"ОР" > Дефицит веры. Почему киргизская молодежь идет в религию 14:16 14.04.2007
Почему молодежь верит Молодежь идет в религию. В этом можно легко убедиться, придя на служение в любой дом молитвы или мечеть на намаз. Среди взывающих к Всевышнему верующих превалируют молодые люди. Как известно, в СССР религия всячески подавлялась и сводилась на уровень традиции. Власть, верная принципу, провозглашенному Карлом Марксом "Религия - это опиум для народа", не поощряла посещение гражданами культовых и духовных учреждений, отправление ими священных традиций и праздников. О свободном проповедовании говорить тогда вообще не приходилось. Подрастающее поколение Страны Советов получало четко очерченное идеологическое воспитание и образование.
Дефицит веры
Сейчас же молодые люди вольны сами выбирать себе вероисповедание. По мнению ряда исследовательских центров, в республике отмечается тенденция роста религиозного сознания населения, особенно молодежи. Политолог Марат Казакпаев видит причины происходящего в недостатке веры во времена СССР.
- Человек должен во что-то верить. За период существования Советского Союза у людей создался духовный вакуум. Издревле Кыргызстан входил в территории, где традиционно прижился ислам. Исламские традиции не исчезли. Сейчас религиозность отчасти навязывается из-за рубежа. Сюда приезжают ученые и проповедники. В отношении ислама – это заслуга арабских стран и той же Турции. Я ничего плохого в этом не вижу. Личность развивается нравственно, что благоприятно сказывается на воспитании молодежи, - считает Марат Казакпаев.
Вербовка
К идеологическим причинам роста религиозности среди молодежи докторант Мадридского университета, специалист в области религии Кадыр Маликов добавляет агрессивное проповедование зарубежных миссионеров, а также общее разочарование населения в ситуации в стране.
- >Бедность, коррупция, воровство – вот что приводит многих в религию, - утверждает Кадыр Маликов. - Кто сейчас пользуется авторитетом? Власть? Нет, она не пользуется авторитетом у народа. Духовный вакуум заполняется религией. Надо ужесточить законодательство в отношении миссионерских организаций, которые нацелены на пропаганду среди адептов традиционных конфессий.
Ислам и православие не проповедовали среди последователей других течений. Если я иду в церковь и принимаю христианство – это нормально, а когда мне домой приносят листовки и уговаривают – это вербовка. Это должно быть запрещено, - утверждает Кадыр Маликов.
"Нет!" фанатикам
С тем, что движущей силой религиозности молодых людей в Кыргызстане является чрезмерная активность зарубежных миссий, согласен сопредседатель Альянса Либеральной Молодежи "Свободное поколение" Мирсулжан Намазалиев.
- Страна переживает посттоталитарный синдром после развала Советского Союза. Люди находятся в процессе поиска пути. Это нормально. Ничего плохого в отношении религии не имею. Человеку свойственно во что-то верить. Образовавшийся духовный вакуум заполняется во многом из-за деятельности иностранных религиозных организаций. Главное, чтобы молодые люди подходили к жизни рационально и не становились фанатиками, - заключает Мирсулжан Намазалиев.
Постфактум
Часто проповедование производится завуалированно, через образовательную деятельность. При религиозных организациях открываются различные учебные учреждения и курсы, места досуга для молодежи. Чему там учат - выяснить сложно. Чаще всего это выясняется постфактум. Когда родители бьют тревогу, заметив неадекватное поведение подростка. Да и доказать в этом случае ответственность "учителей" сложно. Ведь теологическая и психологическая экспертиза деятельности религиозных организаций не проводится. Их закрытие производится лишь на основании финансовых и налоговых нарушений. Функции Государственного Агентства по делам религий сводятся лишь к регистрации центров, ратующих за спасение душ кыргызстанцев. Пока же остается только гадать, что впитывает в себя молодой гражданин, посещая тот или иной духовный центр.
Сергей Зейлюк
|