В.Воронов: Чьих будете? Нужно ли Казахстану множественное гражданство 00:48 16.03.2007
Чьих будете?
Еще в 1991 году в Верховном Совете Казахстана XII созыва шли жаркие дебаты о возможности введения двойного или даже множественного гражданства для лиц, проживающих на территории нашей республики. Компромисс был зафиксирован в законе "О гражданстве РК" от 20.12.1991 года, где появилась запись: "За гражданином Республики Казахстан не признается гражданства другого государства". Эта формулировка в неизменном виде перешла затем в часть 3 статьи 10 Конституции РК 1995 года.
Данная запись в нашем Основном законе буквально означает следующее: имей человек хоть сто гражданств, в Казахстане (если сей человек - гражданин Казахстана) его другие 99 гражданств признаваться не будут. Особо следует здесь обратить внимание на конструкцию этой конституционной нормы: она прямо предполагает возможность наличия нескольких гражданств у гражданина Казахстана, но разъясняет правовые последствия такой возможности просто - "…не признается".
История вопроса
Однако история этой нормы сложилась непросто. В декабре 2003 года группа парламентариев обратилась за разъяснениями в Конституционный совет страны, который дал довольно оригинальное толкование, указав, что понимать данную норму нужно так: с момента приобретения гражданства другого государства гражданство Казахстана утрачивается. Поскольку та же Конституция устанавливает порядок утраты гражданства только на основании закона, КС был вынужден обратиться в парламент с тем, что данное толкование не соответствует Конституции и положениям закона "О гражданстве РК", не содержащего механизма защиты от множественного гражданства (который якобы Конституция предполагала). И вот 4 октября 2004 года парламент вносит изменения в вышеназванный закон "О гражданстве РК", установив дополнительное основание утраты гражданства Казахстана: "приобретение гражданства другого государства". Человек для паспорта или паспорт для человека?
Складывалась ситуация, при которой граждане Казахстана, получившие второе, третье и т. д. гражданство до этой даты, тем не менее оставались гражданами Казахстана - потому что, несмотря на поправки в закон "О гражданстве РК", не прекращали действия две базовые конституционные нормы: "Гражданин республики ни при каких условиях не может быть лишен гражданства…" (ч. 2 ст. 10) и "…приобретение и прекращение гражданства осуществляется в соответствии с законом" (ч. 1 ст. 10). Здесь следует особо отметить, что граждане Казахстана, получившие второе гражданство до момента введения в действие поправок, сохранили свое казахстанское гражданство, а следовательно, и все связанные с гражданством права и обязанности.
С правовой точки зрения, следует понимать так: в 2004 году, отказавшись от установления специального механизма выбора гражданства самим гражданином, государство согласилось с наличием нескольких гражданств у части своих граждан - одновременно соглашаясь с их казахстанским гражданством. Это чисто правовой аспект вопроса.
На практике же вопрос множественного гражданства более чем запутан. Как мы уже сказали, закон "О гражданстве РК" не разъясняет, как быть гражданам, которые приобрели множественное гражданство до вступления в силу поправок к данному закону. Кроме того, Конституционный совет разъяснил в свое время, что гражданство Казахстана должно утрачиваться с момента принятия гражданином гражданства другого государства, как следствие его добровольного выбора. Практический же механизм, установленный законодательством, иной: гражданство утрачивается в день регистрации его утраты.
Нерешенным остался главный в данном аспекте вопрос: если утрата казахстанского гражданства при принятии гражданства другого государства обязательно должна быть следствием добровольного выбора человека, то можно ли фиксировать утрату гражданства без заявления и волеизъявления самого человека?
Ведь законодательство гласит, что до фиксации утраты гражданину обязательно должны быть разъяснены последствия утраты гражданства и основания принятого решения. То есть человек должен получить возможность еще раз подумать и сделать осознанный выбор. Однако такая процедура практически никогда не соблюдается.
Определиться в понятиях
Таким образом, четкая грань между запрещенным Конституцией "лишением гражданства" и предусмотренной законом "утратой гражданства" проходит именно через свободное волеизъявление гражданина. Добровольная утрата гражданства с приобретением гражданства другого государства - это изменение гражданства, неотъемлемое конституционное право каждого. А вот фиксация утраты гражданства вопреки свободному выбору человека - это как раз недопустимое лишение гражданства.
Есть серьезные возражения и против примененного в законе и в Конституции термина "приобретение". Что делать, если гражданин Казахстана рожден в стране, где любой родившийся в силу законодательства расценивается гражданином по рождению? Что делать, если гражданство даровано в силу заслуг человека? Что делать, если человеку присвоен титул "почетного гражданина" - ведь закон не делает исключений для разных типов гражданства?
Оставлять эти вопросы нерешенными нельзя. Или мы - правовое государство и уважаем собственную Конституцию, или - нет. Как устранить изъяны в законе? Для этого >нужно твердо определиться в понимании "гражданства", и все станет на свои места. Образно говоря, возможно два крайних понимания гражданства: или это - боярский кафтан, знак касты, который дарует государство, или - рабочий комбинезон, который хоть и дается не государством, но для того, чтобы государство строить. Если гражданство - кафтан, кастовый знак, то, в принципе, в некоторых случаях можно бы и лишать гражданства, и ничего страшного в этом нет. Если гражданство - комбинезон, и человек действительно успешно отстраивает страну и не делает ей вреда (поступая, например, в иностранную армию), то забирать комбинезон - верх глупости: одним строителем меньше.
Виталий ВОРОНОВ, член Комиссии по правам человека при президенте РК 14 марта 2007 г.
|