"Лица": "Север" против "Юга". В Кыргызстане появится своя "Берлинская" стена? 13:45 12.04.2007
Газета "Лица": В Кыргызстане появится своя "Берлинская" стена? Ростом региональных противоречий встретил Кыргызстан вторую годовщину тюльпановой революции. В 2007 году страна вновь вернулась к тому же состоянию, в котором пребывала в 2005-м. Хаос и растерянность, провальная экономическая политика и усилившееся противостояние представителей разных областей в политике стали основными приметами времени, которое переживает республика. Кыргызстану, точь-в-точь как перед президентскими выборами, снова предрекают распад и гражданский раскол.
И действительно, пожалуй, никогда в обществе не было столь сильного расслоения на представителей севера и юга. >Место рождения при президенте Бакиеве стало восприниматься в качестве визитной карточки. Землячество и трайбализм не просто вошли в жизнь каждого кыргыза, оно прочно впаялось в систему взаимоотношений власти и оппозиции. Кому это выгодно?
Власти настаивают на том, что к расколу страну подводит оппозиция. Так, например, в пропрезидентских СМИ тот же Объединенный фронт Кулова преподносится как организация северян, которая борется с доминирующими южанами во власти. Таким образом, очевидно, окружение главы государства пытается разжечь в обществе возмущение оппонентами Бакиева.
Целей подобной политики две. Это дискредитация самой идеи смены главы государства и создание таких условий, в которых ОФ просто обязан пойти на переговоры, чтобы не вызвать реального раскола страны. Вся эта политика санкционирована самим президентом и его окружением. Рыба, говорят, гниет с головы. В данном случае, эта народная мудрость как никогда верно показывает истинную суть процессов брожения, проистекающих во властных структурах. И то, что Бакиев с окружением пытаются использовать против политических оппонентов региональную карту, это только подчеркивает. Оппозиция Бакиеву, напротив, представляет интересы всех регионов страны и многочисленных диаспор. В ней есть как уроженцы северных, так и южных областей. Взять хотя бы таких известных политиков как Омур-бек Текебаев, Анвар Артыков и многих других, входящих как в Объединенный фронт, так и в Движение "За реформы". Только уже их присутствие опровергает версию о трайбалистской почве политической конфронтации в Кыргызстане. Но власти продолжают гнуть свою линию. А что гораздо хуже, пытаются переписать под нее историю страны. Пропрезидентские аналитики и историки давно пытаются оправдать регионализм во власти. Приходилось, например, часто слышать такую версию: дескать, деление кыргызов на северян и южан возникло еще в позапрошлом веке. Жители Тянь-Шаня по одну сторону Ферганского хребта стремились попасть в зону ответственности Российской империи. Население противоположной части уютно себя чувствовало в составе Кокандского ханства. При этом и те и другие, якобы, пытались привлечь внешние силы для покорения соплеменников. Причем, в самых благих целях - ради объединения кыргызов под одним флагом.
Трудно судить о том, что происходило 150-200 лет назад. Гораздо легче о нынешних событиях. В обществе, по наблюдениям экспертов, усиленно сеется паника. Она, как предполагают в Доме правительства, сможет снизить протестный потенциал и заставить население смириться с посредственностью во власти только ради одного - сохранения гражданского мира.
Отдельные общественные деятели выступают за срочное вмешательство во внутренний политический процесс со стороны ШОС, ОДКБ, ОБСЕ и ЕС. Апрель 2007 года, похоже, может действительно принести Кыргызстану новые испытания на прочность. Ситуация в стране сравнивается многими с той, что была в 2005-м, перед бегством Акаева и сменой власти. События, по крайней мере, развиваются по весьма схожему сценарию. Протестный потенциал населения вновь чрезвычайно высок. Согласно проведенным социальным исследованиям, более 60 процентов граждан Кыргызстана готовы выйти на митинги и пикеты. На чьей стороне, правда, не уточняется. Однако сама эта цифра способна повергнуть в трепет любого эксперта. В 2005 году, по их оценкам, протестный потенциал был куда ниже. Аналитики связывают это с атмосферой нервозности и ростом разочарования в президенте страны. Население ожидало от него существенных экономических и политических реформ. Но, по сути, Курманбек Бакиев не смог предложить стране ничего нового, кроме того, что уже озвучивал его предшественник на президентском посту. Он пытается действовать теми же методами, что и Акаев. Но самым, пожалуй, серьезным просчетом Бакиева была ставка на региональную принадлежность тех или иных политиков.
Что мы видим на сегодняшний день? Обществу упорно навязывают стереотип регионального противоборства. Складывается впечатление, что вся политическая борьба в Кыргызстане завязана исключительно на соперничестве разных элит. Ферганский хребет, отделяющий юг страны от севера, воспринимается буквально некой стеной, разделяющей один народ на две части.
Очень печально наблюдать, что внутренние противоречия титульной нации констатируют даже сторонние наблюдатели. Маленький народ оказался искусственно разделен на множество групп. На Западе этот процесс окрестили периодом самоидентификации нации. Трезвые умы внутри Кыргызстана - возвратом в варварские времена. Ростом региональных противоречий Кыргызстан обязан именно представителям нынешней власти. Они и поддерживающие их СМИ еще перед бегством первого президента начали делать особый акцент на региональном происхождении политиков. В качестве одного из весомых аргументов в пользу смены Акаева преподносилась его принадлежность к "северным" кыргызам, которого обязательно должен сменить южный. Они выставили на первый план не личные качества человека, а его региональное происхождение. Значит, они и должны понести ответственность за свои действия.
Но, как водится, власть пытается переложить вину с больной головы на здоровую. Такое впечатление, что у президента и его окружения больше не осталось аргументов в оправдание своего пребывания в Доме правительства. Ради сохранения власти Бакиев и его команда готовы разделить народ на две части. Тем самым глава государства может выпустить из бутылки страшного джина. Как отмечает известный французский политолог Тьерри Мейссан, в случае раскола страны может случится так, что Кыргызстан распадется не на две части, а на множество осколков. Этого добиваются власти? К этому ли стремится народ? К огромному сожалению, гипотезы о трайбалистском заговоре оппозиции упали на благодатную почву, которую представители нынешней власти готовили на протяжении последних лет. Неужели кыргызам действительно необходимо отгородится друг от друга "ферганской стеной", чтобы понять, что сила народа - в его единстве? А если да, найдется ли потом Горбачев, который сможет поспособствовать разрушению искусственной и насильственно насажденной преграды.
|