"РВ" > На Каспийской линии разлома. Конференция в Махачкале 11:11 26.04.2007
С развалом Советского Союза Каспийский регион быстро оказался на геополитическом разломе. >По мере того, как Россия отступала с Южного Кавказа, вводя себя в так называемые "естественные границы", проходящие уже на Северном Кавказе, в регионе Каспия быстро появились новые игроки. США объявили Каспий зоной своих национальных интересов, стали завязывать новые государства Южного Кавказа в различные военные проекты по линии НАТО, усиливать свое экономическое и политическое присутствие. Одновременно на этом направлении активизировалась политика некоторых государств Европы, Ирана и Турции.
Поначалу казалось, что им удастся не только разрешить региональные вооруженные конфликты (Карабах, Абхазия, Южная Осетия), но и принести региону мир, спокойствие и процветание. Однако отход России на северном направлении был расценен некоторыми западными кругами как проявление слабости некогда великой державы, которую можно было еще больше "поджать". Это стало чуть ли не главной предпосылкой для появления чеченского сепаратизма, который был быстро поддержан международным терроризмом. В итоге на всем Северном Кавказе появились наряду с глобальными одновременно и региональные геополитические вызовы, что было чревато не только распадом России, но и дестабилизацией ситуации в масштабах всего Большого Кавказа.
Обо всем этом и шла речь на состоявшейся в Махачкале научно-практической конференции "Северный Кавказ в геополитике современного мира", в работе которой приняли участие известные российские специалисты - Коваленко Валерий Иванович, заведующий кафедрой мировой и российской политики философского факультета МГУ, профессор, доктор философских наук; Шутов Андрей Юрьевич, заведующий кафедрой государственной политики философского факультета МГУ, профессор, доктор исторических наук; Омаров Магомед Алиевич, доцент кафедры мировой и российской политики философского факультета МГУ, кандидат политических наук; Сиздыкова Жибек Сатарбековна, директор Центра Кавказа и центральной Азии Института стран Азии и Африки при МГУ, профессор, доктор исторических наук; Цыганков Павел Афанасьевич, заведующий кафедрой социологии международных отношений социологического факультета МГУ, профессор, доктор философских наук; Комаровский Владимир Савельевич, профессор кафедры политологии и политических процессов российской академии госслужбы при Президенте РФ, доктор политических наук; Пляйс Яков Андреевич, заведующий кафедрой политологии финансовой Академии при Правительстве РФ, профессор, доктор философских наук; Гуторов Владимир Александрович, заведующий кафедрой теории и философии политики факультета философии и политологии Санкт-Петербургского государственного университета; Сморгунов Леонид Владимирович, заведующий кафедрой сравнительной политологии факультета философии и политологии Санкт-Петербургского государственного университета; Ачкасов Валерий Алексеевич, заведующий кафедрой мировых политических процессов факультета философии и политологии Санкт-Петербургского государственного университета; Мухарямов Наиль Митхатович, заведующий кафедрой политологии Казанского энергетического университета, профессор, доктор политических наук.
Было отмечено, что главным достижением последних лет в политике федерального центра на Северном Кавказе явился фактор стабилизации положения в Чечне, пресечение в основном деятельности эмиссаров террористических организаций, вынашивавших идею создания на Северном Кавказе "Халифата от моря до моря". Кстати, в Дагестане знают об этом не понаслышке, поскольку этот субъект Российской Федерации, как известно, подвергся нападению террористов. Именно здесь они пытались создать свою опорную базу для создания на Северном Кавказе второго плацдарма для наступления не только на север. На конференции приводились факты проникновения террористов на территории соседних государств Южного Кавказа - Грузию и Азербайджан. Вот почему проблема создания общерегиональной системы безопасности с участием России и государств Южного Кавказа, как отмечали участники конференции, становится чрезвычайно актуальной. Она предусматривает организацию совместной работы не только по линии силовых ведомств, но и восстановление некогда существовавших торгово-экономических и культурных связей между Северным Кавказом и Азербайджаном, Грузией и Арменией. С другой стороны, отмечалось, что учитывая сложившиеся новые геополитические реалии, необходимо включить в систему безопасности и новых игроков - США, Турцию, Иран, страны Европы.
Поэтому не случайно участники конференции рассматривают будущее этого форума по проблемам безопасности в каспийско-ближневосточном регионе как аналог известной мюнхенской конференции по проблемам безопасности в Европе. Именно такой тезис выдвинул Магомед Омаров. С этим мнением согласились и другие участники конференции. В этой связи было принято решение построить работу конференции по каспийской безопасности на регулярной основе.
Участники и организаторы конференции выразили свою благодарность за всестороннюю поддержку и помощь в организации работы первому вице-премьеру правительства Дагестана Казиеву Низами Эминовичу, руководителю дагестанского отделения пенсионного фонда России Амутинову Амучи Михайловичу, а также ректору Дагестанского государственного института народного хозяйства Бучаеву Гамиду Ахмедовичу.
Подготовили: Дмитрий Ермолаев, Станислав Тарасов, Игорь Керемецкий. №15 за 25 апреля - 2 мая
|