Э.Ногойбаева/А.Мурзакулова: "Проект сообщества Кыргыз был искусственно заморожен, перебит иными идеями" 11:38 04.04.2007
Формируем нацию. Идея национального сообщества – "Кыргыз" Формула национального сообщества Кыргыз – есть идея, а не общность этнического происхождения. Идея объединения общества на основе договора разделяющих цели данной идеи. Так изначально начинался путь создания нации, из разрозненных племен, во имя одной цели, переросшей в великую идею выживания и развития, в идею будущей нации Кыргыз.
Кыргызы исконно толерантны. Не навязывая своей идеи, своей особости и исключительности, они были и остаются открытыми для внешних идей и культур. В своей политике кыргызы не были экспансивны. Будучи динамичными кочевниками, они понимали, что навязывание идеи приведет к ее статичности, к узурпации. Поэтому стать членом сообщества Кыргыз можно было добровольно приняв эту идею. Развитие для Кыргыза означает поиск.
Когда у Кыргыза спросили: "Почему вы кочуете?", он ответил: "Все в мире движется: солнце, вода, земля. Не движется только неживое". Вся кыргызская полития была подчинена динамизму, вектору поиска. То, что происходит в стране сегодня,- не что иное, как поиск себя, поиск своей новой политии, адекватной времени и месту, ментальности, а главное идеи - все еще формирующейся, идеи нацио-государственности сообщества Кыргыз.
На долгое время идея сообщества Кыргыз была перебита иными проектами: имперской царской России и советской идеей коммунизма. В советские времена, а вернее с вхождения в состав России, начался искусственный период забвения. Идея консенсуса кочевых народов была использована как технология подчинения иному проекту, иной идее. Таким образом, проект сообщества Кыргыз был искусственно заморожен, перебит иными идеями, а идентичность общности свелась исключительно к этнической составляющей.
Первоначальная суть и природа носителя – сообщества Кыргыз была искажена, из объединения через консенсус в объединение по крови. Из плюро в моно. Из приобретености в данность. Из того, кем можно стать, в того, кем можно только родиться. Из идеи, в которую можно верить, стать ее носителем, в ограниченную форму этничности, которая передается только по наследству.
>Элиты иных проектов понимали угрозу и силу идеи сообщества Кыргыз. Управлять сообществом, связанным на основе этничности, еще возможно, но на основе собственной идеи - как цели и сознания, практически нет.
Современность
Современная ситуация в стране вызывает много разных суждений, в том числе и не оптимистических. Да, современная кыргызская полития только рождается. Вернувшись к демократической формату развития по содержанию, облачив ее в западную парадигму демократического развития, мы начинаем собирать и формировать общую картину будущего из уже имеющихся фрагментов нашей истории, культуры. Как в игре, где из отдельных кусочков, постепенно собирается общая картина. Картина-видение будущего, цель которой - нация Кыргыз.
Все это возвращает историческую память уже имеющегося эмпирического опыта. Дает силу нести, развивать, распространять эту идею уже не только на уровне идеологического, но и на уровне институционального, государственного. Появляется видение будущего, картина цели, определенность бытия. С этой точки необходимо простраивать свой путь планомерно и прагматично. Это и есть то, что называют национальной, государственной стратегией.
Эти процессы набирают силы и идут по стране, но они разобщены. Существуют формальные атрибуты – территория, границы, институты госуправления и прочее. Но забыто то, на чем базируется идея общества Кыргыз - идея межплеменного договора, практика межэлитных соглашений представителей всех сегментов общества, технологии созидания. Мы разучились договариваться и просто говорить за одним достарханом. Нам нужны люди, способные понимать идею сообщества Кыргыз, вести к ней и брать ответственность. Идея сообщества Кыргыз должна вновь обрести носителей. В лице элиты, интеллигенции, интеллектуалов, лидеров страны, как это было в 20-30-х годах. Пропагандистов, в недискредитированном смысле этого слова…
Основные положения идеи сообщества Кыргыз заключаются в следующем:
в свободе (разделять идею, ценности) в сохранении безопасности (общей и частной, внутри сообщества-нации и вовне) в самоопределении (идентичность себя и иных); в плюральности (в противовес идее моно). Могут возникнуть ощущения схожести с практикой построения американского государства - США. Действительно, параллель существует, и заключается она в том, что успешное, прагматичное, ведущее государство возможно только на основе национализма - государственного национализма. Воплощение развития нации на основе договорного объединения разных субъектов вокруг общей идеи развития, развития к нации.
Однако в сравнении с идеей единства разностей и построения национального государства в США, у сообщества Кыргыз есть ощутимые преимущества. Нам не надо "выплавлять котел" и наполнять его необходимыми компонентами. У нас уже есть все - история, культура, традиции, и главное идея. Помимо материальных факторов для построения национального общества, нации и суверенного государства (граница, территория, институты и прочее) у нас есть идеологические, духовные, культурные основы.
Мы много говорим об успехах Азиатских стран, которые смогли выстоять и прорваться. Очевидно, что их успех объясняется тем, что они успели вовремя остановиться в потоке заимствований. Вернее, вобрав в себя идеи, технологии иных культур, вовремя вспомнить свое исконное. Свой верифицированный опыт, опыт созидательных конструкций, а главное, они не шли за иной идеей. Они сохранили свой идейный ареал, руководствуясь своим здравым национализмом.
2200 лет - не столько история Кыргызской государственности, сколько:
- путь становления идеи сообщества Кыргыз к формированию нации; - движение к идеи достижения цели, приведшее к построению государства; - формирование новой политии конкурентноспособного проекта, в рамках цивилизации номадизма (этим объясняется, почему эта идея не стремилась к территориальной фиксации, а вовлекала в свою орбиту кочующие и соприкасающиеся культурно-цивилизационные ареалы).
Разделяющие эту идею, верующие в эту идею – назывались кыргызами. Они вступали в договорной консенсус. Несли эту идею другим. При этом свобода выбора, в том числе идеи – есть неотъемлемая составляющая. Кыргыз, являясь носителем только этнической субъектности, но не разделяя ее - идею, становится космополитом. Он связывает свое настоящее и будущее со всем миром. Его путь - к универсальным ценностям. Он, возможно, находит себя как индивидуальность, но растворяется в ином многообразии. В таком направлении развития каждый из нас может быть, к примеру, успешным инженером, экономистом, антропологом или медиа-звездой в любой стране мира, но, не разделяя идею своей нации, он обречен на одиночество.
Кто есть Кыргыз?
Человек, разделяющий идею развития кыргызского государства и ведущий свою деятельность в данном контексте. Кыргыз стремится к развитию социума, политии, которая у него есть. Идентифицирует себя с идеей свободы и равных устремлений в одном направлении – с развитием нации Кыргызов, как единомышленников объединенных общей стратегией развития Кыргызского Государства
Таким образом, сегодня в Кыргызстане, по сути, уже есть выношенная, цельная идея. Идея консенсусного национализма. Национализма не на основе этнического компонента, а на основе всеобщего договора, всех, принимающих данную идею, и заинтересованных в жизнеспособности, развитии государства Кыргызстан.
История, время показали ее эффективность, поскольку иной идеи, чем идея сообщества Кыргыз, у нас быть не может. Если идеей нашего общества станет религия, потеряется смысл национального. С такой идеей мы можем существовать в халифате, быть ассимилированы, быть расчленены, введены в протекторат…
В случае с идеей копирования заимствованной демократии, мы, возможно, и станем чьим-то успешным подобием и попадем в "нужные" рейтинги развития. Но высока вероятность поглощения нас в глобальной воронке. Идея ограниченного этноцентризма грозит в перспективе самолюбованием, стагнацией и консервацией.
И то, и другое, и третье, возможно, и обещают нам некоторыми экономические, временные и тактическими выгоды, однако все чревато одним исходом – потерей идентичности. Мы заявляем о консенсусном государстве, а строим только лишь этноцентричное, не потому что к этому мы стремимся, а потому что пока мы не формулируем другие цели.
Каково должно быть предназначение ныне востребованной идеи нации?
Какие цели должна ставить идеология молодого государства, только начинающего формировать свою государственную идентичность, свою идеологическую "китайскую стену", свой деятельный ареал?
Здравого смысла, договора, консенсуса, в который можно поверить, в котором есть рациональный прагматичный смысл, с проекцией в будущее, с перспективой для людей этого, современного, кыргызского общества здесь и сей час.
Осталось воплотить этот проект в реальность. Главным на данном этапе является даже не столько политическая воля руководства, элиты, общества, а понимание имеющейся ценности того, что уже есть. Нам нужно вспомнить, понять и принять то, что уже было создано на нашей земле.
Последующий этап подразумевает уже включение воли, стремление к конкурентному развитию, своей состоятельности. Разумеется, на выходе не обойтись без главного – конструирования пути к цели, своей стратегии.
Идея прагматичного, рационального сообщества Кыргыз как никогда востребована. Она способна конкурировать в меняющемся, структурирующемся мире глобализации. В мире со своей иерархией ценностей. С потенциалом устоять и развиваться.
Эльмира НОГОЙБАЕВА (Международный институт стратегических исследований при Президенте КР), Асель МУРЗАКУЛОВА (Центр "Полис Азия")
|