Ю.Овсеенко: К вопросу о молодежных организациях в Центральной Азии 09:54 13.04.2007
События последних лет на постсоветском пространстве, получившие названия "цветных революций", своеобразно и однозначно в неположительном свете отразились на дискуссиях о роли молодежи в политической жизни новых независимых государств. Как правило, именно молодежным организациям приписывается роль зачинателей переворотов, "возмутителей спокойствия", и "могильщиков" старых политических режимов. Однако, на наш взгляд, подобное чрезмерно эмоциональное рассмотрение проблем существования, деятельности, развития и роли молодежных организаций в политической жизни чрезмерно опасно.
Если вспомнить не столь далекие советские годы, в которые, собственно, и получали "закалку" нынешние представители всех слоев элиты постсоветских государств, а в прошлом комсомольские "вожаки" и активисты, то можно убедиться в пропаганде комсомольского образа жизни, заверения приверженности молодежи идеалам коммунизма и полной поддержки курса партии. Чем обернулась подобное пренебрежение видением молодежи своего будущего можно проследить по той решающей роли, которую сыграли молодые поколения советских людей в строительстве капитализма. Молодежная политика не только декларативная, но и реально воплощенная в жизнь была в СССР. Молодежная политика на бумаге была и на Украине, и в Грузии. Ни одну из этих стран не миновал государственный переворот, значительную роль в котором сыграла молодежь. Нам видится, что наиболее перспективным направлением исследований молодежной политики и ее реализации в данный момент должно стать выявление соответствия институтов молодежной политики истинным потребностям для участия в ней молодежи. Одним из показателей развития молодежной политики в регионе Центральной Азии является наличие такого института демократического общества как молодежные политические организации.
В данной статье делается краткая попытка анализа развития наиболее значительных молодежных политических организаций по странам региона Центральной Азии – Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Туркмении и Таджикистана – методом контент-анализа СМИ региона Центральной Азии и России (на материалах "Независимой газеты", информационных агентств "Регнум", "Казинформ" и др. Интернет-СМИ).
Казахстан
В Казахстане наиболее популярной и многочисленной организацией, представляющей интересы молодежи, является "Жас Отан" ("Молодая Родина"). Это молодежное крыло политической партии Нурсултана Назарбаева "Отан", которая на сегодняшний день является партией власти. Насчитывает "Жас Отан" около 100 тыс. человек. Молодые сторонники партии власти занимаются реализацией молодежной политики в стране. Лидер "Жас Отан" Танирберген Бердонгаров представляет интересы партии в нижней палате парламента Казахстана. Он, по сути, единственный на сегодняшний день парламентарий, поднимающий вопросы молодежи. Других представителей "Жас Отан" в публичной политике практически нет. Остальные проправительственные молодежные организации страны менее известны. Например, мало кто знает, чем занимается "Союз сельской молодежи", созданный Аграрной партией Казахстана.
Молодежных оппозиционных партий и движений, способных громко заявить о себе, в Казахстане почти нет. Попытка создать молодежное движение "Кахар" ("Гнев") наподобие "Кмары" и "Поры" не увенчалась успехом. Из "Кахара" оппозиционной партии не получилось. Одной из основных идей его деятельности стала борьба с коррупцией. Это была немногочисленная организация, насчитывающая в своих рядах не более 5-10 тыс. человек. Сейчас деятельность "Кахара" фактически находится под запретом из-за тесного взаимодействия с "Порой" и грузинской "Кмарой".
Киргизия
Киргизия оказалась единственным государством в Центральной Азии, до которого докатилось эхо "бархатных" революций. Революционный дух времени заложил и здесь начало протестному молодежному движению. Накануне парламентских выборов в стране было основано радикально-демократическое молодежное движение "КелКел" ("Возрождение"), принявшее активное участие в государственном перевороте. Режим Акаева был назван "узурпаторским, коррумпированным и авторитарным". В период переворота движение пользовалось поддержкой со стороны предвыборного блока "Ата-Журт". "КелКел" активно участвовал в проведении митингов в киргизской столице, хотя лидеры движения уверяют, что организация работала по всей стране.
"КелКел" уже успел пережить множество внутренних конфликтов. Из состава движения вышла некоторая часть наиболее радикально-настроенных членов во главе с Тимуром Шайхутдиновым. В феврале 2005-го они образовали движение "Бирге!" ("Вместе!"), пользовавшееся поддержкой Народного движения Киргизии. Ныне "КелКел" официально называется "Гражданское молодежное движение "КелКел-Возрождение", его лидером является Казбек Абралиев.
После революции направление политической деятельности молодых революционеров изменилось. "Теперь к цели движения мы идем другим путем, другими средствами", - заявляют лидеры "Бирге!". Молодежные партии добиваются расширения полномочий Конституционного суда, введения пропорционально-мажоритарной системы выборов, снижения возрастного ценза кандидатов в президенты, усложнения процедуры внесения изменений в Конституцию. По словам Тимура Шайхутдинова, партия работает на перспективу: "Мы понимаем, что в Киргизии в ближайшие годы, а может, и десятилетия не будет президента моложе 35 лет, однако сама возможность стать главой страны в молодом возрасте должна подстегнуть молодых политиков".
Узбекистан
В Узбекистане молодежь во всем поддерживает власти страны и выбранный ими курс. Самое многочисленное молодежное движение "Камолот" ("Совершенство"), созданное в апреле 2001-го, больше напоминает пионерско-комсомольскую организацию советских времен. Отделения "Камолота" есть практически во всех городах Узбекистана. Основная цель организации - воспитание нового поколения в духе здорового образа жизни, защита интересов молодежи. Уставом движения предусматривается создание в его структуре детско-юношеской организации, которая объединит учащуюся молодежь от 7 до 14 лет.
Не так давно в стране появилось молодежное крыло Либерально-демократической партии Узбекистана (УзЛиДеП). Это самая молодая в Узбекистане политическая партия. В 2004 году на выборах в нижнюю палату парламента она получила большинство голосов. Организация объединяет предпринимателей и бизнесменов под девизом: "Один предприимчивый, мужественный, энергичный, решительный, деловой и бдительный человек лучше тысяч и тысяч ленивых, равнодушных людей".
В июле 2006-го в республике появились сторонники российской партии "Наши". Молодежное движение было названо "Наши. Россия -Узбекистан".
Туркмения
Одним из крупнейших общественных объединений Туркмении является Молодежная организация им. Махтумкули. Она была создана в 1991 г. и входит в состав Общенационального движения "Галкыныш" ("Возрождение"). С тех пор организация неизменно пользуется популярностью у туркменской молодежи. Более 700 тыс. молодых людей в возрасте до 37 лет вносит свой вклад в зарождение всенародной любви и преданности президенту страны Сапармурату Ниязову. Гимном молодежного движения является написанная на стихи президента песня "Туркмен яшлары" ("Туркменская молодежь").
Таджикистан
Молодые люди практически не принимают активного участия в политической жизни Таджикистана. Молодежных организаций в стране очень мало, а для уже созданных характерна отстраненность от политики. Исключение составляет Союз молодежи Таджикистана. Большинство неправительственных организаций существует за счет зарубежных грантов. Местная политическая и бизнес-элита пока не проявляют большой заинтересованности в воспитании нового поколения. Хотя в последние годы наметился определенный рост интереса в этой области. Так, в этом году правительство выделило более 60 тыс. долл. на гранты для молодежных организаций. Координацией молодежной политики на государственном уровне занимается Комитет по делам молодежи при правительстве Таджикистана и его отделения на местах.
Подытоживая, хотелось бы отметить, что >молодежные организации государств региона Центральной Азии, как правило, нацелены на решение исключительно внутригосударственных проблем. Существующие платформы для общения, обмена идеями и совместных действий на международном уровне в регионе Центральной Азии не эффективны и не имеют регулярного взаимодействия. Как нам видится, одним из вариантов развития многовекторности молодежной политики в государствах Центральной Азии могло бы стать создание международной платформы для исследований, взаимодействия и общения молодежи разных стран. Возможно, создание подобной платформы в столице России будет значительно содействовать взаимной интеграции молодежи постсоветских государств.
Ю.С.Овсеенко 10 апреля 2007
|