Э.Аман: Все больше туркмен... принимают православие 14:02 16.04.2007
Все больше лиц туркменской национальности становится прихожанами двух Церквей - Свято-Никольской и Петро-Павловской - в городе Туркменабат.
Все больше желающих стать христианами оказывается среди мусульман-туркмен. Это было наглядно видно во время прошедших недавно пасхальных праздников.
Туркмены, принявшие христианство, стоят на службах в храмах, поют в церковном хоре на клиросе. И даже среди помощников настоятелей Церквей есть туркмены. Каждое воскресенье на службы в Церковь приезжают жители из городов и этрапов Лебапского региона - Сейди, Атамурата (Керки), Фараба, Сакара, Саята и других.
Немолодой уже житель поселка Саят Бабакулы Х. принял православную веру уже в зрелом возрасте в 2004-ом году, хотя его жена и дети остались верны мусульманской вере.
>"В русскую Церковь, в отличие от мечети (куда можно приходить только в пятницу), мы можем прийти в любое время. Церковь открыта с утра до вечера. Здесь мы можем побеседовать с батюшкой, получить от него добрый совет, как поступить в той или иной жизненной ситуации". - Рассказала Зарина И., узбечка по национальности, мать троих детей, принявшая христианство в 2002-ом году.
Как рассказывают прихожане, один из священников, туркмен по национальности, принял крещение еще в свои школьные годы - в конце 80-х годов. В 2005-ом году он окончил духовную семинарию при Среднеазиатской Епархии в городе Ташкенте. И в том же году был рукоположен в священники Церкви города Туркменабата митрополитом Ашхабадским и Среднеазиатским Владимиром.
На воскресных и праздничных службах в Церквях собирается от 500 до 1500 прихожан. Но верующих православных христиан значительно больше. Некоторые из них не могут приехать по состоянию здоровья или же из-за материальных издержек.
Как утверждают прихожане, из всех жителей восточного региона Туркменистана, исповедующих православие (а их, по некоторым данным насчитывается около 80 тысяч в Лебапском велаяте), около трети - это туркмены, узбеки, татары, азербайджанцы и др. Т.е. представители национальностей, исторически исповедующие ислам.
Почему же так происходит? Почему люди, рожденные в мусульманских семьях, переходят в православие? На эти вопросы отвечал бывший имам одной из сельских мечетей Лебапского велаята.
"Причина в "огосударствлении" ислама, которое начал С. Ниязов, примерно 15 лет назад. Я глубоко верующий человек, но могу сказать, что когда государство начинает вмешиваться в религиозные дела, причем абсолютно в них не разбираясь, начинает назначать муфтия и ответственных лиц в каждой мечети, я уже не говорю про поклонение "Рухнаме" наравне с Кораном, то ничего хорошего из этого не выйдет. Пусть уж лучше государство остается светским, чем такая "поддержка" Ислама. То, о чем вы спрашиваете, и есть главное следствие этого вмешательства. Боюсь, что тенденция эта - уход мусульман в другие религии - будет только нарастать. Ведь не только в православие уходят наши люди. Сейчас много различных сект, которые очень активно работают с населением и вовлекают людей в свою веру. А в трудные времена людям нужна духовная поддержка, и они ее ищут. Но в мечетях сейчас сидят люди, плохо сведущие в исламе, не имеющие соответствующего образования. Относящиеся к служению Великому Аллаху, как к работе. Поэтому многие разочаровываются в Исламе или просто перестают ходить в мечети, предпочитая молиться дома.
На днях смотрел по телевизору репортаж о заседании Кабинета министров. Там Бердымухаммедов, требует, чтобы хяким Марыйского велаята отчитался о ходе строительства мечети в Мары. Значит, опять государство будет решать, где строить мечети, кому строить и, соответственно, будет само назначать туда имамов. Зачем это? Зачем они опять вмешиваются в дела религии? Одна надежда, что хадж, который он совершает, и встречи с руководителями Саудовской Аравии чему-то научат нашего президента".
По конституции Туркменистан является светским государством, и власти не должны были бы вмешиваться в дела религиозных конфессий.
А пока хорошо, хоть мусульманская и православная веры мирно сосуществуют в Туркменистане и представители той и иной веры с уважением и терпимостью относятся друг к другу.
Эсен Аман 16.04.2007
|