Дети змеи. Самое восточное кыргызское племя живет в тихоокеанском Фуюе 09:47 23.03.2007
Куда только не забрасы-вала судьба кыргызские племена! Кто–то даже утверждает, что некие кыргызы издавна проживают на сопках Маньчжурии, ближе к берегам Тихого океана. Может быть, легенда? Давайте поищем своих ближайших родственников.
Тихий народ у Тихого океана Оказывается, в северо–восточной провинции Хэйлунцзян в уезде Фуюй проживает самый малочисленный и самый восточный тюркоязычный этнос. Его представители себя называют потомками енисейских кыргызов, переселившихся в Джунгарию в 1703–1706 годах. Затем, согласно преданиям, они были направлены властями династии Цин в Маньчжурию. Фуюйских кыргызов к 1997 году насчитывалось всего около 1200 человек.
Первые точные сведения о них записаны в период японской оккупации территории Маньчжурии. В 1943 году ученые Тиансан, Хи Хэнгинг и Ву Тянхао посетили эти места для изучения феномена. Затем в июле 1944 года исследователь Киу Юань Зэнгрен специально изучал местных кыргызов. Результатом наблюдений стала статья "Поездка к кыргызам".
В 1945 году в Маньчжурию входят советские войска. Солдаты–кыргызы сообщают в свой штаб об обнаружении среди местного населения людей, называющих себя кыргызами и говорящих на понятном им языке. Возможно, те воины до сих пор живы? А вот впоследствии научный материал китайца Ю Иифу о фуюйском феномене дал повод попросить у властей КНР придать тихоокеанским кыргызам статус национального меньшинства. Выдающийся вклад в дело изучения наших сородичей внес китайский кыргызолог Ху Чженхуа, который в 1957–м провел целый ряд полевых и теоретических исследований. Ученые Киргизской ССР, прочитав эти материалы, предложили считать язык фуюйских кыргызов реликтом языка енисейских кыргызов.
Наши люди Что же известно о наших дальних родственниках? Они живут в 300 километрах от Харбина на левом берегу реки Неньцзян. Община из местечка Вуцзяцзы (Пять Дворов) - самая многочисленная, около 200 человек.
>За время пребывания в изоляции от всего тюркоязычного мира фуюйцы на протяжении сотен лет сохраняли свой язык. Но во второй половине XX века в связи с широким распространением системы китайского образования и увеличением числа ханьцев в уезде фуюйские кыргызы стремительно утрачивают свой язык. Оказывается, среди них еще сохранились древние языческие верования. До земельной реформы в Китае среди кыргызов жили шаманы. Распространенными были поклонение священному дереву, обряды поклонения предкам, сопровождавшиеся жертвоприношениями, особенно если кто–либо оказывался болен. Одним из главных божеств фуюйских кыргызов признавался бог змеи. Каждый двор вывешивал изображение этого представителя фауны. Кроме того, ежегодно в середине января совершали обряд сожжения двух куч навоза крупного рогатого скота. Это действо называлось следами волчьего дыма. В прошлом оно означало сигнал опасности для оповещения воинов. Однако потом традиция прервалась. Кстати, фуюйские кыргызы, как и тянь–шаньские родственники, верят в Небо, силу Вселенной, то есть Тенгри. Бесконечное небо в понимании фуюйских кыргызов как причина необъяснимого, избавитель от человеческой боли и тоски. Другой символ - дерево. Оно было своеобразным передаточным звеном между Вселенной и Землей.
Фуюйские церемонии Похоронная церемония у фуюйских кыргызов сопровождается танцами и пением шамана, который помогает мертвому в опасном пути в загробный мир. Брачная традиция фуюйских кыргызов предусматривает родовую экзогамию (то есть запрет на брачные отношения между членами семьи, родственниками). Присутствовал и обычай левирата, по которому вдова была обязана или имела право выйти замуж за брата умершего. Кстати, такой обычай распространен и у нас. О свадьбе в былые времена обычно договаривались родители жениха и невесты, при этом не считались с мнением молодых. У тянь–шаньских кыргызов подобное делалось, когда у друзей рождались дети разного пола. Развод у фуюйцев осуждался как общественный позор! По внешнему виду фуюйцы заметно отличаются от соседей. Большинство имеет светлый цвет кожи, европейские черты лица. Есть семьи, где у людей сохранились голубые глаза, рыжие или светло–каштановые волосы. Мы писали уже об этом поразительном явлении в "ВБ" за 23 февраля в статье "Рыжие бестии". Основное занятие фуюйских кыргызов - хлебопашество и огородничество. Но они занимаются и отгонным скотоводством: почти все держат молочных коров, изготовляют курут и айран. Занимались раньше и охотой, на которую выезжали на конях в сопровождении собак. (Прямо как в эпосе "Манас"!) Основным жилищем фуюйцев, естественно, была юрта, но в XIX веке они перешли к стационарным постройкам. Селились в одноэтажных двухкомнатных саманных фанзах. В прошлом фуюйцы носили свободную одежду с длинными рукавами и поясом. Женщины наряжались в одежду с цветной вышивкой. Популярна была шапка, что–то вроде нашего ак–калпака, сделанная из белого войлока. Музыкальные инструменты аналогичны нашим комузу и флейте. К сожалению, фуюйские кыргызы постепенно ассимилируются. Родной язык многие из них уже не помнят. Но, бесспорно, понятно, что фуюйцы - это ближайшие наши родственники и их история - это и наша летопись.
Азамат КАСЫБЕКОВ 23/03/2007
|