В.Волков: Бердымухаммедов сумел потеснить "серого кардинала" А.Реджепова, но все равно еще слаб 15:15 03.04.2007
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В ТУРКМЕНИСТАНЕ
Евразийский Дом: "Стоит ли ожидать дальнейших политических и экономических реформ в Туркменистане от президента К.Бердымухаммедова? Какова будет глубина этих реформ?"
На этот вопрос можно ответить немецким выражением "Яйн", образованным от "Ja" и "Nein, то есть и да, и нет. Очевидно, что обещания реформ – это конек сегодняшней власти, это то, что позволяет ей маневрировать и на "западном" направлении, и в отношениях с населением. И хотя реально еще очень мало что из декларированного выполнено, уже той толики, которая делается, хватает, чтобы породить среди населения, по крайней мере, в столице, определенные надежды.
Исходная позиция К.Бердымухаммедова очень выгодна, поскольку при С.Ниязове было разрушено все, что можно было разрушить. Думаю, по прошествии лет встанет вопрос о геноциде против собственного народа, на который весь мир закрывал глаза. Следовательно, дай теперь новый президент хоть что-то, хоть горбушку хлеба, и это уже много.
Что реально может сейчас сделать власть – это допустить в страну поставки муки и хлеба в достаточно свободном режиме, осуществить закупку медикаментов, чтобы остановить эпидемии, ввести хоть какой-то порядок в отношениях на селе, порядок советского типа, несколько улучшить на время положение пенсионеров. В долгосрочной перспективе это убого, но сейчас может быть названо реформой.
На что власть не пойдет – это на реальное ослабление роли спецслужб, на введение широких рыночных отношений прозрачного типа, на либерализацию выборной системы и вообще системы управления, на реальное открытие для населения информационных каналов.
И признаков того, что Ашхабад готов "по-честному" говорить о своих газовых отношениях и ресурсах, пока тоже явно не наблюдается.
Евразийский Дом: "Насколько прочны сейчас позиции К.Бердымухаммедова во власти, или он все-таки слабая и зависимая от своего окружения фигура?"
Судя по информации из Ашхабада, Бердымухаммедов постепенно укрепляет свои позиции, о чем говорит и его избрание председателем Халк Маслахаты. Этот орган фактически озвучил именно его задумки. В системе управления на ключевых постах все больше его родственников или людей из его окружения.
Имеются сигналы, что Бердымухаммедов сумел потеснить "серого кардинала", начальника службы президентской охраны А.Реджепова, часть верных Реджепову людей утратила свои позиции, силовики в целом, не только Реджепов, сейчас не имеют прямой возможности влиять на принятие важных государственных решений. И все же пока Бердымухаммедов слаб. Его успехи достигнуты ценой привлечения на свою сторону вельмож, которые имеют собственные интересы и амбиции, но пока не ощущают достаточной силы для их достижения или проявления, и выжидают. Пока стягиваются резервы. >Многое будет зависеть от того, как сложатся отношения Бердымухаммедова с теми обиженными Ниязовым ранее влиятельными чиновниками, которые, вероятно, скоро выйдут из тюрем по амнистии. Думаю, говорить о реальной крепости позиций Бердымухаммедова можно будет не ранее чем через полгода.
Евразийский Дом: "Какой, на Ваш взгляд, будет внешняя политика К.Бердымухаммедова в дальнейшем? В чью сторону он может склониться (США-ЕС-Китай)? И каковы в этой связи перспективы России в Туркменистане (особенно по "газовому вопросу")? Может ли измениться энергетическая политика Ашхабада в ущерб интересам России?"
Изменение внешней политики Туркмении – это, пожалуй, наиболее тонкий момент во всех разговорах о реформах. Да, Туркмения разворачивается на Запад, но старается не терять "китайских связей", созданных при С.Ниязове. Источники утверждают, что активным посредником между Западом и Туркменией выступает сейчас Турция, а со стороны Запада наибольшую активность проявляют США. Со стороны Вашингтона даже оказывается определенное давление на союзников в Европе, дабы те особенно не досаждали Ашхабаду в связи с вопросами прав человека.
Играет ли здесь определяющую роль иранский фактор, или же намерение ограничить, наконец, роль России в транспортировке энергоносителей, я не могу сейчас сказать. Но то, что Ашхабад, как минимум, демонстрирует готовность играть в эту игру, видно. И перспективы у Москвы, мне кажется, здесь не самые радужные, поскольку ни полноценной стратегии, ни солидной и полноценной информационной базы для принятия решений она в последние годы не имела и не имеет. Куда лучше позиции Китая, однако Пекину, возможно, придется как следует раскошелиться, чтобы не потерять набранные в Туркмении очки. С другой стороны, такой "западный крен" с учетом внутренних противоречий весьма небезопасен для нынешней власти и требует от нее поистине акробатической уверенности и ловкости в балансировке. Не уверен, что окружение Бердымухаммедова ими обладает.
ВИТАЛИЙ ВОЛКОВ, Эксперт радиостанции "Deutsche Welle", Германия
2 апреля 2007 г.
|