"КонтиненТ" > Черное противостояние. Почему опять ползут вверх цены на нефть? 15:29 23.03.2007
После небольшого падения цены на нефть вновь поползли вверх. Специалисты утверждают, что одна из серьезных причин этому – напряженность в Нигерии
В середине февраля американские дипломаты распространили информацию о том, что "Движение освобождения дельты реки Нигер" (MEND) планирует провести ряд терактов на объектах нефтяной промышленности Нигерии. На предупреждение о террористической активности в далекой западно-африканской стране биржи Соединенных Штатов отреагировали мгновенно. По итогам 16 февраля цена мартовского фьючерса на нефть сорта WTI на Нью-Йоркской товарной бирже выросла до 59,39 долл. за баррель. Котировки фьючерсов на сырую нефть на торгах NYMEX повысились на 2,4 проц., достигнув отметки 59 долларов за баррель.
Паника среди нефтяных трейдеров объясняется просто. Нигерия является одним из основных поставщиков нефти в Западную Европу и занимает пятое место по поставкам сырой нефти в США. В 2002 году президент США Джордж Буш включил африканскую нефть в сферу "стратегических национальных интересов". Это подразумевало, что в случае чего, он мог послать американских солдат на защиту этих самых интересов. К середине 2004-го Нигерия уже продавала Америке 1,2 млн. баррелей нефти в день, что составляло почти 10 процентов импорта США сырой нефти. Следовательно, рост нестабильности в этой стране автоматически означает сокращение поставок углеводородного сырья. А это очень плохо. В Америке появляется пусть и небольшая, но брешь в обеспечении энергетической безопасности. Причем она грозит увеличением, незаметным, но очень грозным, как озоновая дыра где-нибудь над Антарктидой.
>Все дело в том, что в апреле в Нигерии должны пройти президентские выборы. Это событие может стать судьбоносным для страны, где в борьбе за власть уже используют не только политические методы. Так, 28 января 2007 года боевики MEND совершили крупнейший в истории государства теракт. Они захватили нефтяную столицу Нигерии Порт-Харкорт, напали на здание полиции и освободили своего лидера Джорджа Собомабо. Таким образом представители народности иджо, составляющие костяк "Движения за освобождение дельты реки Нигер" начали готовиться к выборам президента страны. Ставки очень высоки – иджо рассчитывают получить пост президента страны или хотя бы контроль над штатом Риверс, что фактически означает одно и то же. В этом штате добывается почти вся нигерийская нефть, которая дает стране до 20 проц. ВВП, более 95 проц. экспортных доходов и обеспечивает до 80 проц. доходов бюджета. Именно поэтому последние годы иджо требовали, чтобы следующим президентом Нигерии стал представитель их народности. Однако лидер страны Олусегун Обасанджо нашел себе другого преемника, кандидатуру которого уже одобрила правящая партия. Тем самым нигерийский президент вновь проигнорировал политиков иджо, объединившихся в MEND, в пользу другого племени иджо – калабари. Именно на них Обасанджо стал опираться в штате, "несущем золотые яйца", когда пришел к власти в стране в 1999 году. Те представители иджо, кто был вытеснен с руководящих постов, в конечном итоге встали на путь партизанской войны. Захватив в конце января Порт-Харкорт, руководство MEND показало, что с ними надо считаться в любом случае. Даже если им не светит высший государственный пост, Олусегуну Обасанджо, по их мнению, следует вернуть им штат Риверс, гарантировав себе таким образом беспроблемную передачу власти в стране.
Однако президент Нигерии не хочет идти им навстречу. Нефтедобывающий штат слишком многое значит для всей страны, ее стабильного политического и экономического развития. В 2003 году, когда цены на углеводороды только начали свой стремительный взлет, доходы Нигерии от продажи нефти составили более 22 млрд. долларов. Сегодня эту сумму можно смело умножать в полтора-два раза. Как раз эти средства и пытаются прибрать к своим рукам лидеры MEND. Причем они не видят в своем желании ничего противоестественного.
Для старейшин иджо, как и многих вождей различных нигерийских народностей, в порядке вещей требовать полного контроля над землями, принадлежащими им веками. Советские специалисты, строившие в начале 1980-х годов в Нигерии один из крупнейших в Западной Африке металлургический комбинат, до сих пор вспоминают поразившие их обычаи нигерийцев. Геологи рассказывают, что когда они прибыли в городок Аджаокута, в окрестностях которого и планировали строить комбинат, для проведения геодезических работ, им настоятельно порекомендовали сперва-наперво посетить старейшину племени игбирра, живущего в здешних местах, и представиться ему. Только после выполнения всех формальностей старейшина позволил советским и нигерийским инженерам проводить необходимые исследования и замеры, а также предоставил из числа соплеменников работников и проводников.
Западные компании, добывающие сегодня нефть в Нигерии, тоже всегда были вынуждены считаться с местными обычаями и традициями. Но при этом, как уверяет Энтони Голдмэн, консультант по рискам из Лондона, "даже после 50 лет работы в Нигерии, нефтяники по-прежнему ищут пути для успешного взаимопонимания с местными общинами". Районы богатых месторождений буквально засыпаны неоконченными проектами, которые пытались реализовать нефтяные компании и государственные комитеты. В результате нередко можно встретить "резервуары с водой без работающих насосов, больницы без врачей и лекарств, школы без учителей и книг, пруды для разведения рыбы – без рыбы". Майкл Уоттс из Калифорнийского университета считает, что "менеджеры западных нефтяных компаний не считаются с интересами местного населения, а просто передают определенные суммы денег старейшинам племен", покупая их лояльность. Но такие методы, по словам Уоттса, "уже не так эффективны, как раньше". К слову заметить, представитель MEND заявил недавно, что одна из западных компаний предложила боевикам 40 млн. долл. за то, чтобы в дальнейшем "не ремонтировать" нефтепровод, который частенько взрывают боевики. А недавно американская корпорация "Халлибертон" признала, что одно из ее подразделений – фирма KBR (обе они широко представлены в Ираке, а главой "Халлибертон", напомним, долгое время был вице-президент США Дик Чейни), платила правительству Нигерии за возможность спокойно работать. За несколько лет власти Нигерии получили от американцев около 180 млн. долларов.
Лидеры иджо, сидящие на нефти, надо полагать, эти деньги тоже хотели бы видеть у себя, а не в столице. С их точки зрения, в этом нет ничего необычного. Во-первых, представители иджо действуют по принципу классического восточного общества, где во главу угла ставятся интересы этноса, племени, рода или общины. Обнаруженные на подконтрольной им территории ресурсы должны прежде всего служить их обогащению. Потому-то и трудно ожидать от них проявления заботы об интересах государства, представленного различными народностями, подчас не похожими друг на друга и разговаривающими на разных языках. Точно так же различные племена и народы дерутся из-за нефти в Анголе или Ираке, из-за алмазов – в Конго или Сьерра-Леоне. Категоричность иджо можно оправдать еще и тем, что этот народ является не самым многочисленным в стране. Среди 250 этнических групп Нигерии выделяются хауса, йоруба, ибо, вместе они составляют более 60 проц. населения. Иджо по распространенности делят позицию с эдо, ибибио, нуле, тив и другими.
Во-вторых, западники, в первую очередь британцы, владевшие Нигерией, сами создавали предпосылки для раздробленности нигерийского общества. Здесь уместно напомнить исторические особенности государственного развития Нигерии. Когда-то на ее территории существовали различные государства народов йоруба и ифа, хауса и эдо. Часто они враждовали друг с другом, нередко "дружили против" кого-то третьего. В общем, англичанам, впервые появившимся здесь в 1795 году, не составило большого труда, следуя принципу "разделяй и властвуй", договориться с местными правителями и образовать к середине XIX века британский протекторат. К 1900 году возникло еще несколько протекторатов, объединенных в единый в 1906-м. Однако это объединение было во многом формальным, поскольку северная и южная части Нигерии были очень разными в социально-политическом отношении регионами. Англичане намеренно стремились развивать юг, который быстро становился христианским, и игнорировали север, где задолго до прихода европейцев укоренился ислам. Для жителей Южной Нигерии христианские миссионеры создали первые школы. Учебный процесс там строился на тех же принципах, что и в британских школах. Фактически они получали европейское образование, тогда как на севере страны, вплоть до середины XX века единственным общеобразовательным заведением были медресе, главным предметом в которых было изучение Корана.
Дисбаланс в общественном развитии подогревал подозрительность нигерийских политических лидеров. Хауса на севере опасались доминирования йоруба из южных, более развитых районов, а южане боялись гегемонии более крупного по территории и численности населения севера. Страхи обеих сторон вылились в борьбу за контроль над федеральным правительством. Англичане ничего не делали для того, чтобы снизить постоянную угрозу единству страны, которую представляли конфликты между хауса и фульбе, йоруба и ибо. Лишь в 1946 году был учрежден Законодательный совет, куда входили выборные представители всех районов Нигерии, а у ее жителей появилась возможность осознать и почувствовать себя нигерийцами.
Но все же непохожесть нигерийцев друг на друга давала о себе знать. К примеру, хауса в основной массе – мусульмане и имеют более европеизированный облик, так как считаются родственниками арабов. Представители фульбе, тоже отличаются от других негроидных народностей, обитающих в Нигерии. Они относятся к особой этнической группе, родственной эфиопской расе, а когда-то их считали потомками цыган, басков и даже осевших в Африке предков римских легионеров. В итоге, в 1954 году после признания этнической и культурной самобытности отдельных регионов Нигерия стала федерацией. В этом статусе она получила 1 октября 1960 года независимость. На тот момент страна состояла из федеральной столицы Лагоса и трех крупных, в значительной мере автономных административных областей: Северной, Западной и Восточной. Через три года появилась четвертая область – Среднезападная, и сразу же обострился конфликт между народами хауса и фульбе на севере, и йоруба и ибо – на юге. Причем в зависимости от ситуации другие этнические группы могли быть союзниками то южан, то северян.
В общем, многовековая история государств когда-то существовавших на территории Нигерии, вновь повторялась. Общую картину дополняло и то, что стремительно росли центробежные силы. Этому способствовали и географические особенности. Главная река Нигерии Нигер и ее притоки Бенуэ и Кадуная, разделили страну на регионы и превратились из главных транспортных артерий в естественные преграды. Ситуация зашла в тупик, когда в 1966 году власти Восточной области провозгласили создание республики Биафра. Так в Нигерии началась гражданская война.
События вокруг государства Биафра, помимо прочего, интересны еще и тем, что на политическую сцену Нигерии вышли представители народности иджо. И хотя президентом непризнанного государства стал Одумегву Оджукву – ибо по национальности, экономическая мощь "страны" опиралась именно на иджо, контролировавших месторождения нефти. Центральные власти не могли себе позволить потерять нефтедобывающие районы, приносящие уже тогда большую прибыль и сделали все, чтобы уничтожить Биафру и наказать сепаратистов. Мятежники оказывали серьезное сопротивление и даже успешно атаковали правительственные войска. На пике военных успехов радио Биафры и вовсе заявило об их намерении войти в столицу Лагос. Федеральное правительство в панике обратилось за помощью к союзникам. Едва получив перевес в живой силе и вооружениях, преимущественно советского и британского производства, его армия перешла в наступление. Вскоре с мятежниками было покончено.
История с Биафрой многому научила нигерийских правителей. Отныне они пристально следили за тем, что происходит в стратегических районах страны. Кроме того, они уже никогда не давали региональным силам возможности действовать слаженно. Страну сознательно начали дробить. Сначала, в 1976 году, в Нигерии вместо пяти штатов стало 19, через десять лет их количество достигло 30, а еще через десять лет – 36, не считая федеральной столичной территории Абуджа, куда столица переехала в 1991 году.
Впрочем, даже это не мешает сегодня сторонникам Оджуквы возродить идею независимости Биафры, в которой, кстати, тоже насчитывалось около 20 штатов. Уже нелегально действует "Движение за восстановление суверенного государства Биафра". Пока оно использует ненасильственные методы борьбы, но, что примечательно, считает своим союзником боевиков MEND и самых радикально настроенных представителей иджо. Это уже говорит о многом.
Однако хотелось бы отметить и другое. Нынешнее обострение борьбы за власть в Нигерии с использованием в качестве инструмента давления углеводородных ресурсов позволяет говорить о серьезных проблемах прежде всего в социально-экономической политике государства. Опора страны на один источник доходов всегда таит в себе опасность. Именно это обстоятельство усиливает соперничество за власть, и именно оно становится причиной сепаратизма. Очень показательно, что в Нигерии испокон веков рассчитывали на один вид сырья, приносящий баснословные барыши, в ущерб развитию других отраслей и промышленности. Фактически современная экономика данной страны ведет свою родословную от торговли пальмовым маслом, которая в XIX веке вытеснила работорговлю. Пальмовое масло принесло богатство и процветание городов дельты Нигера и некоторым влиятельным семьям иджо. В середине XX века масло заменили какао и арахисом, а к 1970-м главным источником пополнения средств стала нефть. В 1972 году всего лишь через год после вступления Нигерии в ОПЕК страна уже не могла обеспечивать даже собственные потребности в пальмовом масле, хлопке и арахисе. Неудивительно, что борьба за углеводороды сегодня принимает такие ожесточенные формы. Нефть для нынешней Нигерии – это все. И в этом заключается один из главных уроков далекой африканской страны для всех государств. Особенно для тех, кому присуща восточная организация общества. Конкуренция этносов, кланов и племен за политическую власть и природные богатства будет происходить вечно, поскольку у одной части общества всегда есть соблазн получить "курицу, несущую золотые яйца". Самое трудное, но очень важное в этой ситуации сделать все, чтобы обеспечить интересы и общества и государства.
Евгений Пастухов Алматы №4 (189) 28 февраля - 13 марта 2007 г
|