Сектантский рай. В Оше открылось представительство "Всемирной ахмадийской мусульманской общины" 09:29 19.04.2007
Ахмадийцы: если нет Бога, нет и мира В Оше открылось представительство Всемирной ахмадийской мусульманской общины. Один миссионер и его немногочисленные помощники взялись за повышение религиозной грамотности местного населения. Наш корреспондент беседует с главой представительства Таалайбеком Осмоновым.
Набожному югу грамоты не хватает? - Казалось бы, в набожности южному региону страны не откажешь. Тут еще и "Ахмадийя". Что ищет она "в краю далеком"? - В том–то и дело, люди веруют, зачастую не имея при этом достаточно знаний. А это порождает путаницу в головах. Если говорить в двух словах, хотим по мере сил способствовать ликвидации религиозной безграмотности населения. Планируем в ближайшее время открыть школу по изучению священного Корана, а также обрядов богослужения. Начнут работу курсы истории, экономики, философии ислама, компьютерные классы.
>Готовимся к открытию собственной телестудии, чьи передачи будут транслироваться через центральное телевидение ВАМО, что в Лондоне (ТВ некоммерческое, вещает на религиозные, культурные темы; много спортивных, медицинских, научно–популярных и детских передач). Студия будет освещать жизнь Кыргызстана на кыргызском, русском и узбекском языках. Оказалось, в Оше нет соответствующего оборудования для передачи изображения в цифровом формате. Поэтому намерены сначала подготовить специалистов, обучить их в Лондоне, закупим за рубежом современную аппаратуру. За время работы в Кыргызстане мы перевели много литературы на кыргызский, русский языки. Переведен Коран на узбекский. Теперь намерены выпускать ежемесячно по одной книге. Уже сейчас почитать книги, пообщаться к нам в офис приходит немало южан. Мы считаем, что базовые понятия ислама, экономическая структура исламского общества, философия, история веры - вещи, которые должны быть известны каждому человеку.
- Кто же ваши слушатели? - На те же курсы по изучению Корана приходят пока в основном русскоязычные горожане, в том числе граждане коренных национальностей, воспитанные на европейской культуре. Как правило, это образованные люди.
Любовь ко всем, ненависть ни к кому - Как вас встретили местные мусульманские общины, называемые ортодоксальными? - Я бы хотел ответить на этот вопрос словами нашего четвертого халифа Мирзы Тахира Ахмада: "Мы любим людей, нельзя любить Бога, не любя его творение". Наше отношение ко всем одинаковое. Независимо от их вероисповедания, принадлежности к тем или иным течениям религии. Наш девиз "Любовь ко всем и ненависть ни к кому". Общины ВАМО строго придерживаются законов страны пребывания. И стремятся налаживать добрые отношения со всеми. Меня хорошо знают муфтий мусульман республики, члены совета улемов, ряд местных богословов. У нас нет каких–либо разногласий. С ДУМК и его представительствами на местах мы рады сотрудничать в любом вопросе.
- Ну а власти как относятся? - Лояльно. Они знают, что наша организация не представляет какой–либо угрозы для государства и общества.
- Одна из норм, провозглашенных "Ахмадией", - межрелигиозный диалог. И вообще диалог. Те же терпимость, любовь и другие высокие понятия. Как реализует ВАМО эти лозунги? - Работа ведется уже в течение более ста лет. Хочу привести пример: конференции под названием "День основателей религии" у нас проходят из года в год. ВАМО приглашает на форумы представителей всех конфессий. Об Иисусе говорит мусульманин, о Мухаммеде размышляет буддист... Мы восхваляем пророков разных религий. Потому что ислам учит нас верить в единого Бога, ангелов, его пророков и его книги. Ислам не делает различий между пророками. Человек, который поверил в Мухаммеда, автоматически верует в 124 тысячи посланников божьих. Все пророки приходили от Бога. Поэтому верить в них, не делать различий между ними - это есть вера мусульманина. В этом заключается универсальность ислама.
Служить так, чтобы не было беспорядков - Известно, что "Ахмадийя" вне политики. И все же, каково отношение приверженцев этого учения к нынешней ситуации в Кыргызстане? - Да, "Ахмадийя" не претендует на политическую власть. Это власть духовная. В книге "Ислам отвечает на вопросы современности" четвертого халифа ВАМО говорится о взаимной ответственности народа и правительства и их взаимодействии. Находящиеся у власти должны отправлять свои обязанности так, чтобы не вызывать беспорядков и хаоса, страданий и несчастий. И люди в свою очередь тоже должны понять, что если они вручают мандат доверия какому–то человеку, то также должны руководствоваться принципами абсолютной справедливости. В исламе отвергают расовые предубеждения, разделение людей по нациям, регионам и так далее. Мы считаем, что религия - это есть преобразование сердец и духовное воспитание общества. Как вы можете думать о процветании народа, если не заботитесь о его нравственном воспитании? Ныне же мало кто уделяет внимание обучению Корану и применению этих коранических принципов на практике. Таково положение и в светской жизни. Власти издают законы, выходят постановления правительства, указы президента, но на поверку многое остается на бумаге. Взять Ош: он считается священным городом испокон веков. И - лидирует по распространенности ВИЧ–инфекции, венерических болезней, наркотрафиков. Если раньше пить водку считалось большим грехом, то сейчас пьянство процветает вовсю, и никто это не порицает. То есть человеческие законы людьми не выполняются. А божьи законы большинство не знают. Необходимо нравственное очищение общества.
Кому нужна смута - В южном регионе страны происходит острая конкуренция между различными течениями, ловят души подпольные организации экстремистского толка... - На мой взгляд, последние лишь прикрываются исламом. Если вы хотите заниматься политикой, создавайте партии, и - вперед. Но не смешивайте религию с политикой. Духовные миссии пришли не для того, чтобы воевать с правительствами. Нет. Ислам не допускает никакой смуты во имя ли Аллаха или других благородных целей. В религии нет места принуждению. И истинный мусульманин тот, от чьих рук и языка не страдают другие. Вот это и есть основной постулат ислама.
- Каково отношение "Ахмадийи" к нашумевшим и запрещенным в Кыргызстане организациям, таким, как "Хизб ут–Тахрир", "Акрамийя"? - Это политизированные структуры. Если они подлинно религиозные организации, то почему тогда не зарегистрируются официально и спокойно не обучают людей ценностям ислама? Почему нужно обязательно свергать правительства, менять конституционный строй? "Хизб ут–Тахрир" говорит: мы придем к власти, вместо Конституции установится шариатский строй, тогда все само собой решится. Но ведь это так далеко от правды! Мы считаем, цель любой религии - преобразование сердец. Истинная религия не должна допускать мятежа. Мы твердим: у религии есть обязанность привлекать внимание законодательной власти к нравственным аспектам. Однако совершенно необязательно, чтобы все законодательство оказалось под юрисдикцией религии. Ведь иначе при наличии такого большого числа различных подходов между одной сектой и другой или между одной и другой религией мы не пожнем ничего, кроме тотального замешательства и торжества анархии. Поспешай медленно.
- Почему все же "Ахмадийя", если это такое хорошее и мирное учение, не получает особого распространения в Кыргызстане? В отличие, например, от агрессивного "Хизб ут–Тахрира"? - Я не согласен с таким утверждением. Лет десять назад здесь нас были единицы, в первые годы человек тридцать. Сейчас официально в общине свыше трехсот кыргызстанцев. Это не считая наших приверженцев. Во всем мире около 200 миллионов последователей "Ахмадийи" - это данные очередного ежегодного собрания ВАМО (ряд кыргызстанских информагентств называет цифру 12 миллионов. - М.У.). Мы считаем, что кыргызстанские общины будут развиваться динамично. Ряды станут пополняться в основном за счет образованных людей, а также тех, кто стремится к подлинным знаниям.
- Почему именно за счет образованных людей? - Они вдумчивые. Разборчивость, критический ум - лучше, чем суеверие. "Ахмадийя" очищает религию от мифологии, сказок и показывает реальный ислам, который не противоречит научным обоснованиям. Резюмируя, я вернусь к словам основоположников нашей общины: "Без возвращения к Богу нельзя достичь мира в себе, а без мира в себе нельзя построить мира в обществе. Все человеческие усилия, направленные на обретение мира, но движимые низменными корыстными мотивами, ничего не достигнут и обречены на провал. Если нет Бога, нет и мира. Такова конечная мудрость".
личное дело Таалайбек Осмонов. Родился в городе Балыкчы в 1966 году. Закончил Бишкекский гуманитарный университет. Работал имамом мечетей в Чон–Кеминской долине. В 1996 году стал приверженцем ахмадийского течения в исламе. Религиозную подготовку проходил в Центре ахмадийских исследований в Лондоне. Стажировался на мусульманском спутниковом телевидении "Ахмадийя". С 1998 года официальный представитель этого движения в Кыргызстане. Женат, вместе с супругой, преподавателем русского языка и литературы, воспитывает двоих сыновей–школьников.
Беседовал Махамаджан УРУМБАЕВ
***
досье "ВБ" Что такое "Ахмадийя"? Первая община последователей учения была создана в конце XIX века в Индии Мирзой Гулямом Ахмадом. Основой считается толкование Корана и сунны пророка Мухаммеда в 85 книгах Гуляма Ахмада, а также в сотне книг о четырех халифах, написанных на урду, арабском, фарси и английском другими лидерами движения после смерти его основателя. Ныне во главе общины стоит пятый халиф - Верховный глава этой мусульманской ветви. Последователи учения считают, что они восстановили истинный ислам, очистив его от всего наносного. Ортодоксальные мусульмане это отрицают. Сторонники "Ахмадийи" говорят, что они стремятся к разъяснению моральных ценностей ислама, к межрелигиозному диалогу, выступают за мир, терпимость, любовь и понимание между представителями различных вероисповеданий. Общепризнано, что никакого политического шлейфа за движением нет. Центр "Ахмадийи" находится в Лондоне. Общиной построено свыше 12 тысяч мечетей по всему миру, в том числе в Англии, Германии, Голландии, Испании, Австралии... В Кыргызстане "Ахмадийя" появилась в 1996 году, но особого распространения не получила. При этом в библиотеках страны немало литературы, изданной Всемирной ахмадийской мусульманской общиной (ВАМО), включая переводы Корана на русский и другие языки. Не неся в себе какой–либо угрозы с точки зрения распространения идей экстремизма, эта литература посвящена актуальным проблемам богословия.
Махамаджан УРУМБАЕВ
18.04.2007
|