Н.Берч: Протест в Анкаре. В Турции грядет столкновение культур 10:34 18.04.2007
14 апреля 370 тысяч жителей Турции с флагами в руках прошли с демонстрацией по улицам Анкары в знак протеста против своего религиозного премьер-министра, Реджепа Тайипа Эрдогана. Эта демонстрация еще раз показала силу противодействия, с которым придется столкнуться Эрдогану, если он решит выставить свою кандидатуру на выборах, а также глубину культурного раскола в Турции.
>Среди лозунгов, которые скандировали протестующие, промаршировавшие к мавзолею основателя Турецкой Республики Мустафы Кемаля Ататюрка, были: "Турция – светское государство и останется светским государством" и "Нам не нужен имам в президентском дворце".
Эрдоган пока не объявил, хочет ли он сменить 16 мая на занимаемом посту президента Ахмета Недждета Сезера, который уходит в отставку. Если он выставит свою кандидатуру, то избрание ему почти гарантировано: главное лицо исполнительной власти в Турции избирается парламентом, в котором партия премьер-министра справедливости и развития является партией подавляющего большинства. По конституции Турции ее президент – фигура по большей части номинальная. И все же глава исполнительной власти обладает рядом важных властных полномочий, в том числе правом утверждать назначение правительственных чиновников.
Будучи решительным сторонником светского государства, Сезер использовал свою президентскую власть с тем, чтобы не дать партии справедливости и развития расширить свое влияние над государственным аппаратом, блокируя утверждение сотен кандидатур на высокопоставленные должности, выдвигаемые правительством. Если место Сезера займет Эрдоган, а партия одержит победу на парламентских выборах, которые пройдут позже в этом году, то "Турция уподобится однопартийному государству", доказывает в своей последней работе турецкий эксперт Вашингтонского института ближневосточной политики Сонер Чагаптай.
Во время состоявшейся демонстрации протеста в Анкаре людей волновали отнюдь не конституционные тонкости, а политические взгляды самого Эрдогана. Административные навыки Эрдогана – в прошлом исламиста, превратившегося в "мусульманского демократа" – произвели впечатление на многих политических аналитиков с момента прихода его партии к власти в 2002 году. За последние четыре года турецкая экономика выросла примерно на 33 процента. Кроме того, его правительство сумело провести реформы, открывшие дорогу для вступления страны в Европейский Союз – после того, как в течение 40 лет Турция безуспешно стучалась в двери Брюсселя.
Но многие жители Турции по-прежнему убеждены, что прорыночные и прозападные перестроечные инициативы Эрдогана лишь маскируют его главную, исламистскую природу. В качестве доказательства критики указывают на слова Эрдогана, который однажды сказал: "Слава Аллаху, я стою за законы шариата". По мнению критиков, такие недавние шаги, как повышение пошлин на алкоголь, меры по изменению светской системы образования и провалившаяся попытка сделать адюльтер уголовно-наказуемым деянием лишний раз доказывают, что Эрдоган не отступил от своей исламистской программы, а просто ждет, когда основы светских институтов в Турции достаточно ослабнут, чтобы начать воплощать ее в жизнь.
"Если он станет президентом, Турция вернется в средневековье, - говорит 49-летний государственный служащий в отставке Бахрие Есилфидан. - Его демократический настрой неискренен. Он хочет превратить Турцию в Иран или Саудовскую Аравию".
Президент Сезер разделяет эти взгляды. Как он указывал он в своей речи 13 апреля, действуя заодно с отдельными представителями Турции, "зарубежные силы" стремятся "установить в стране умеренно-исламистский режим под видом демократии. Это фундаменталистская модель".
"Идеология современной Турецкой Республики, отраженная в принципах, заложенных Ататюрком – это государственная идеология, которую все граждане должны принимать как свою собственную", - добавил Сезер.
Речь Сезера подчеркнула глубину стоящей перед современной Турцией дилеммы: хотя светские установки партии справедливости и развития, бесспорно, представляются сомнительными, демократические установки сторонников светского общества представляются не менее спорными.
Организатором прошедшего 14 апреля марша выступила неправительственная организация, которую возглавляет бывший начальник военной полиции на пенсии. По слухам, он стоял во главе двух попыток антиправительственного переворота в 2004 году. Эти подробности удержали многих от участия в марше – один видный представитель интеллигенции даже сравнил этот марш протеста с тем, что привел к власти Муссолини в 1922 году в Риме.
Многие из демонстрантов не имели ничего общего ни с организатором акции, ни с главной оппозиционной партией Турции, лидер которой время от времени выступает с завуалированными призывами о военном вмешательстве. И все же было в этой демонстрации нечто такое, что наводило на мысль о бурных двадцатых годах. Способствовали этому впечатлению и бесчисленные портреты Ататюрка, скончавшегося в 1938 году, и дерзкие выступления участников демонстрации протеста. Совершенно ясно, что сегодняшние приверженцы светских традиций в Турции считают, что находятся на переднем крае сражения культур, которое определит направление развития страны на годы вперед.
"Мы одержали победу в освободительной войне, несмотря на фанатиков. Мы победим и сегодня", - гласил лозунг на спине одной из женщин, где имелась в виду война, в результате которой в 1923 году появилась на свет Турецкая Республика. У других на груди были прицеплены значки размером с открытку, где было написано: "Победа в войне будет за Мустафой Кемалем".
"Мы сумасшедшие турки сегодняшней Турции", - одобрительно кивает головой школьный учитель Хасан Девечиоглу глядя, как выступающий на платформе кричит: "империалистический" Международный валютный фонд, США и ЕС – "руки прочь от Турции!"
Он имеет в виду художественный пересказ кемалистской версии борьбы за освобождение Турции, остающийся в списке бестселлеров практически с момента своего опубликования в 2005 году. Своим успехом книга Тургута Азакмана "Эти сумасшедшие турки" обязана главным образом тому, что многие турки увидели в ней параллель между последними днями Оттоманской империи и сегодняшним днем.
После Первой мировой войны султан и его правительство в Стамбуле вступили в сотрудничество с британскими оккупационными войсками, а турецкие борцы за независимость готовились вести борьбу из самого сердца Анатолии. Сегодня, по мысли анти-западных секуляристов, коллаборационистами стала партия справедливости и развития, а захватчиками – Брюссель и Вашингтон.
Настроенные резко отрицательно против глобализации, сторонники светской и националистической линии также мечтают о возвращении к контролируемой государством экономике первых лет существования Республики. "Случайно ли, что нет ни одного радикального секуляриста, который бы выступал за свободный рынок?", - удивляется экономист Есер Каракас в своей последней статье в ежедневном издании "Zaman".
Неудивительно, что крупный бизнес Турции отвернулся от них, а немногочисленная группа либеральных секуляристов Турции задается вопросом, сколько времени понадобится националистам-секуляристам, чтобы прийти в чувство.
"Нельзя выиграть выборы, запугивая народ, - пишет редактор ежедневной газеты "Радикал" Исмет Беркан в комментарии от 14 апреля. Он приводит слова президента Сезера о том, что никогда за всю 84-летнюю историю перед Турцией не стояло столько угроз. - "На выборах побеждает рассудительность. Если в один прекрасный день оппозиции надоест быть оппозицией и она действительно поставит себе цель завоевать власть, она убедится в этом".
Политолог стамбульского университета Сабанчи Али Чаркоглу согласен с этой точкой зрения. "У этих людей [секуляристов-националистов] есть свои плюсы, но их выступления похожи на выступления наших дедушек и бабушек, - считает он. - Турция сможет двигаться вперед, лишь когда ее модернисты сами станут современными".
От редактора: Николас Берч специализируется на освещении проблем Турции, Ирана и Ближнего Востока.
|