А.Асроров: Узбекский ТЭК: реальность и перспективы. Ч. 1-я 10:07 27.03.2007
Последние обязательства официального Ташкента экспортировать в Россию через трубопроводную сеть "Газпрома" около 13 миллиардов кубометров природного газа вызвали неоднозначную реакцию как среди потребителей, так и среди поставщиков.
Прирост по сравнению с 2006 годом более чем на 40 процентов может говорить, во-первых, о не совсем прозрачных отношениях между Узбекистаном и Россией в газовой сфере.
То есть, дополнительные объемы были, но тщательно скрывались от СМИ и общественности. Во-вторых, Узбекистан смог добиться резкого уменьшения внутреннего потребления. Другие предположения, надо полагать, весьма далеки от истины.
Попробуем разобраться в сложном во всех отношениях вопросе. "Истина где-то рядом…", - говорится в титрах всем известного американского фильма.
Никто и не спорит, что нефтегазовая отрасль Узбекистана - важнейшая составная энергетической базы страны. Экономическая политика страны направлена на ускорение развития топливно-энергетического комплекса.
>История возникновения данной отрасли связана с первым месторождением нефти в Узбекистане, находящимся в Ферганской долине, вблизи поселка Чимион. С достижением независимости в Узбекистане темпы добычи углеводородов многократно возросли, это говорит о том, что стране нечего было по сути предложить мировому рынку, кроме сырья. Правда, Казахстан и Узбекистан пошли в этом плане разными дорогами. Астана стала активно привлекать иностранные добывающие компании, подписывая с ними соглашения о разделе продукции (СРП).
Проще говоря, данная форма сотрудничества предполагает такую упрощенную схему: бочку нефти иностранной компании, бочку - Казахстану.
Узбекистан предпочел держать отрасль под жестким административным контролем, и начала реформы, подобные казахстанским только в 2002 году, когда вышла на подписание с российским "Газпромом" долгосрочных договоров на поставку природного газа.
Сам процесс перехода к СРП здесь начался в 2004 году. По темпам реформирования нефтегазовой отрасли Узбекистан визуально отстал от Казахстана примерно на 10 лет (Астана практиковала СРП в середине 90-х годов прошлого века).
Практически отставание узбекской модели развития топливно-энергетического комплекса (ТЭК) от казахстанской измеряется еще большими временными рамками. В то время, как в течение последних 8-9 лет Казахстан самые существенные ресурсы для темпов роста экономики черпает из нефтянки, Узбекистан до сих пор не может выйти на более-менее приемлемый уровень поступлений от ТЭК.
Ключевым отличием отраслей является дефицит финансовых ресурсов для освоения и разработки месторождений углеводородов в Узбекистане, тогда как казахстанская нефтянка таких проблем не знает.
Объем иностранных инвестиций позволяет меньше всего заботиться об освоении новых месторождений, и потому политика Астаны направлена на диверсификацию экспортных поставок, тогда как в Ташкенте давно и с разной степенью эффективности изыскивают возможности для привлечения инвестиций.
С другой стороны, есть большая разница в ТЭКах двух стран. Если в Казахстане уже разработаны или только осваиваются нефтяные месторождения, то в Узбекистане необходимо привлекать добывающие компании в разработку газовых месторождений. Специфика газового бизнеса такова, что сразу требует многомиллиардных инвестиций, а международные финансовые и кредитные организации не всегда лояльны к проектам, предусматривающим не только массированные инвестиции, но и предполагающие довольно длинные сроки отдачи. Нефтянка в этом плане имеет неоспоримые преимущества.
Структура отрасли
В Узбекистане довольно жесткая система регулирования ТЭК. Так, нефтяную и газовую промышленность Узбекистана представляет монополист Национальная холдинговая компания "Узбекнефтегаз", основными целями которой являются увеличение объемов добычи нефти и газа, ускорение освоения новых нефтяных и газовых месторождений, повышение эффективности переработки, транспортировки нефти и газа, активизация работ по привлечению иностранных инвестиций.
Данная структура включает 190 предприятий с численностью работников около 80 тысяч человек. Всего в Узбекистане открыто 194 месторождения углеводородного сырья, ресурсы которых в денежном эквиваленте приблизительно равны 1 триллиону долларов.
В разработке находится 88 месторождений, подготовлено к разработке - 58, разведанных - 35, в законсервированном виде - 9 месторождений.
Мощности НХК "Узбекнефтегаз" позволяют обеспечивать добычу природного газа в объеме 58-59 миллиарда кубометров и жидких углеводородов в объеме 8 миллиона тонн в год.
НХК "Узбекнефтегаз" занимает 8 место в мире по добыче газа и 5 место в СНГ по производству топливно-энергетических ресурсов. Прогнозируется, что до 2020 г. прирост запасов углеводородного сырья будет составлять 75 - 112 миллиона тонн условного топлива в год, а запасы природного газа по промышленным категориям 60-85 миллиарда кубометров в год.
Добыча нефти и газового конденсата на предприятиях нефтедобывающей промышленности Узбекистана в январе-июне 2006 года снизилась на 10,7 процента до 2,615 миллиона тонн.
Производство нефти снизилось на 11,6 процента до 1,631 миллиона тонн в январе-июле 2006 года, добыча газового конденсата - до 983,7 тысяч тонн (минус 9,1 процента).
СПРАВКА: Согласно данным НХК "Узбекнефтегаз", добыча нефти и газового конденсата за 9 месяцев 2006 года составила 3 миллиона 992 тысячи тонн, что на 5,2 процента ниже аналогичного периода 2005 года.
Добыча природного газа за тот же период равна 46 миллиардам 271 миллиону кубометров, что означает прирост по сравнению с аналогичным периодом 2005 года на 3,8 процента.
Добыча нефти и газового конденсата на предприятиях нефтедобывающей промышленности Узбекистана в январе-июле 2006 года снизилась на 8,5 процента до 3,073 миллиона тонн. В частности, производство нефти снизилось на 8,8 процента до 1,928 миллиона тонн, добыча газового конденсата - до 1,145 миллиона тонн (минус 7,9 процента).
Добыча природного газа в Узбекистане в январе-июле 2006 года увеличилась на 4,2 процента до 36,313 миллиарда кубометров. При существующих темпах закачки в отрасль инвестиций, добиться большего прироста не представляется возможным. Это еще раз свидетельствует, что объективных предпосылок к росту экспортных поставок природного газа не существует.
СПРАВКА: Основной костяк Национальной холдинговой компании "Узбекнефтегаз" составляют акционерные общества "Узнефтепродукт", "Узтрансгаз", "Узгеобурнефтегаз", Узнефтегаздобыча", "Узнефтегазмаш", "Узнефтегазстройинвест"
Другие акционерные общества, предприятия и организации обслуживают основную производственную деятельность нефтегазовой отрасли.
Продолжение следует Акрам Асроров , специально для Gazeta.kz
27.03.2007,
|