Он пришел к выводу, что "тюркские, монгольские и тунгусо-маньчжурские языки хранят в себе реликты некоего древнего языка. Сотрудники сектора тюркологии Института языкознания РАН восстановили праформы одной тысячи слов пратюркского языка, охватывающих все важнейшие стороны жизни и хозяйства пратюрков и окружающей их природы. По мнению Сулейменова: "Тюркский лексический материал, если его изучать в сопоставлении с лексикой других языков Евразии, говорит о том, что тюрки пришли в Саяно-Алтайский регион, в монгольские степи (возможно, действительно в первые века нашей эры), уже имея за плечами многовековую историю, включающую и опыт государственности". Хотелось бы отметить, что в том же "Манасе" сообщается о древнем кочевом пути между Тянь-Шанем и Алтаем. Надо полагать, что это был не единственный исторический маршрут. Судя по приведенным Сулейменовым в книге "Тюрки в доистории. О происхождении древнетюркских языков и письменностей" примерам, так оно и есть. Читатель может предположить, что если и была у тюрков письменность, то она непременно у кого-нибудь позаимствована. Но ближайший сосед тюрков Китай. Но, во-первых, она там создана в период правления императора Хуан-ди (2538-2698 до н.э.). Во-вторых, "там иероглифическое письмо и буддизм (правда, он утвердился в Китае лишь во времена династии Тан). Тюрки не приняли эту веру, да и систему письма". Как пишет об этом авторитетный тюрколог Бартольд: "Обыкновенно хуннов считали и считают турками (тюрками - "ДН"), тем более что сами китайцы называют турок VI в. потомками хуннов". Следует отметить, что он не видел особой разницы между тюрками и монголами. Ученые считают, что язык хуннов имеет тунгусское происхождение. Впоследствии часть гуннов передвинулась в Европу, где они особенно прославились в V веке н.э, оставшиеся к этому времени ассимилировались, но на смену им пришли сяньби. В китайской транскрипции ими именуются тунгусы. Сяньби, монголоязычные племена в IV-II веках до н.э., населявшие Западную Маньчжурию и Восточную Монголию. Этот народ основал в северных областях Китая несколько династий. По мнению еще одного известного тюрколога - профессора Пельо, основывавшегося на сохранившемся словаре сяньбийского языка, "не остается сомнений в том, что этот язык был турецкий". В одной из своих работ он упоминал о существовании языка одного из народов, упоминаемых в орхонских надписях - китаев; этот словарь показывает, что китаи (кидани), которых до сих пор считают тунгусским народом, в действительности говорили на монгольском языке.

Сотворение мира

Высказывая предположение о двойственной ипостаси Тимура, скорее напоминающее уверенность, Ру отмечает, что: "...существуют и другие составляющие, узнать которые может алтаист и специалист по религиозным мировосприятиям". Почему именно они? "Отец русской тюркологии" Василий Радлов (1837-1918) писал: "У алтайских шаманистов много вариантов легенд, в которых обнаруживаются отчетливые следы как библейской истории сотворения мира, так и буддизма, из которых первая попала сюда отчасти через мусульман, отчасти же при посредничестве христиан". Может быть, и так.
Согласно одной из них, "когда еще не было ни неба, ни земли, был один Ульгэнь", который "ощутил в себе мысль" и произнес: "О! Сотвори землю, сотвори землю! И земля сотворилась". Достигнув успеха, Ульгэнь продолжил: "Э! Тенгере пютсин - О! Сотвори небо", и по его слову "небо сотворилось". Вспоминается библейское: "Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездной; и Дух божий носился над водой" (Бытие, 1,2). Кстати, на иврите Дух Божий - это "руах Элохим". Согласно преданиям хакасов и алтайцев мир был создан утками. Одна из них, нырнув, достала со дна реки песок. Другая, в течение девяти дней толкла его, и в результате образовалась земля. Но первая утка, часть песка утаила, из него образовались горы. Разгневавшись, другая не дала ей земли для проживания, но провинившаяся, выпросила землю размером со след трости, проткнула ее и ушла в образовавшееся отверстие. Оставшись в одиночестве, другая утка создала из земли мужчину, а из его ребра - женщину.
Одна из главных богинь шумерского пантеона Нинхурсаг, спасая брата своего Энки, сотворила "госпожу ребра - Нинти". В религии Шумера, где самой грозной в пантеоне богов являлась троица - Ану, Энлил и Энки, есть бог плодородия Думузи, который, умирая зимой, "уходит вниз под гору", а весной, уступая настояниям богини - матери бог солнца возвращает Думузи на землю. Цари Шумера именовались "богами, дающими жизнь своей стране", "сынами солнечного бога, господином, который проник в глубину моря и поднялся на горы". В прологе поэмы "Гильгамеш, Энкиду и подземное царство" говорится:

Когда небеса от земли отделились, вот когда. Когда земля от небес отодвинулась, вот когда. Когда имя человеков (так в тексте) установилось, вот когда. Когда Ан (бог неба) себе небо унес, вот когда. А Энлиль (бог воздуха) себе землю забрал, вот когда... ............................................................
Владыка, дабы создать то, что полезно, Владыка, чьи решения непреложны, Энлиль, приносящий зерна полей с земли,
Решил отделить небеса от земли, Решил отделить землю от небес. В хакасских богатырских эпосах картина сотворения мира была следующей.

Когда в земле появились первые корни, И земля впервые была опоясана небесным сводом. Когда впервые вздыбились снежновершинные горы, И в море впервые вздыбились белогривые волны
.............................................................
И когда соболь в то древнее время, Сделав первый прыжок, побежал Раньше нынешнего поколения

И если с простейшими символами все понятно, то чем объяснить такое сходство? Шумеры именовали Вселенную "ан-ки", т.е. "небо-земля", первоначально возникшие как некое единое целое, а затем разделенные на землю - плоский диск и небо - пустое пространство, опирающееся на твердую поверхность. Согласно представлениям шумеров ан-ки со всех сторон окружена первозданным и бесконечным океаном. А богиня океана Намму названа "матерью, породившей небо и землю". С другой стороны, может стать и так, изначально стройная гармония представлений о мире может примитизироваться до трудно узнаваемых фрагментов. Можем предположить, что кочевник, получив определенную сумму знаний, на своем пути встречался с другими народами, под влиянием которых оно постепенно трансформировалось. В определенной точке оно было таким-то. В другой - смешавшись с воззрениями других народов становилось диаметрально противоположным. К примеру, высшие божества индийцев - Дэви - стали злыми духами у иранцев и, наоборот, злые демоны - асуры превратились в высшее божество, воплощающее добро. Кстати, в священной книге иранцев "Авесте" вместо ковчега средством спасения названа некая крепость, сделанная из зародыша земли, поднятого со дна моря. Подобный сюжет встречается в китайских легендах. Изучение шумерских клинописей позволило выявить в их лексиконе более двухсот слов, обозначающих разные породы и качество скота.

Кочующие боги

Древнеегипетская легенда повествует о том, как бог пространства Шу (букв. пустота. - "ДН") отделил собой обнимающихся Небо и Землю, что, возможно, также сказалось на библейской космогонии, поскольку слово "sw" имело второе значение "свет". В итоге в Библии оказалось, что небо и земную твердь разделил не эфир, а свет, который и стал вторым после неба и земли элементом божественного творения. До наших дней в Египте сохранились фрагменты храма Гора в Эдфу, строительство которого началось в 237 году до н.э. И капитель в погребальном храме царицы Хатшепсут в Дейр эль-Бахри, в которых есть скульптурное изображение богини Хатхор. Поскольку имя богини означает "Дом Гора", то оно символизирует утробу, из которой появился на свет Гор. Получается, что она мать и одновременно жена Гора. Концепция, лежавшая в основе власти фараонов, строилась на том, что монарх считался земным воплощением Гора - старшего, царица - воплощением Хатхор, а наследник трона - Гора - младшего. В Библии его именуют Мицраим. Ассирийцы называли страну фараонов м-Ицра с окончанием множественного числа "им". Нам оно знакомо как Миср. Исследователь древних литературных памятников стран Ближнего Востока Синило считает, что это один из эпитетов предводителя месопотамских завоевателей, вторгшихся в долину Нила. Кстати, от Срединного древнеегипетского царства до наших дней дошел цикл "Сказок папируса Весткар". Скучающий фараон IV династии Хуфу (Хеопс) просит сыновей по очереди рассказывать ему сказки. Буквально как в арабской "Тысяча и одной ночь". Сохранились и "Песни арфиста", в которой звучит мотив бренности, в общем, "все суета сует", как об этом впоследствии будет говориться в Книге Экклезиаста.
В древнеегипетском пантеоне Гор - всепобеждающий герой. В середине I века до н.э. скульпторы изображали его как всадника, поражающего копьем дракона. Аналогичное изображение один из авторов видел в Улан-Баторе, в одном из буддийских монастырей. У христиан он стал св. Георгием. Есть он и у нас, по мнению Сулейменова, это Коркыт-ата, искавший бессмертия. Предание гласит, что он бессмертен пока играет на кобызе, но стоило ему слегка прикорнуть, как смерть, принявшая облик змеи, ужалила его, и он умер. В шумерских легендах тоже есть всепобеждающий, всезнающий герой Гильгамеш. Он отмечает, что в огузо-карлукском наречии есть слово "билиг" - "знание", в кипчакском - "бильме". "И если имена от глагола "бил - знай" произошли в эпоху "поздних тюрков", то, конечно, не имеет смысла сравнивать героя шумерского эпоса Бильгамеша (Гильгамеша)с титульным именем Бильге-Кагана - "Всезнающим, мудрым каганом", старшим братом Кюль-Тегина. Кипчакская форма этого слова, по версии Олжаса Сулейменова, "билим" попала в древнесемитский язык в виде "илим", а спустя тысячелетия вместе с исламом вернулось как "гылым - наука", "галым - знающий, ученый". Согласно легенде царь Урука Гильгамеш отправился на поиски Утнапишти, которого боги даровали бессмертие. Его старовавилонского аналога звали Атрахасис (в греческой транскрипции), древнегреческого - Девкалион, который носился по волнам в "плавающем ящике", индийского - Ману, и во всех угадывается библейский Ной.

Письмена на каменной стеле Бильге-кагана повествуют: "Когда я сам воссел на престол, столь крепкую власть над народом с четырех сторон я осуществлял". Существовало линейное обозначение четырех сторон света, т.е. мир стал упорядочен. И далее: "...впереди, где восходит солнце, справа, где солнце в зените, позади, где заходит солнце, слева, где ночь в зените, - обитающие там народы все мне подвластны".

Искандер Аманжол, Рахим Койшибаев
(Продолжение следует.)
8 марта 2007г. № 9 (737)

Источник - Деловая неделя
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1173684240
Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Рабочая поездка А. Мамина в Алматинскую область: АПК, логистика, фармацевтика, туризм
- Постановление Правительства Республики Казахстан от 3 сентября 2021 года №606
- Постановление Правительства Республики Казахстан от 13 сентября 2021 года №633
- На вершине властного зиккурата
- Нацфонд Шредингера совращает госаппарат
- Р. Скляр проинспектировал социально-экономическое развитие Павлодарской области
- S&P Global Ratings предприняло различные действия в отношении казахстанских финансовых институтов
- Руслан Бекетаев: "Цифровые валюты центральных банков могут стать эффективным инструментом для ускоренного проведения трансграничных платежей"
- Информация касательно Малого Талдыколя
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх