Нурани: Иран заигрывает с Арменией поднимая статус монастыря св.Татевоса 11:23 20.04.2007
"Культура" по-ирански В Иране снова ужесточают хиджаб и вносят в список ЮНЕСКО армянский монастырь святого Татевоса
По сообщениям ряда СМИ, власти Ирана вновь ужесточают требования местного "дресс-кода". В иранской интерпретации это означает, что полиция в ближайшие дни начнет кампанию по задержанию женщин, чей внешний вид не соответствует принятым в стране нормам хиджаба, "Полицейские патрули будут принимать меры против неправильно одетых женщин", - предупредил заместитель начальника полиции Тегерана Хусейн Саджади-Ния. "В частности, аресту будут подвергаться те, кто носит короткие манто (плащи), облегающие брюки и шали, из-под которых выбиваются пряди волос", - добавил он.
По официальной версии, в случае поимки с поличным вольно одетым дамам придется проследовать под конвоем стража правопорядка в один из четырех специально созданных центров, где с ними проведут часовую воспитательную беседу и им будет необходимо дать письменные обязательства, что подобные нарушения норм исламского поведения с их стороны больше не повторятся. А затем в центр будут вызваны родственники задержанной модницы с тем, чтобы привезти ей соответствующую одежду. По словам Саджади-Ния, полицейские облавы будут также направлены против мужчин "в неадекватной одежде с вызывающей символикой".
В прессе уже цитируются заявления иранских наблюдателей, по мнению которых, такого рода кампании проводятся силами охраны правопорядка в крупных иранских городах каждую весну: чем теплее, тем больше хочется нарушить хиджаб.
Однако, как отмечали многие, в том числе резидент советской разведки в Иране Леонид Шебаршин, неотъемлемая черта иранского характера - это постоянно, исподволь, "проверять на прочность" существующую власть, пусть даже в мелочах. И в результате в последние годы, в особенности за то время, пока у власти находился Мохаммед Хатами, нравы в Исламской Республике заметно смягчились. И теперь здесь уже вместо традиционной длинной чадры темного цвета, закутывающей женщину с головы до пят, нередко можно увидеть шелковые манто выше колена и достаточно облегающие брюки, а платок, полностью покрывающий голову и плечи, заменяется небрежно наброшенной шалью. И в условиях иранской конкретики длина манто и ширина брюк - это еще и индикатор той самой нарастающей усталости от "жесткого исламского режима". Борьба с "нежелательной символикой" в одежде мужчин - это явный признак того, что на самом деле в Иране намерены дать бой западническому гедонизму, а вовсе не коротким манто как таковым.
Но куда важнее другое. Строгость требований хиджаба в Иране имеет и национальный подтекст. Подобные кампании в Южном Азербайджане уже приводили к массовым акциям протеста женщин, требующих права на ношение национальной одежды, в требования хиджаба не вписывающейся.
Но на этом фоне, как указывает газета "Азг" со ссылкой на информационную службу Ирана "Культурное наследие", ЮНЕСКО дало добро на внесение монастыря св.Татевоса в остане Западный Азербайджан в список под названием "Местности мирового наследия". Известно также его азербайджанское название - "Гара кильса", то есть "Черная церковь". Как уверяют армянские историки, именно там был захоронен святой Татевос, который проповедовал христианство в Армении и Персии. >Церковь принадлежит армянской общине Ирана и каждый год большие группы армян посещают ее для участия в религиозных церемониях. Ожидается, что в скором времени Международный совет ЮНЕСКО отправит группу специалистов ознакомиться на месте с этим памятником и с состоянием также и других. Иранская сторона, оценивающе изрекает "Азг", приложила большие усилия для того, чтобы внести в список ЮНЕСКО этот памятник духовного наследия. Проще говоря, в то время как азербайджанки лишены права даже носить свою национальную одежду, армянская община Ирана остается этаким "образцово-показательным меньшинством".
Примечательно и другое. Как полагают многие эксперты, заигрывая с армянской общиной, Иран на фоне роста национального движения в Южном Азербайждане просто пытается сыграть в ту же игру, что и Горбачев в конце 80-х годов: использовать в качестве привязки территориальные споры. Судя по всему, в Тегеране уверены, что армянскую общину здесь при любом раскладе удержат под контролем. А пока ее можно использовать против азербайджанцев.
НУРАНИ 20.04.2007
|