C.Малеев: Казахи как объект подражания и обожания… узбекских и мировых СМИ 14:49 19.03.2007
Казахи как объект подражания и обожания…
Нас любят американцы и ставят себе в пример другие народы. Более того, наш опыт перенимают, у нас учатся. Не верите? Я и сам, признаться, в шоке…
И тем не менее. >Довелось недавно прочитать в Интернете откровения одной узбекской журналистки. Та откровенно возмущается. "Что такое, – говорит она, – листаешь газеты, включаешь телевизор, везде пишут и говорят только о Казахстане. Об экономике, о политике, везде Казахстан. Казалось бы, узбеки традиционно сильны в спорте, открываю спортивную страничку российского издания, и туда пробрались казахи. А об узбеках ни слова, как если бы нас вовсе не существовало. Но окончательно меня доконало, когда я увидела по телевизору, как самая обыкновенная домохозяйка – казашка, готовя бешбармак, рассуждает тут же заумно о преимуществах Интернета. Это был нокаут".
Но это, так сказать, пишет наш брат-журналист, вернее, сестра. А вот что говорят авторитетные люди, сидящие наверху.
– Принятый казахстанскими депутатами в 1992 году Закон "Об экологической безопасности" оказался образцовым, – утверждает в еженедельнике "Айкын апта" генеральный секретарь Совета Парламентской ассамблеи стран СНГ М. Кротов, – и лег в основу многих законов, принятых в последующем в государствах СНГ. В частности, российская Государственная дума, разрабатывая законодательство об экологической безопасности, опиралась на опыт казахстанских парламентариев в этом вопросе. Другой пример. Наша ассамблея приняла к рассмотрению за последние 15 лет около 200 образцовых законопроектов, причем большинство из них написано казахстанскими мажилисменами. Это неудивительно. Казахи раньше других начали свои реформы и наиболее в них продвинулись. Поэтому "Казахстанский путь" сегодня является примером для подражания для многих народов мира. Узбеки, армяне, белорусы, русские, киргизы, таджики, азербайджанцы, молдаване, украинцы – все они следуют по уже проложенной казахами колее.
Да, для кого-то мы маяк. Луч света в темном царстве. Так сказать, прожектор в железнодорожном тоннеле. И тут уж ничего не попишешь, приходится с подобным положением дел скромно мириться, продолжая размеренно свое триумфальное шествие в авангарде всего прогрессивного человечества.
А значит, как раз самое время на такой высокой волне переходить к разговору о любви. В частности, об этом сообщает газета "Жас Алаш":
– Как обычно умеющие извлекать выгоду из всего американские предприниматели сумели получить дивиденды от нашумевшего в США фильма Саши Барона Коэна – Бората Сагдиева. Так американская сеть торговых магазинов известной фирмы "Мейсиз" выпустила четыре вида спортивных рубашек и футболок с символикой Казахстана и надписями на английском языке: "Казахстан – это класс" и "Я люблю Казахстан". Эти спортивные рубашки ушли, что называется, на ура, в лет, вызвав небывалый ажиотаж среди покупателей.
Причем, что любопытно, в это же время в магазинах продавались и футболки с символикой других государств, но все они так и остались висеть сиротливо на плечиках, не найдя своих покупателей.
– У казахов есть поговорка, – резюмируют журналисты "Жас Алаша". – Если твое имя никому не известно – подожги землю". И если раньше на географической карте Казахстан могли найти единицы американцев, то отныне, после выхода на экраны нашумевшего фильма Бората Сагдиева, многие из них с удовольствием надевают рубашки с надписью "Я люблю Казахстан", испытывая при этом неподдельную симпатию к нашей стране. Как говорится – рекламы плохой не бывает.
Правда, тому же Саше Барону Коэну вряд ли теперь дадут в одиночку разрабатывать и эксплуатировать огромную золотую жилу под брендом "Казахстан". Возник ажиотаж. Наша страна – это новое Эльдорадо и новый Клондайк, куда уже устремились предприимчивые янки в надежде застолбить еще остающиеся "золотоносные участки" и сколотить на этом состояние. Фильмы о нас приносят огромную, многомиллионную прибыль. И значит – вперед! To the east, in Kazakhstan!
На днях троица таких "старателей от американского кинематографа" попала в сети нашей доблестной полиции. И вот как пишет об этом газета "Айкын" в статье под заголовком "В Алматы задержаны братья Бората":
– В Казахстане, в центре его южной столицы, трое американцев, переодевшихся в форму казахстанских полицейских, инсценировали сцену поиска и поимки преступника, снимая все это на видеопленку. Кинодеятели были задержаны до выяснения обстоятельств. Как пояснили сами американцы, они в своих действиях не видели криминала и снимали видеоклип на тему казахстанской действительности.
Нарушители при этом утверждают, будто они не знали, что на подобные съемки требуется специальное разрешение казахстанских ведомств, поскольку в данном случае использование казахстанской полицейской формы гражданами других государств может быть расценено как политическая провокация. К такому сюжету можно легко присоединить кадры порнофильма или иные видеопленки, порочащие нашу страну и народ, выдав все это затем за подлинную, достоверную информацию, считают сотрудники казахстанской прокуратуры.
М-да. Вот такая она, оборотная сторона популярности. Мы все вдруг оказались на гребне славы вопреки своему желанию. Причем этих американцев пожурят и отпустят, так уже сказали. Но придут другие, третьи, четвертые. И ничего тут не поделаешь. Мы нынче в фаворе. Нас будут снимать на кинопленку и показывать всему миру. И значит, пора срочно переодеваться во фраки и смокинги, дабы не ударить в грязь лицом. "Серега, е-О… убери стакан со стола"…
И уж совсем напоследок еще одно приятное известие. Оно связано с нашей историей, вернее, с тем, как ее освещали, вопреки официальной школе историографии, наши историки-альтернативщики, к коему славному племени относит себя и автор данных строк.
Не скрою, мы с нетерпением ждали, что скажут наши оппоненты, как они оценивают наши работы. И вот наконец на третьей полосе все той же газеты "Айкын" такой исчерпывающий ответ дается ректором Туркестанского университета, доктором философских наук, профессором Шакиром Ибраевым в статье под заголовком "Почему мы робеем сегодня, когда ни у кого не надо спрашивать разрешения на то, как нам исследовать свою историю и культуру". И здесь разговор идет о тюркологии как о науке.
При этом профессор, отвечая на вопросы журналиста Розы Ракымкызы, предельно ясно и четко обозначает свою позицию, когда говорит:
– Недавно в Москве вышла книга в пяти томах "Сравнительная грамматика тюркских народов". И такой фундаментальный труд ни казахи, ни узбеки, ни киргизы не в силах осилить самостоятельно. А значит, нам остается только довольствоваться трудами российских ученых. Причем российская научная мысль, как и в целом, российская школа, традиционна сильна в этом отношении.
Непонятно здесь другое: мы можем сколько угодно пользоваться российскими историческими документами, материалами научных исследований, но никто ведь не заставляет нас принимать наверу их готовые научные концепции. Концепции мы должны научиться выдавать собственные.
№ 10 (325) от 19.03.2007 Серик МАЛЕЕВ
|