КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Понедельник, 09.04.2007
23:54  Таджикистан затопило грязью: разрушено более 1 тысячи домов
21:05  Н.Сапарова: Хива для иностранцев – город сказка
15:25  "Массовой драки не было". Интервью начальника Кыргызского национального военного лицея
13:12  А.Киртаев: Генеральная уборка в Нацбанке Казахстана
12:37  "DW" > К приезду С.Лаврова огромную очередь перед российским посольством в Ашхабаде разогнали
11:52  Кироппозиция утвердила генерала Суваналиева начальником бессрочных митингов
11:45  Назначены руководители ряда Госагентств при правительстве Киргизии

11:41  В.Сергеев: Иран гонит Россию из Бушера. Демарш МИДа
11:33  А.Мамараимов: Информационные войны в Киргизии. "Независимые" против "беспристрастных"
11:30  "Sun": "Они меня изнасилуют?" Британская матроска Топси отважно вела себя в иранском плену
11:23  Times: Иран показал бессилие Запада. Это было видно по лицу Тони Блэра: он понял, что...
11:22  С.Касымова: Таджикское общество. Традиция и практика многоженства
11:16  Эдуард Лимонов: "Власть у нас должна быть временной, а не..."
11:06  "Къ" > Катар газовых путей. Россия хочет создать "газовую ОПЕК" без протокола
11:01  ВВС > Готовы ли экспортеры газа создать картель?
10:46  КирДурДом. Видную джалал-абадскую оппозиционерку Турдуеву заключили в "психушку"
10:42  "Мы празднуем победу над грехом, над беззаконием...", - пасхальное послание митрополита Среднеазиатского Владимира
10:38  С.Лавров благословил рухменизацию Русского театра в Ашхабаде?
10:34  Этрап сатрапа. Г.Бердымухаммедов заложил новую адмединицу Туркмении - Рухубелент
10:26  Хасиды откошеровали лучший ресторан Самарканда
10:23  В Ташкенте вышла книга "Финансово-денежная политика Амира Темура и Темуридов"
10:20  Если завтра война. Иранские дипломаты покидают Баку?
10:11  Снять погоны и под суд! Казахстанский генерал Сихимов проворовался (обращение)
09:26  Два выстрела – и никакой ксенофобии. Правда о казахо-чеченской драке в Москве
09:15  К теплому морю. Э.Рахмон летит на 5 дней в ОАЭ
08:52  Р.Вайц: Афганистан. Стратегии США и ЕС по борьбе с наркотрафиком кардинально расходятся
08:48  Cкончался глава Торгово-промышленной палаты Казахстана Хамит Ракишев
08:46  Ушел Н.Онжанов. Сменился куратор ЦентрАзии в казахстанском МИДе
08:33  С.Благов: Путин стремится наладить отношения с Азербайджаном
08:03  Классик советской песни Давид Тухманов написал песню по заказу Н.Назарбаева
07:38  К.Симонов: Бизнес против бюрократии. В Европе и США нарастает истерика вокруг "газового картеля"
07:36  "ВН" > Призрак Катара. Картель экспортеров газа создавать некому и незачем
07:08  Треть кыргызстанцев постоянно думает, как эмигрировать из страны
06:43  Н.Пак: 11 друзей Януковича. Украине грозит раскол по территориальному признаку
05:59  КСРС бюрократии. В МИДе России создан еще один "орган" по соотечественникам
05:43  Ю.Черногаев: Иудины серебренники. Кто и зачем дискредитирует узбекистанских журналистов из "Немецкой волны"
04:19  Ш.Мамаев: После Ирака - на Кавказ. Что даст приход НАТО на Каспий
00:40  К.Бакиев: "Мы тут бьем все мировые рекорды. Но, нет... " (интервью РИАН)
Воскресенье, 08.04.2007
20:47  Иранский дипломат рассказал, как его похитили и пытали американские спецслужбы
11:43  ИГНПУ > Продолжаются расправы в узбекских колониях. Пытками убит заключенный, бывший военный прокурор Б.Хасанов
10:40  Казахстан создает Научно-исследовательский институт Минобороны
10:39  "Литер" > БТД и т. д. Турецкий вектор Казахстана
10:35  Таджикский алюминиевый завод переименован в ГУП "ТАК"
10:28  Юань рекордно бьет курсом доллар
00:25  М.Маратова: В Кыргызстане новый премьер, но покоя нет
00:23  Ю.Сигов: Противостояние США-Иран. Кто кого первым испугается?
00:17  А.Таксанов: Узбеко-туристо, облико морале. Опыт создания эконом-тур-зон в РФ и РУ
Суббота, 07.04.2007
18:07  Алина Кабаева выиграла три золота в отдельных видах на Чемпионате России
12:16  Новым главредом "Uzbekistan today" станет Б.Хасанов
11:54  Н.Пахомов: Япония и Китай - дружба перед бурей
10:52  А.Халили (глава хазарейцев Афгана, вице-президент): "В Афганистане наблюдается некоторое согласие..." (интервью)
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    Кыргызстан   | 
А.Мамараимов: Информационные войны в Киргизии. "Независимые" против "беспристрастных"
11:33 09.04.2007

Абдумомун Мамараимов

Ровно пять лет назад, подводя уроки аксыйских событий в Киргизии, когда от рук омоновцев погибло шестеро демонстрантов, бывший тогда премьер-министром Николай Танаев публично заявил, что власти "проиграли оппозиции "информационную войну". Два года назад в результате народных волнений к власти пришла тогдашняя оппозиция, но "информационная война" в стране продолжается и, по всей видимости, власти проигрывают снова.

Необъявленная война

По мнению экс-премьера Танаева, официально признавшего капитуляцию властей в сфере информации, трагическое завершение аксыйских событий стало возможным потому, что оппозиционная пресса смогла мобилизовать людей на массовые выступления, в то время как правительственные средства массовой информации (СМИ) не смогли донести до людей "глас" официальных властей. Наоборот, как потом отмечали многие эксперты, именно искажение фактов со стороны правительственных СМИ, в первую очередь - государственного телеканала, привело к росту негодования среди масс и заставило людей идти под пули блюстителей порядка. То же самое наблюдалось и во время мартовских событий 2005 года, которые привели к смене власти в стране.

Можно сказать, что пресса в Киргизии делится на "оппозиционную" и "правительственную" с самого начала обретения страной независимости. Ровно столько же времени продолжается между ними неприкрытая борьба "за умы людей". Наиболее "профессионально" ее вели русскоязычные газеты "Республика", "Вечерний Бишкек", "Моя столица" и отчасти "Дело №…", которые воспринимали власти как своего лютого врага. Им противостояла правительственная газета "Слово Кыргызстана" и газеты областного уровня. На "киргизскоязычном" поле расклад сил был иначе – с полтического татами не сходила оппозиционная газета "Асаба" (ныне "Агым"), которой противостояли правительственные газеты "Кыргыз туусу", "Эркинтоо" и, конечно же, государственное телевидение. Впрочем, последнее, как главное идеологическое орудие властей, вещает и на русском языке.

"Дореволюционные" власти Киргизии судили журналистов, всячески давили на "инакомыслящие" СМИ, закрывали их, но те быстро воскресали под другими названиями. Конфликты периодически возникали и в самой журналистской среде. Дело доходило до того, что некоторые руководители СМИ и известные журналисты использовали свои издания или эфир для выяснения отношения между собой. При этом обе стороны старались представить себя поборниками "интересов народа". Но в результате этой необъявленной войны этот самый народ и страдает, не получая объективной информации о событиях в стране.

Артподготовка перед главной битвой?

Сегодня Киргизия переживает очень сложное время. Объединенный фронт оппозиции "За достойное будущее Кыргызстана" во главе с экс-премьером Феликсом Куловым требует досрочных выборов президента страны. "Как перчатки" меняются не только министры, но и само правительство. На днях президент Курманбек Бакиев снова согласился модифицировать конституцию, которая за последние пять месяцев менялась уже два раза. Однако заявления главы государства о готовности идти на коренные реформы не убедили новоявленного оппозиционера Кулова и его сторонников.

В поддержку идей "фронтовиков" 5 апреля начали голодовку более ста граждан страны. На 11 апреля намечено начало бессрочного митинга с требованием досрочных выборов президента. В разных регионах страны проходят акции в поддержку как Объединенного фронта, так и действующего президента. Государственные мужи успели бросить клич "Отечество в опасности!", известный со времен гражданской войны в России. Эксперты, в том числе зарубежные, заговорили о возможном развале самого государства. На это косвенно указывает и заявление нового премьер-министра Алмаза Атамбаева, которое он сделал на пресс-конференции 4 апреля. "Если прольется кровь, то страны не будет", - сказал он, комментируя сложившуюся в Киргизии ситуацию.

Как ведут себя СМИ страны в этот ответственнейший момент истории независимой Киргизии? Небольшой экскурс по страницам печатных изданий страны позволяет сделать определенные выводы.

Цветной формат, качественные фотографии и эффектные коллажи, сносный макет и броские заголовки свидетельствуют о том, что оппозиционные газеты делают свою продукцию более профессионально, чем правительственные. Правда, этого не скажешь о содержании этих изданий, если посмотреть с точки зрения объективности и сбалансированности информации, предоставления различных мнений. Первые полосы главных оппозиционных газет со схожими названиями - "Агым", "Алас", "Айкын", "Апта" и других, - привлекают внимание читателя громкими заголовками и политическими коллажами, призывами типа "Ты еще не записался в Объединенный фронт?", "Вставай! Не будь равнодушен к судьбе своего народа!" и так далее. На разных полосах этих газет можно увидеть "сообщение" о предстоящей "смене власти мирным путем 11 апреля", о чем недавно заявил лидер оппозиции Феликс Кулов.

Главным персонажем политических коллажей на первых полосах выступает образ президента страны в виде быка (глава государства имел неосторожность публично заявить, что по гороскопу он - Телец). В коллаже "Агыма" на рога быка надеты боксерские перчатки. Это вызывает у читателя знакомые ассоциации, так как президент Бакиев в молодости занимался боксом, а государственный телеканал нередко показывает его именно в боксерских перчатках, среди спортсменов. Далее публикуются громкие заявления политиков из лагеря оппозиции с их хорошо сделанными фотографиями в виде интервью и блиц-опросов. В этих газетах можно увидеть и высказывания политиков из окружения президента или представителей гражданского сектора. Но, как правило, в них опять же звучит критика в адрес властей, которые те делают в различных контекстах. Однако оппозиционные газеты оставляют только нужный для них "контекст".

Этими СМИ умело используются новоиспеченные политические анекдоты, героями которых выступают высокопоставленные чиновники из "Белого дома" (так в Киргизии называют Дом правительства). Не на последнем месте стоят и компроматы из серии "ОБС", то есть, "одна бабка сказала". Надо отметить, что все эти политические приемы и пиар-кампании используются довольно эффективно и дают свои результаты. О популярности этих газет можно судить по их тиражам. При официальных тиражах оппозиционных газет "Агым" в 44 тысячи экземпляров, "Айкын" - 56 тысяч, "Апта" - 40 тысяч тиражи правительственных "Слово Кыргызстана", "Кыргыз туусу" не превышают 7-10 тысяч. Об областных газетах с тиражом в полторы-две тысячи экземпляров и говорить не приходится. Опросы частных распространителей газет показывают, что практически каждый госслужащий любого уровня предпочитает читать скорее оппозиционные газеты, чем "родные" правительственные издания.

В последнее время на различных уровнях заговорили о том, что Объединенный фронт скупает газету "Агым" сотнями тысяч экземпляров и бесплатно раздает ее в регионах страны. Об этом говорилось и во время встречи губернатора Джалалабадской области Искендербека Айдаралиева с местными журналистами, которая состоялась на минувшей неделе.

Стоит отметить, что практически за каждым "независимым" СМИ стоит определенная политическая фигура со своими политическими амбициями. Например, самая популярная "киргизскоязычная" газета "Агым" принадлежит одному из лидеров Объединенного фронта, депутату парламента Мелису Эшимканову. Владельцем телеканала НТС является другой оппозиционный парламентарий Омурбек Бабанов. Есть свой телеканал ("Сентябрь") и у лидера оппозиции, экс-спикера парламента Омурбека Текебаева. По данным ИА "Фергана.Ру" телерадиокомпанией "Пирамида" владеют группы, близкие к оппозиционеру Феликсу Кулову.

Кроме того, оппозиция эффективно использует и Интернет-ресурсы, оперативность которых делает их наиболее популярными средствами информации. Хотя в провинциях их трудно назвать "массовыми" СМИ, тем не менее, они оказывают на население очень сильное воздействие. По мнению исполнительного директора ОО "Свободная пресса" Орозалы Карасартова, местные лидеры получают на этих сайтах оперативную информацию и тиражируют ее среди своих последователей. По мнению руководителей Джалалабадской области, которые не раз собирали журналистов для опровержения сообщений информационного агентства ИА 24.kg, это агентство "специально искажает факты, чтобы очернить власти".

Следует отметить, что среди "независимых" изданий есть и такие, которые стараются противостоять "независимым" СМИ из лагеря оппозиции. Это – многотиражные русскоязычные газеты "МСН" и "Вечерний Бишкек", которые с трудом выжили при Акаеве и теперь тяготеют к поддержке нынешней власти. Однако в регионах, особенно на юге страны, где преобладает не русскоязычное население, их читают мало.

Старается выйти на "агымовский" уровень и газета "Жаны Ордо", которая выходит тиражом в четыре тысячи. К примеру, в своем коллаже на первой полосе она изобразила главного оппозиционера Феликса Кулова в образе Гитлера, а его планы по досрочным выборам президента страны сравнила с фюреровским планом "Барбаросса". О юридических последствиях этого приема пока ничего не известно.

Нельзя не упомянуть и о "третьей" журналистике в стране, то есть - зарубежных СМИ, наиболее популярные из которых - киргизские службы радио "Азаттык" и "Би-Би-Си". Хотя их нельзя обвинить в предвзятости, подаваемая им информация также "работает" не в пользу властей. "Мы строго соблюдаем принцип представленности сторон и баланс мнений, - заверил в интервью ИА "Фергана.Ру" один из сотрудников зарубежного СМИ, попросивший не называть его имени. – Просто слушатели больше запоминают критику в адрес властей, прозвучавшую из уст оппозиционеров, так как людям свойственно верить больше негативной информации, чем положительной".

Шквал негативной информации, большая часть которой ретранслируется благодаря умелому управлению процессом со стороны оппозиционных СМИ, внешне напоминает артиллерийскую подготовку перед началом решающей битвы, к которой и готовится, по всей видимости, непримиримый Объединенный фронт оппозиции. А власти, называя публикации оппозиционных СМИ "дезинформацией", до сих пор не имеют более-менее выверенной стратегии в этой сфере.

На желудок петь голодный…

Несмотря на неоднократные заявления властей о необходимости разработки информационной политики государства, за последние два года дальше разговоров дело не пошло. А так называемые правительственные СМИ, которые должны были бы противостоять "информационной агрессии" (по определению некоторых чиновников) со стороны оппозиционных СМИ, ныне оказались в "висячем" положении. В первые дни после смены власти в марте 2005 года победившая и теперь уже сама ставшая властью оппозиция громко заявила о решении отказаться от государственных СМИ. Но вскоре "одумалась" и негласно решила оставить все как есть. Единственное, что власти сделали, - лишили бюджетных средств региональные СМИ, учредителями которых являются местные администрации.

Хотя в прошлом году эти СМИ по инерции продолжали получать зарплату из государственной казны, в 2007 году им не было выдано оттуда ни копейки. С учетом перехода страны на двухуровневой бюджет, из-за чего области выпадают из процесса управления государственным бюджетом, ожидается, что этих средств не будет в дальнейшем вовсе. При средней зарплате в 30-40 долларов собственных средств газет едва хватает на выдачу авансов своим сотрудникам. Долги перед типографией и за коммунальные услуги давно поставили региональные газеты на грань банкротства.

Этот вопрос обсуждался на недавней встрече губернатора Джалалабадской области Искендербека Айдаралиева с руководителями СМИ и ведущими журналистами региона. На встрече как глава области, так и журналисты выражали обеспокоенность сложившейся в стране ситуацией и тем, что определенный вклад в эскалацию напряжения вносят и СМИ. Региональные государственные пресса и телевидение подверглись критике за свою пассивность в продолжающемся информационном противостоянии. "Идет информационная война, и мы проигрываем ее. Мы не можем достойно отвечать дезинформации", - посетовала заместитель главы областной администрации Камила Талиева, имея в виду публикации в оппозиционных СМИ.

Губернатор области Искендербек Айдаралиев отметил, что "ответственность за судьбу страны и самой государственности несут все, в том числе журналисты", и призвал последних к объективности и непредвзятости в освещении событий. "На интернет-сайтах распространяются одни сплетни, - заявил губернатор. – Население области в основном против требований оппозиции, однако, пресса об этом умалчивает. Зато если один человек выступит в поддержку оппозиции, об этом сообщают все". Слова губернатора, в частности, подтверждаются, к примеру, тем фактом, что информационное агентство ИА 24.kg не сообщило о многотысячном митинге сторонников президента, который состоялся 31 марта в Джалалабаде.

Отмечая, что оппозиция бесплатно распространяет в регионах свои газеты сотнями тысяч экземпляров, журналисты предложили главе области срочно найти средства для финансирования двух областных газет, выходящих на киргизском и узбекском языках. В ответ губернатор Айдаралиев заявил, что органы власти и некоторые бюджетные организации тоже не получили зарплату за прошедшие три месяца. "Мы тоже работаем без зарплаты третий месяц, - сказал он. - В эти дни решается судьба страны, поэтому призываю вас ставить интересы государства на первое место, быть патриотами и продолжать работать".

Впрочем, тема задержки зарплаты в региональных СМИ не нова и актуальна для всех регионов страны. Как недавно сообщал сайт Media center, коллектив Кочкорской районной газеты "Эмгек туусу" (Нарынская область) не получает заработную плату с октября 2006 года. Кроме того, издание не может выбить у районных ведомств долги за прошлогоднюю подписку. По данным СМИ Киргизии, огромные долги перед типографией и по зарплате привели на грань банкротства областные газеты Ошской, Баткенской, Таласской и других областей страны. В долговой яме оказывается и областное телевидение. Например, Джалалабадское областное телевидение задолжало за эфирное время более миллиона сомов (около 25 тысяч долларов США), что равно годовому бюджету одной областной газеты.

В результате, как отмечает экс-председатель Союза журналистов области, журналист с сорокалетним стажем, около десяти лет проработавший пресс-секретарем Джалалабадской областной администрации Базаркул Асанбеков, "правительственные" СМИ проигрывают "оппозиционным" и по общему количеству изданий, и по количеству тиража, и по качеству и форме подаваемых материалов". "Информационная война была, есть и будет, потому что сама жизнь есть борьба, - считает Асанбеков. – Нельзя сказать, что власти сильно ограничивают деятельность своих СМИ. Другое дело, когда те не могут использовать даже ту свободу, которую дают им власти".

По мнению Асанбекова, в нынешних условиях государство должно иметь и поддерживать свои средства массовой информации. "Нельзя сравнивать нас с Америкой или Европой, у нас реалии другие, - считает ветеран журналистики. - Чтобы писать как в Америке, надо жить там. А наше государство должно финансировать свои СМИ, чтобы они могли работать в интересах государства, нации и общества".

Что касается газет "Слово Кыргызстана", "Кыргыз туусу" черно-белого формата и "Эркинтоо", учредителем которых является правительство страны, то в последние несколько лет они не получали из государственного бюджета ровно ничего. Как отметил эксперт по защите прав журналистов Жалил Сапаров, "они называются правительственными и защищают интересы властей только потому, что их главных редакторов назначает премьер-министр республики". Тем не менее, вопрос акционирования этих изданий, о котором власти заговорили два года назад, так и остался нерешенным. И эти издания по статусу вынуждены продолжать обслуживать власти, хотя уже не проявляют былого усердия против оппозиции.

Журналист в Киргизии: жертва или орудие?

В последнее время в Киргизии усиливается давление на журналистов. 16 марта 2007 года в окрестности Бишкека был избит сотрудник Государственной телерадиокомпании Кайрат Биримкулов, который в тяжелом состоянии доставлен в больницу. Через десять дней в Бишкеке четверо неизвестных избили ведущего телекомпании "НТС" Данияра Исанова. Люди, называющие себя "революционерами", 30 марта сорвали пресс-конференцию Объединенного фронта "За достойное будущее Кыргызстана" в информационном агентстве "АКИпресс-Фергана" в городе Ош. Толпа женщин обвинила журналистов в "продажности и коррумпированности", в том, что они поддерживают "фронтовиков". После учиненного ими скандала в конференц-зале журналисты вынуждены были закрыть бюро и разойтись.

31 марта в Джалалабаде подвергся нападению оператор телеканала "Сентябрь" Талантбек Сопуев, который получил сотрясение мозга. Четвертого апреля 2007 года в штаб Объединенного фронта ворвались неизвестные и избили находившегося там журналиста. Как сообщила пресс-служба Объединенного фронта, нападавшие изъяли листовки штаба и погрузили в автомобиль без номеров. На месте находился журналист одной из ошских телекомпаний, которого также избили и отобрали у него видеокамеру.

В связи с этим лидеры нескольких общественных объединений обратились к руководству страны с требованием взять под личный контроль расследование случаев избиений журналистов. Кроме того, они потребовали от властей и представителей оппозиции "принять все меры, чтобы обеспечить безопасность журналистов во время предстоящих политических событий с тем, чтобы журналисты могли беспрепятственно их освещать". Часть этих организаций предложила властям и оппозиции заключить договор, согласно которому "стороны обязались бы не допускать случаев нападения или морального давления на сотрудников СМИ". Ни одна сторона на эти обращения пока не отреагировала.

По мнению руководителя ОО "Свободная пресса" Орозалы Карасартова, бывшего пресс-секретаря губернатора Джалалабадской области и попрощавшегося со своей должностью после смены власти экс-президента Аскара Акаева, журналисты зачастую оказываются орудием в руках определенных политических сил и, как результат, жертвой насилия со стороны их оппонентов. "Необъективностью информации, навязыванием своего мнения грешат журналисты обеих сторон, - говорит Карасартов, имея в виду оппозиционные и правительственные СМИ. – Нередко это становится причиной нападений на журналистов, свидетелем чего мы были и во время мартовских событий 2005 года".

Орозалы Карасартов считает, что для решения проблемы необходимо предпринять ряд комплексных мер. "Во-первых, журналисту нужно создать имидж нейтрального человека, чтобы противоборствующие стороны воспринимали его одинаково, - говорит Карасартов. – Во-вторых, журналистам нужно работать над повышением своего профессионального уровня для избегания ошибок в своей работе". Кроме этого, по мнению нашего собеседника, нужно провести определенную работу и среди населения, чтобы объяснить ему роль и статус журналиста в демократическом обществе. "А пока продолжается бессмысленная информационная война, в которой не будет победителей", - заключил Орозалы Карасартов.

Нельзя сказать, что в стране нет СМИ, которые стараются следовать принципам нейтральности и объективности. На недавней встрече со спикером парламента Киргизии Чрезвычайный и полномочный посол Российской Федерации Валентин Власов положительно отозвался о работе местных телеканалов. В частности, посол России дал хорошую оценку работе "Пятого канала". Споры в обществе относительно "хозяина" телеканала также говорят в пользу мнения посла России: одни считают "Пятый канал" оппозиционным, другие – проправительственным. Среди региональных СМИ стоит отметить Народное телевидение "Мезон" в городе Ош, которое достигло взаимопонимания как с оппозицией, так и с властями, и предоставляет им свой эфир на равных условиях.

Тем не менее, судя по всему, рассчитывать на быстрое изменение ситуации в этой сфере не приходится. Например, юрист, директор Общественного Фонда "Институт Медиа Представителя" Илим Карыпбеков, который долгое время занимался защитой прав журналистов на многих судебных процессах, считает, что ни один из существующих каналов не будет полностью объективно и разносторонне освещать предстоящие события в стране. "Нетрудно предугадать, что СМИ в грядущих событиях будут инструментом в руках определенных политических групп", - сказал он, имея в виду бессрочные митинги оппозиции с требованием досрочных президентских выборов, начало которых намечено на 11 апреля 2007 года. Об этом он заявил недавно в интервью Бишкекскому пресс-клубу.

По мнению И.Карыпбекова, "у государственной телерадиокомпании есть свой хозяин, у частных каналов – свои хозяева. Соответственно, у них разные позиции, и, как показывает практика, все телеканалы подвержены тому, чтобы отражать ту позицию, которую проводит владелец телеканала". Он также отметил, что пока в Кыргызстане нет объективного канала, который соблюдал бы баланс между властью и оппозицией, "но есть определенные ожидания от телерадиокомпании "Пятый канал", который начал работать с недавних пор".

Несмотря на некоторые позитивные изменения, первый канал государственного телевидения все еще остается главным ресурсом проведения политики властей. Потому что правительственные СМИ регионального уровня по ряду причин не в состоянии оказывать влияние на электорат, особенно в сельской местности. Под давлением оппозиции на днях президент страны подписал указ, согласно которому государственный телеканал стал национальным. Но эксперты склонны считать, что этого недостаточно, тем более что оппозиция и лидеры гражданского общества требуют превратить его в общественный.

Скептически отнесся к этому решению президента страны и известный государственный деятель Ишенбай Абдуразаков, занимавший при экс-президенте Аскаре Акаеве пост государственного секретаря, то есть - главного идеолога страны. "Если бы от изменения названия что-нибудь менялось, мы бы видели это на примере организаций, получивших статус национальных, - сказал он в интервью газете "Агым". – Лучше бы выделили час-два свободного эфира [на этом канале] какой-нибудь другой организации…"

В заключение стоит отметить, что власти Джалалабада не без помощи неправительственных организаций стараются наладить контакты как с "зависимой", так и с "независимой" прессой. По словам пресс-секретаря губернатора области Мухамеджана Суранчиева, в области "не делят журналистов на "своих" и "чужих", и власти готовы предоставлять информацию всем журналистам". О готовности сотрудничать с журналистами заявляют руководители области и местных силовых ведомств. Однако следует отметить, что это только начало процесса сотрудничества, в ходе которого неизбежны пробы и ошибки.

* * *

Правозащитная организация "Справедливость" - одна из НПО, участвующих в проектах по налаживанию контактов властей с прессой. Она издает информационный бюллетень "Право для всех", критические публикации в котором становятся причиной частых исков от чиновников из правоохранительных органов за "клевету и оскорбление". По мнению руководителя организации Валентины Гриценко, говорить о положительных результатах усилий международных и местных неправительственных организаций по обучению чиновников работе с прессой пока сложно. "Судя по работе властных органов, большинство которых имеют свои пресс-службы, можно сделать вывод, что, несмотря на обучающие мероприятия, они все еще не умеют работать со СМИ или не хотят этого", - отмечает В.Гриценко.

Источник - Фергана.Ру
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1176103980
Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Елбасы принял президента АОО "Назарбаев Университет" Шигео Катсу
- Сенаторы в первом чтении одобрили законопроект по усилению социальной защиты граждан
- Нурлан Нигматулин принял Генерального секретаря ТюркПА
- Выступление Спикера Сената Маулена Ашимбаева на Евразийском Медиа Форуме
- А. Мамин проинспектировал инфраструктурное развитие г. Алматы
- Министра Цоя не взяли бы в стахановцы
- В Мажилисе презентован законопроект, направленный на обеспечение равного доступа предпринимателей к мерам господдержки
- Кадровые перестановки
- Крымбек Кушербаев провел очередное заседание Государственной комиссии по полной реабилитации жертв политических репрессий
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх