Р.Шаманаев: Назарбаев - внедритель спокойствия в ЦентрАзии 11:00 26.04.2007
Внедритель спокойствия
Иранская тема во всех ее изводах сегодня, безусловно, доминирует в новостях и аналитике. К сожалению, она заслоняет собой другие процессы, важность которых понимают не многие. Так, например, тема возможного визита казахского лидера Нурсултана Назарбаева в Иран практически полностью перекрыла собой тему его планируемого на конец апреля визита в соседнюю Киргизию. Некоторые эксперты утверждают, что Назарбаев, кроме заявленной программы встречи в Тегеране, по просьбе российского президента будет заниматься также и вопросом улучшения пошатнувшихся недавно отношений между Россией и Ираном.
Киргизский визит, почему-то считается "локальной новостью", хотя, если проанализировать его смысл, станет понятно, что в Бишкеке Назарбаев продолжит заниматься делом куда более значимыми с точки зрения развития геополитической ситуации.
Заявленная "внешняя" повестка визита в Бишкек не сенсационна - как сообщалось после встречи со спикером парламента Киргизии Маратом Султановым и послом Казахстана Омурзаком Узбековым, Нурсултан Назарбаев должен будет обсудить опросы делимитации государственных границ, казахстанских инвестиций в сферу туризма и строительства, дороги из Алма-Аты на озеро Иссык-Куль.
На самом же деле визит станет очередным шагом в казахской политике "внедрения спокойствия" в соседние центральноазиатские страны. Парадоксально, но важнейшее для сохранения стабильности региона направление политики Астаны выдерживается ею настолько серьезно, очевидно и спокойно, что обращает на себя незаслуженно мало внимания. Увы, но большинство комментаторов и экспертов "заточены" лишь под дешевую сенсационность в сочетание с "правами человека". Хотя, если всерьез анализировать истоки и глубинные мотивы внешней политики Астаны, можно извлечь много полезных, в том числе и для России, уроков. Например, тот, что для осознания и становления своей страны, как субъекта, а не объекта политических процессов - одного наличия нефти недостаточно. Именно поэтому из пяти постсоветских республик после развала СССР, встал на ноги только один Казахстан. Не просто встал на ноги, а превратился в региональную державу с глобальной и, главное, суверенной внешней политикой. Опыт перестройки такого масштаба в стране, геополитически "зажатой" между мировыми центрами силы, поистине бесценен. И грех не использовать его, наряду с казахскими возможностями и связями, для приведения к общему "знаменателю спокойствия" четыре остальные экс-советские республики.
Может показаться, что кроме самого Казахстана, такой процесс не важен больше никому. Но это ошибочный подход. Разумеется, богатому, развитому и демократическому (в тех пределах, которые может позволить себе ментальность населения страны) Казахстану не нужна зона нестабильности "под окном". Тем более что соседей у него много и у каждого свои проблемы и причины для неспокойствия. Нужно ли это России в ее "мягком подбрюшьи"? Может, Китаю нужны соседи, на территории которых могут спокойно набираться сил исламисты? Или это нужно США и западу в целом, застрявшему в соседнем Афганистане и Ираке?
Разумеется, нет. Но ни у одной из этих держав нет сегодня возможности заняться этим вопросом. У России нет средств, и, по всей видимости, и желания. Ведь, как заявил на прошедшей в Душанбе Международной научной конференции "Россия и Центральная Азия в условиях геополитической трансформации: внешнеполитическое измерение", посол России в Таджикистане Рамазан Абдулатипов, Москва не стремится к ведущей роли в регионе.
А Китай, в свою очередь, не поймут, опасаясь, что это всего лишь очередной экспансионистский рывок "дракона".
Что же касается Америки, так она занята, далека, и не совсем понимает, что демократия, это не самоцель, гарантирующая мгновенное спокойствие и процветание, а лишь инструмент, да и то не всегда. Достаточно посмотреть на кризис киргизской государственности, ставшей жертвой бездумных американских демократизаторских экспериментов.
Астане придется заниматься всем этим самой. И, в первую голову, необходимо не допустить нового приступа "оранжевой чумы" в Киргизии. Казахстан это будет делать уже хотя бы потому, что созданная Назарбаевым страна стала членом клуба для приличных, "белых" стран, которые уже в силу статуса вынуждены брать на себя ответственность за бедных соседей. Во вторых, государственная болезнь Киргизии может спровоцировать излишнюю и никому не нужную активности Китая. В третьих, перерастания перманентного политического кризиса в открытый гражданский конфликт "Севера" и "Юга" может привести к гуманитарному кризису, беженцам, всплеску исламского экстремизма.
Цель Астаны на киргизском направлении - содействовать финансово и политически налаживанию ситуации. Казахская экономика, казахский "теньге" призваны стать долгожданным успокоительным для измученного внешними и внутренними встрясками киргизского общества.
Ведь проблема Бишкека именно в том, что в отсутствие достаточно сильных лидеров, при наличии большого количества внешних факторов влияния с масштабными средствами, страну подвергли основательной выволочке, истинные цели которой непонятны и по сей день.
Узбекистан, который, пытался долгое время стать региональным оппонентом Казахстана, судя по всему, решился признать политическую реальность - центр политической "тяжести" и стабильности региона находится в Астане. Отношения между странами в последнее время потеплели и, в данном случае, основным из направлений сотрудничества в плане "внедрения спокойствия" будет сфера безопасности.
Несмотря на активные действия спецслужб Ислама Каримова, вызывавшие не всегда справедливые нарекания на западе, основной угрозой стране являются милитантные экстремистские группировки - различные ветви и группы "Исламского Движения Узбекистана" (ИДУ). Вернее, они являются угрозой для всех центральноазиатских экс-советских республик, да и их южных соседей - Афганистана и Пакистана. Кроме того, они угрожают напрямую и интересам США и России.
Как стало известно недавно, афганские талибы "пригласили" к себе около десяти тысяч "штыков" Тахира Юлдашева, лидера ИДУ, из тех, которые, в частности, устроили неделю назад кровавую бойню в Вазиристане. "Кочевка" таких масс узбекских боевиков по региону - несомненно, очень масштабная проблема, как для Узбекистана, так и Киргизии и Таджикистана. Казахское КНБ же, давно зарекомендовавшее себя, как наиболее действенная спецслужба региона, с самой эффективной погранслужбой, способна помочь в борьбе, как с действующими на территории этих стран исламистами, так и в предотвращении их проникновения назад в эти государства для перегруппировки и отдыха после террористической активности за рубежом. Особенно важно сегодня навести порядок на юге Киргизии, в этой не управляемой никем, кроме наркодельцов и полевых командиров новой "зеленой дыре" региона.
При этом Астана может посодействовать режиму Каримова в исправлении его значительно подпорченного андижанскими событиями имиджа на западе. Напомним, что к КНБ претензий такого плана в его борьбе с исламистами не было никогда, и при этом активность фундаменталистов на территории Казахстана гораздо ниже, чем в любой другой экс-республике СССР в регионе.
Не менее полезным может оказаться и внешнеполитический опыт Казахстана для Туркмении с Таджикистаном. Обе эти страны, имея более сильных, чем они соседей (соответственно Иран и Китай), обладающих более масштабными ресурсами, подвергаются их политическому влиянию на таком уровне, что это не позволяет им действовать самостоятельно, в соответствии со своими национальными и геополитическими интересами. Более того, это ухудшает их и без того "подпорченный" имидж на западе. Казахстан поможет им, как с имиджевыми проблемами, так и в вопросе ограничения зарубежного влияния. Наличие такого партнера, как Астана, позволит и Ашхабаду и Душанбе вести себя более свободно в контактах со своим соседями.
Перечислять все возможные выгоды для соседствующих с Казахстаном стран и его основных политических партнеров можно долго. Осознание того, что Казахстан является гарантом стабильности важнейшего нефтеносного региона 21 века, для того же Запада, к примеру, может стать решающим фактором в вопросе назначения Казахстана председателем Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).
>Если казахский проект по "внедрению спокойствия" сработает, если ему не будут мешать слишком сильно, под "крылом" Казахстана, то наряду с бухарским "возмутителем спокойствия" Ходжой Насреддином, Средняя Азия может обрести и своего внедрителя спокойствия - Нурсултана Назарбаева.
Равиль Шаманаев эксперт Кремль.орг 26 Апрель 2007
|