Asia News: Экспансия Ислама в Центральной Азии и на Кавказе 19:56 23.03.2007
Расположенный в сердце Евразии и на перекрестке культур регион Кавказа и Центральной Азии переживает тяжелое время, которое благоприятствует расширению исламского фундаментализма, что, может привести к дестабилизации обстановки, как об этом говорят исследователи Варшавского Центра Восточных Исследований, которые принимают участие в весьма важной конференции в Риме.
Как утверждают сотрудники Центра Восточных Исследований, крах Советского Союза, концентрация Запада на экономике, а не на правах человека, ошибки Москвы и ее резкая реакция на требования предоставить независимость народам российского Кавказа приводят к тому, что исламский фундаментализм расширяет свою зону влияния. Профессора Яцек Цихоцки, Мацеж Фолковски и Кшиштоф Страхота (Jacek Cichocki, Maciej Falkowski, Krzysztof Strachota) из этого центра, расположенного в Варшаве, представили на конференции доклад под названием "Ислам в Центральной Азии и на Кавказе: Социополитический подход". Конференция была организована университетом Pontificia Università Gregoriana и посольством Польши в Ватикане.
Отправная точка тезиса, разработанного Центром и представленная в различных исследованиях - Кавказ и Центральная Азия расположены в сердце евразийского континента и представляют собой рубеж, где встречаются европейская, российская, китайская и исламские цивилизации.
После краха Советского Союза в обеих частях региона появилось множество независимых государств: Грузия, Армения и Азербайджан на Южном Кавказе, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Туркмения и Таджикистан в Центральной Азии. Однако появление новых суверенных государств сопровождалось возрождением националистических настроений во многих независимых республиках и на Северном Кавказе, который является частью Российской Федерации, и который, в свою очередь, во многих отношениях ближе к Южному Кавказу и Центральной Азии, чем остальная часть России.
>Обстановка усложняется тем, что этот регион стал зоной конкуренции между Россией, США, Китаем и региональными державами как, например, Иран и Турция. Некоторые склонны называть эту конкуренцию Новой Большой Игрой. Однако Запад играет неоднозначную роль, поскольку призывает к демократизации и уважению прав человека, но часто ставит собственные экономические интересы выше.
Прежде всего, необходимо отметить, что после десятилетий насильственного советского атеизма, Ислам возродился в регионе как доминирующая религия, за исключением Грузии и Армении, которые остаются христианскими государствами.
Ислам является ключевым фактором для национального самосознания народов, населяющих большую часть Кавказа и Центральной Азии, опорой их национальных обычаев и многовековой идеологии.
Местные мусульманские общества традиционно были терпимы к христианам, большинство из которых являются православными, но любые попытки перетянуть мусульман в лоно других религий могут привести к резкому неприятию и даже к открытой враждебности. Усиливающийся Ислам стал основой для национального самосознания, особенно в Российской Федерации.
Время идет, бывшие советские, а ныне независимые государства уходят из постсоветского пространства и становятся неотъемлемой частью Уммы, международного сообщества мусульман, и, таким образом, вовлечены в конфликты, особенно в Ираке, Афганистане и Палестине. Такие радикальные исламские движения и страны как, например, Иран, играют теперь более важную роль, чем несколько лет назад.
Некомпетентность Москвы в урегулировании конфликта в Чечне и ее попытки сокрушать националистические движения в других республиках привели к усилению позиций Ислама. Ухудшающаяся экономическая и социальная ситуация в регионе, последствия которой сказываются прежде всего на молодежи, которая не видит будущего для себя, становится причиной того, что обстановка в регионе не имеет тенденции к улучшению.
Во многих точках региона напряженные отношения вылились в открытые конфликты - восстание в узбекском городе Андижане (май 2005) и Нальчике на Северном Кавказе (октябрь 2005). Местные органы власти отреагировали подавлением движения протеста, поскольку Запад ограничил себя устной критикой.
На Северном Кавказе России отсутствие свобод и репрессии против сторонников автономии и независимости стали питательной средой для исламского фундаментализма, который стал для многих молодых людей инструментом протеста и выражения своих взглядов.
Исследователи Центра Восточных Исследований считают, что "вряд ли уменьшится влияние политических, социально-экономических факторов, которые стимулируют развитие исламского фундаментализма, и можно ожидать, что влияние Ислама на обе части региона, скорей всего, будет дестабилизирующим".
|