"DW" > Дело узбекской журналистки-правозащитницы У.Ниязовой используется для ведения допросов ее коллег 14:08 25.03.2007
Дело журналистки и правозащитницы Умиды Ниязовой используется для ведения допросов ее коллег Один из вызванных на допрос журналистов полагает, что главная цель допросов - оказать давление на работающих в стране независимых журналистов.
На то, что давление на гражданское общество в Узбекистане растет, обращают внимание не только местные правозащитники и журналисты, но и в частных беседах западные дипломаты. Последний громкий случай – это арест и следствие по делу журналистки и правозащитницы Умиды Ниязовой. Транспортная прокуратура Узбекистана в рамках следствия по уголовному делу в отношении Ниязовой ведет допросы ее коллег. Это подтверждает сотрудница представительства международной правозащитной организации "Хьюман Райтс Вотч" в Узбекистане Андреа Берг:
- Умиду Ниязову арестовали 22 января, затем ее привезли 26 января в Ташкент, и началось следствие, в Транспортной прокуратуре. И, насколько я знаю, в последнее время, туда вызывают ее коллег-журналистов. Что там конкретно происходит, - деталей я не знаю, их знают только следователи.
Что Вам известно о положении самой Умиды Ниязовой?
- Я знаю только, что следствие идет, что ее пока обвиняют в нелегальном пересечении границы и контрабанде. Якобы она имела при себе, когда возвращалась из Бишкека, незадекларированные ноутбук и флэш-память. Окончательно статьи, по которым ей намереваются предъявить обвинения, станет известно, когда появится обвинительное заключение.
Виделись ли вы с Умидой Ниязовой с момента ее ареста?
- Я даже не пробовала получить доступ к ней, потому что во время следствия никто не имеет права видеться с обвиняемым. Такие правила в Узбекистане.
Между тем, нам удалось узнать детали допросов следователей транспортной прокуратуры Узбекистана, на которые вызывали журналистов, знакомых с Умидой Ниязовой. Так, независимый корреспондент Сид Янышев, которого вызывали в прокуратуру в качестве свидетеля уже дважды, считает, что, таким образом, власти пытаются оказать давление на оставшихся независимых журналистов в стране:
- >"Меня допрашивали на протяжении двух часов. Мне задавали вопросы о том, кто я такой, что означает быть независимым журналистом, почему такой человек нигде официально не работает, как это так возможно, что человек работает на зарубежные издания, и потом стали выяснять, на какие именно издания я работаю. Что меня удивило, так это то, что по поводу самой Умиды Ниязовой меня спрашивали мало. Складывалось ощущение, что меня вызвали не по поводу Ниязовой и моего с ней знакомства, а по поводу моей собственной личности. Я почувствовал себя не столько свидетелем, сколько обвиняемым.
Следователей транспортной прокуратуры очень интересовало, говорит Сид Янышев, каким образом он как независимый журналист получает деньги за статьи, взимаются ли с него налоги за это в той или иной стране и если да, то, на основе какого трудового соглашения или контракта. Но больше всего поразила журналиста полная осведомленность следователей обо всех получаемых им денежных переводах из-за рубежа по международной системе денежных переводов "Вестерн Унион":
- Я очень удивился, когда они мне показали один из толстых, подшитых томов уголовного дела Ниязовой, открыли примерно в середине и сказали, что вот, мол, вы получили за последние два года столько-то денег через "Вестерн Унион" из таких-то стран. И стали говорить, действительно ли это так и признаю ли я, так сказать, свою "вину". И потом они стали выяснять, за что я эти деньги получал.
При этом сотрудники прокуратуры объяснили журналисту, что ничего странного в том, что "Вестерн Унион" предоставил им такую распечатку, нет. Банк, объяснили следователи, может предоставить все данные о переводах по любому запросу от государственных органов:
- Я, конечно, поинтересовался, откуда у них эта распечатка моих переводов и какое имел право предоставить эту распечатку "Вестерн Унион". А мне ответили, что это все в рамках закона. И что "Вестерн Унион" обязан предоставлять такие распечатки госорганам в случае запроса. Потом я уже выяснил, что это была, мягко говоря, неправда. "Вестерн Унион" обязан сохранять тайну пересылок. Они могли выдать эту распечатку им только в случае, если на меня лично заведено уголовное дело.
Похоже на то, поделился журналист, что несколько силовых ведомств вместе с налоговой службой объединились в какой-то общей акции против независимых корреспондентов страны:
- Они сейчас будут пытаться выйти на всех независимых журналистов по всей стране и попытаться их привлечь за что-либо. И вообще складывалось ощущение, что во время допросов присутствовали не только представители транспортной прокуратуры, но и представители других ведомств. Во-первых, это налоговая служба, - а иначе, почему их интересуют финансовые вопросы? Это СНБ. Например, их интересовала моя связь с посольствами. Знаю ли я кого-нибудь из посольств США, Германии, Франции. Это опять же вопросы, не имеющие прямого отношения к Умиде Ниязовой...
А некоторые из вопросов следователей, говорит корреспондент, были, по меньшей мере, странными.
- Мне задали один нелепый вопрос, который меня не то что рассмешил, а скорее, озадачил. Следователь Артыков меня неожиданно спросил, что, мол, я хожу регулярно освещать какие-либо судебные процессы, и зачем я туда хожу и для чего об этом писать. И тут я растерялся. Это же все равно, что спросить у маляра, зачем он красит стену, или у кузнеца, зачем он стучит молотком. Вопрос прямо-таки звучал совсем философски. Я говорю: как зачем, это же моя работа и это входит в прямые обязанности любого профессионального журналиста…
Михаил Бушуев 22.03.2007
|