М.Байболов: Гламурные мусульманки. Шымкентские зарисовки 11:18 26.03.2007
Шымкентские девушки – представительницы казахской национальности – давно перестали считать самым главным в жизни целомудренную скромность и праведность, предписанную Кораном. Новые правила жизни диктуют гламурные журналы.
Несколько лет назад в Шымкенте закрыли университет, учащиеся которого получали религиозное образование. Хотя далеко не все студентки в нем были привержены канонам ислама. Молодые девушки перед занятиями прямо возле входа в университет надевали длинные темные юбки, кофты, на головы – платки. После пар студентки переодевались в обычную молодежную одежду: короткие топики, джинсы со стразами и прочие стильные вещи. Сознание девушек, не желавших мириться с навязанной религиозной моралью, подпитывала всеобщее стремление шымкентской молодежи не отставать от мировой моды в повседневной жизни.
Так, в шымкентской школе №8 образовалась целая секта девушек, поклоняющихся веяниям моды. Не зависимо от возраста, у некоторых школьниц на ежедневные расходы всегда имелось 100, а у кого и больше долларов. С такими деньгами совсем юные девушки могут вести образ жизни, приближенный к западным "звездам". К ним они и стремятся.
В школе Айнуры неформальный "дресс-код". Только это не школьная форма – белый верх, черный низ, а ярлыки "Дольче и Габанна", "Версаче", "Прадо" и прочие брэнды, которые если не гарантируют общественное признание, то, по крайней мере, дают право не быть изгоем.
"Девушки не просто оценивают одежду, но даже не будут общаться с теми, кто не стильный", - спокойно рассказывает о школьных "правилах" Айнура. Она показывает на свою подругу из соседней школы, чем ее немного смущает и, наверное, обижает: "Когда она зашла к нам в школу, все на нее косились", - намекает Айнура на то, что подруга Гульмира "не в формате".
Гульмира выглядит совсем не так, как девушки из 8-ой школы – она скромница, каких в соседней школе называют монашками. Гульмира – лучшая подруга Айнуры, но называет ее обрусевшей. "Она даже при парнях может материться, выбирая такие слова, от которых невольно краснеешь", - рассказывает Гульмира.
На девятикласснице Айгуль кофточка из последней коллекции "Бинитон" и новая сумочка от "Дольче и Габанна". Сумочку недавно купила, но аксессуар почти за 300 долларов, по ее словам, уже поднадоел. Да к тому же купила новую кепку – зеленую, значит, теперь нужна зеленая кофточка, и, как минимум, куртка в тон.
Ходить по бутикам – это любимое занятие девушки, как и ее одноклассниц. "Обновки нужны не для того, чтобы покрасоваться перед подругами. Гораздо важнее "зацепить" какого-нибудь мальчика на "Лексусе" или хотя бы на "Фольцвагене", - говорит Айгуль. А если он одет "от кутюрье", то не посмотрит на простую девчонку из простой школы. Если удается зацепить стилягу из "небедной семьи", то за этим следуют поездки по городу на "крутой тачке", дорогие подарки, походы по магазинам, а в перерывах – по дорогим ресторанам.
Жанна, ученица той же 8-ой школы, уже давно встречается с Олжасом, но, находясь с подругами в салон красоты, не расположена разговаривать с ним по телефону. Небрежно берет мобильный телефон рукой, на которой заканчивают ей делать маникюр, говорит, что не может разговаривать, пока рядом мама, и сразу отключает сотовый. Потом долго смеется с подругами, довольная своей удачной "отмазкой". Правда, чуть позже сама перезванивает своему парню: "Солнышко, мы сегодня пойдем тусоваться? Да? Куда? Нет, в этот клуб я не хочу. Может... Да, в этот я пойду! А ты на какой "тачке" сегодня приедешь? На "бэхе"? Может, на джипе? Со мной же еще подруги будут. Ладно. Целую. Пока". После коротко разговора восьмиклассница решает, что макияж не подойдет к ее сегодняшнему вечернему наряду, и требовательным тоном почти приказывает визажисту: "Все сотрите и сделайте в розовых тонах. Я сегодня надену розовый топик". Визажист молча выполняет пожелание молодой особы.
Вечером у клуба собираются девушки, которые ни в чем не признают себя хуже других и те, кто озираются по сторонам, замечая, что отличаются от общей массы, уходят. Студентка Айгерим докуривает сигарету и кидает бычок в лицо девушки, которая проходит рядом, назвав ее при этом курицей. "Знакомство" девушек закончилось дракой, исцарапанными лицами, выдранными клочками волос...
Асем – из очень богатой семьи, но она никогда не выпячивает лейблы известных фирм. Наоборот, срезает их. Никогда первой не знакомится с парнями, и уж, тем более, не провоцирует драки. В клубы не ходит, а девушек, которые выпячивают свои дорогие одежды, называет девушками легкого поведения. "Если раньше мусульмане поклонялись Аллаху, то теперь у них другой культ – культ денег", - отмечает Асем, которая считает поклонение материальным ценностям низменным чувством.
>Пропагандируемая гламурная жизнь в последнее время очень раскрепостила казахских девушек из обеспеченных семей. Увидев "красивую" жизнь с экранов телевизоров и со страниц журналов, им захотелось жить также. Это вызывает порицание людей старшего поколения, которые привыкли жить совсем иначе, следуя мусульманским традициям. Современные девушки в Казахстане все дальше отходят от почитания исламских канонов. Так, теперь одежды на девушке должно быть как можно меньше, а на смену обязательному ежедневному чтению Корана, поиску истины и смысла жизни пришли ежедневные чтения глянцевых гламурных журналов с выискиванием кофточек со стильными стразами. Похоже, что в них теперь и есть смысл жизни новых гламурных казашек.
Марат Байболов,Казахстан 22.03.2007
|