Ф.Холбек: Ариец. И коррупционер? 10:59 05.04.2007
Сегодня коррупция общая черта всех стран СНГ. Как связана коррупция с национальным характером?
Недавно ООН провела опрос в Украине. 86% украинцев считают коррупцию чертой национального характера. И большинство опрошенных юристы.
Подобных опросов у нас было много. Но, кажется, что пока еще никто не хочет ставить акцент на коррупции как национальной черте характера.
Сегодня коррупция общая черта всех стран СНГ. Она - главный виновник экономической отсталости. Причем его невозможно найти, судить и посадить. Как джинна из лампы Аладдина. Вышел, и вот никак его не поймать и некуда его запереть. А он бродит везде и разрушает все: экономику, политику, мораль. Об этом коварном джинне говорят и рассуждают всюду – даже с трибун ООН. С ним борются множество ведомств, министерств и агентств, которые сами, в первую очередь, подозреваются в коррупции. И странно, что деньги на борьбу против коррупции мировое сообщество выделяет именно им. И не понятно – это борьба против коррупции или ее финансирование?
В 2005 году Афганистан и мир были в шоке. Оказывается, с 2001 по 2005 гг. на решение "афганских проблем" было потрачено $9,5 млрд. А итог – 0. Все осталось по-прежнему. "Ее величество коррупция" именно так представилась афганскому обществу. Росли как грибы особняки "новых афганцев". А в это же время 80% народа нищенствовало и умирало с голоду. Если афганский чиновник, в чьи руки попадают деньги, предназначенные его многострадальному народу, имел бы совесть, любил бы свою родину, он никогда не позволил себе даже малейшую роскошь. Но коррупция благоденствует, значит, в афганском обществе еще не созрели настоящие национальные черты. Иными словами коррупция стала частью национального характера афганцев.
Есть история о лидере иранской революции Имаме Хомейни. Когда в его съемную квартиру в знойный летний день привезли кондиционер, он отказался его взять. "Пока в каждом доме иранских бедняков не появится эта вещь, ее у меня тоже не будет" - сказал Имам. Или, к примеру, тот же, Джордж Вашингтон, который отказался от второго срока президентства. Из совокупности таких поступков во многом сложились нынешние иранские и американские национальные черты.
Наше дело – гордиться Саманидами, арийской цивилизацией, Амиром Тимуром, или Петром I. Вероятно, у нас есть нечто такое, что досталось от великих предков. Однако, спрашивается: как может с этим сосуществовать коррупция?
У нас коррупция всегда рассматривается вне национального характера. Кажется, сегодня без нее просто невозможно существовать. Парадокс: тебя ненавижу, без тебя жить не могу.
Конечно, можно найти корни коррупции в сложившейся системе. Это и заведомо неподъемные налоги, и мизерные зарплаты, и родственники, которые всегда нуждаются в поддержке. Однако, главное не это. Главное - у нас нет национального иммунитета против коррупции!
Недавно правительство представило ООН программу развитию тысячелетия. Таджикистана до 2015 года, нужны $13 млрд. инвестиций, чтобы поднять уровень дохода на душу населения составил $1000. Заметим, что сейчас в Казахстане последний показатель составляет $4 тысячи, а в России – $5 тысяч.
Об амбициозности или наоборот скромности этих проектов можно спорить. Но, один вопрос остается неизменным: кто даст гарантию, что и эти деньги не будут разбазарены?
Вот такой круговорот вещей в коррупции. Мы очень долго и кажется безвозвратно влипли в эту историю. Джинна легко выпустить. Но, загнать обратно?!
Есть два выхода. Либо, мы осознавая всю сложность проблемы, начинаем реальную борьбу с ней на национальном уровне. >Либо, признаем, что являемся нацией "джинна" и что тяга к коррупции неизбежная национальная черта арийца 21 века.
Фахриддин ХОЛБЕК 04.04.2007
|