Юрий Григорович с блеском поставил "Легенду о любви" в Алматинском оперном 10:02 17.03.2007
Григоровичу понравились наши мужчины
Полтора года Алматинский оперный ждал, пока в графике Юрия Григоровича появится время, чтобы поставить с нашей балетной труппой его знаменитый спектакль "Легенда о любви". Дождались.
В основе балета древняя восточная легенда. К ней в свое время обращались и Низами, и Фирдоуси. Последняя известная версия принадлежит мятежному Назыму Хикмету. Он сделал поблажку героям, и они в финале истории не умирают. Но, кроме любви и обилия других страстей, в пьесе есть и тема служения народу. Чтобы добиться руки возлюбленной, Фархад должен пробить скалы и дать народу воду. Очень хорошая тема для советской идеологии.
В свое время многие удивлялись выбору Григоровича - какая-то восточная сказка, да еще с таким патриотическим уклоном: На первых репетициях Назым Хикмет с удивлением говорил мастеру, что ему даже больше нравятся молчаливые признания балетных Ширин и Фархада. Молодой Григорович поставил балет в 1961 году, и с тех пор он начал свое победное шествие по миру. Насколько легендарен балет, настолько легендарен и его автор. Вряд ли можно назвать преувеличением утверждение, что после работ Григоровича мировой балет пересмотрел отношение к танцу. Это не резкий уход из классического танца, но специфический современный язык. Особенно это заметно в "Легенде о любви".
В балете нет кальянов и прочей восточной атрибутики, зато очень много характерной для Востока пластики. Почти нет традиционных поддержек, но есть объяснения и раздумья о любви, когда вся сцена погружается во мрак, приглушенно звучит другой состав оркестра и три главных героя словно ведут внутренний диалог, заставляя затаить дыхание.
В течение трех недель мэтр работал с нашими артистами. Кстати, >труппа побаивалась хореографа, который славится своим твердым характером и некоторой деспотичностью. Но в результате был осуществлен блестящий спектакль. Декорации и костюмы скопированы с работ любимого художника мэтра - Симона Вирсаладзе. Стоит вспомнить, что в прошлом году в нашем оперном пытались поставить знаменитую "Кармен-сюиту". Тоже приезжали московские специалисты, тоже полностью был перенесен рисунок танца, но нашим артистам так и не удалось наполнить эти образы собственной "кровью". Что касается "Легенды о любви", то практически все актерские, именно актерские, а не хореографические партии, можно считать удачными. В спектакле заняты звезды нашего оперного театра. Кстати, во время работы над постановкой, как утверждают руководители труппы, они сделали еще один качественный скачок. Вообще, от нашей балетной труппы сдержанный Григорович пришел в восторг. На чем и не преминул акцентировать внимание собравшихся на пресс-конференции. - Я первый раз работаю с этим театром, - отмечает Юрий Григорович, - и очень доволен. С женщинами обычно проблем не бывает ни в одном театре, но у вас и мужчины великолепные.
Расписание Григоровича составлено на два года вперед, так что он даже не всегда может себе позволить отпуск. Единственная поблажка, которую он позволяет себе, - это ездить вместе с женой и музой Натальей Бессмертновой. Алматинские танцоры ждали мэтра еще и для того, чтобы с его помощью напомнить об исчезнувшей пенсии за выслугу лет. Григорович пообещал, что если будет встречаться с людьми, способными как-то продвинуть этот больной для казахстанского балета вопрос, то обязательно скажет свое веское слово. - Балет - это искусство молодости, - говорит мэтр. - Танцевать можно долго, но смотреть на это нельзя:
№ 47 (16195) от 17.03.2007 Ксения ЕВДОКИМЕНКО, Алматы
|