К.Н.Ясин: Отношение Ирана с США и Англией. Игры плаща и кинжала 00:06 12.04.2007
Недавний захват Ираном 15 британских моряков приоткрыл завесу над набирающим обороты соперничеством в стиле холодной войны с участием Тегерана, Соединенных Штатов и Великобритании, центральную роль в котором играют тайные операции спецслужб в Ираке.
5 апреля, после почти двухнедельного противостояния, Иран освободил британских моряков и морских пехотинцев. Как свидетельствуют политические обозреватели в Тегеране, посвященные в детали закулисных маневров, захват представителей британских вооруженных сил и последовавшие за этим жесткие переговоры Тегерана об их выдаче были далеко не случайным инцидентом и не провокацией радикальных элементов в иранском правительстве. Эти действия получили безоговорочную поддержку со стороны всех основных политических фракций Ирана.
>Основным мотивом захвата британских моряков и морских пехотинцев было желание развеять создавшееся в Вашингтоне и Лондоне впечатление о слабости или раздробленности иранского руководства в Тегеране. Иранские лидеры также хотели подать сигнал, что их не испугала завуалированная наступательная инициатива, предпринятая США с целью подорвать стратегические позиции Ирана в Ираке.
Как говорилось в статье, напечатанной в британской газете "Индепендент", с начала 2007 года администрация Буша проводит в отношении иранских агентов в Ираке военную операцию под названием "найти и обезвредить". Операция преследует двоякую цель: улучшить тактическую обстановку пребывания американских военных в Ираке, так как считается, что иранские агенты оказывают значительную поддержку шиитским вооруженным формированиям, а также получить дополнительные рычаги воздействия в потенциальных двусторонних переговорах с Ираном. В начале апреля Госсекретарь США Кондолиза Райс заговорила о возможности прямых переговоров между ней и ее иранским коллегой Манучехром Моттаки. Однако официальное информационное агентство IRNA привело слова официального представителя министерства иностранных дел Ирана Мохаммада Али Хоссеини, который заявил 8 апреля, что "в повестке дня Ирана переговоры с Соединенными Штатами не значатся".
Американские операции по поиску и обезвреживанию иранских агентов переплетаются с так называемой политикой увеличения американского воинского контингента, которую администрация Буша разработала в самом начале 2007 года. Истоки только что завершившейся драмы с военнопленными британцами берут свое начало в событиях января, когда американские войска провели рейд в полуофициальной иранской миссии в городе Эрбиль на севере Ирака, ставшем столицей курдского правительства в этом регионе. Во время рейда были захвачены пять иранцев, работавших в этом связном офисе, а также компьютеры и масса различных документов.
В момент, когда проходил этот рейд, в этой местности по приглашению курских властей находились два представителя иранских органов безопасности высокого ранга – Мохаммад Джафари, высокопоставленный сотрудник внутренней безопасности Ирана, и генерал Миноджахар Фрузанда, руководитель разведки стражей исламской революции. По некоторым сообщениям, рейд мог задумываться с прицелом на этих двух человек. "Они охотились за Джафари, - считает Фуад Хусейн, руководитель аппарата курдского лидера в Ираке Массуда Барзани, пишет газета "Индепендент". - Американцы думали, что он [Джафари] будет там". Курдские власти считали арестованных законными дипломатическими представителями, добавляет Хусейн.
Иран подозревает, что Соединенные Штаты не только арестовали пять иранцев в ходе рейда в Эрбиле, но также причастны к задержанию других иранских дипломатов, включая Джалала Шарафи, который был захвачен в начале февраля людьми в масках, одетыми в иракскую военную форму. "Тегеран воспринял эти шаги как серьезную провокацию. Аналогичный ответ со стороны Ирана был только вопросом времени", - говорит тегеранский политолог, попросивший не разглашать его имени.
Как считают некоторые наблюдатели в Тегеране, американская политика, призванная нейтрализовать стратегическое влияние Ирана в Ираке, в значительной степени ударила по самим США. Вместо того, чтобы ослабить Иран, эта политика заставила противоборствующие политические фракции в Тегеране начать взаимодействовать, по крайней мере, по вопросу политики страны в отношении Ирака. "Иран считает себя важным игроком в Ираке и хочет, чтобы и другие считали его таковым, - говорит иранский политолог. - Своими попытками силой изгнать Иран из Ирака США только способствовали объединению различных фракций страны".
Подтверждением царящего в Иране единодушия политических сил по иракскому вопросу стал тот факт, что во время драмы с военнопленными бывший посол Ирана в Великобритании Мохаммад Хусейн Адели, придерживающийся умеренных взглядов и поддерживающий тесные контакты с бывшим президентом Ирана Алиакбаром Хашеми Рафсанджани, был одним из тех, кто выступал за необходимость придерживаться жесткой линии в отношении британского правительства. В своем интервью ежедневной газете "Каргозаран" в начале апреля Адели заявил, что предпринимаемые в последние несколько месяцев в отношении Ирана шаги являются частью плана по "эскалации напряженности вокруг Ирана по ситуации в Ираке". Адели также настаивал, что решение Ирана задержать британских военнослужащих является "совершенно оправданным" ответом на "британскую провокацию".
В длинной череде таинственных происшествий, произошедших в 2007 году вокруг Ирана, драма с британскими военнопленными стала лишь одним из инцидентов, получившим развитие на самом высоком уровне. 3 апреля был отпущен на свободу Шарафи, захваченный в плен при загадочных обстоятельствах в феврале. Некоторые обозреватели связывают этот шаг с освобождением британских военнослужащих несколько дней спустя.
В других случаях развязка так и осталась невыясненной. Например, в феврале бесследно исчез один из видных генералов стражей исламской революции, Али Реза Асгари, восемь лет прослуживший на посту заместителя министра обороны вплоть до 2005 года. Как сообщалось, он исчез во время своей деловой поездки в Стамбул. Впоследствии в прессе появились сообщения, что Асгари был "кротом" западных разведок и исчез из Ирана, когда обнаружилось, что ему грозит скорое разоблачение.
В конце января иранские СМИ сообщили о смерти Ардешира Хассанпура, одного из талантливейших ученых-ядерщиков страны. Безвременная кончина ученого окутана тайной. Вся официальная информация иранских властей сводилась к тому, что Хассанпур погиб от "случайного отравления". Однако авторы некоторых публикаций намекали, что ученый мог стать объектом операции израильских спецслужб.
И, наконец, 2 апреля Госдепартамент США обнародовал информацию, что 8 марта пропал без вести агент ФБР в отставке Роберт А. Левинсон, якобы отправившийся в Иран в деловую поездку. Официальный представитель иранского министерства иностранных дел Хоссеини объявил 8 апреля, что иранские власти пытаются установить местонахождение Левинсона. Сообщается, что Левинсон, уволившийся из ФБР в 1998 году, бесследно пропал на острове Киш – в иранской свободной экономической зоне, куда иностранцы могут въезжать без визы. Как предполагается, на острове он работал над проектом фильма. Официальный представитель Госдепартамента Шон МакКормак отверг связь между исчезновением Левинсона и существующей напряженностью в отношениях между США и Ираном. На брифинге для прессы 5 апреля МакКормак назвал "чисто спекулятивными" сообщения СМИ о том, что Левинсон был захвачен иранскими органами госбезопасности.
От редактора: Камаль Назир Ясин является псевдонимом независимого журналиста, специализирующегося на иранской тематике.
|