Т.Ансари: Переговоры завершились. Чуда не произошло и иранский кризис продолжается 00:18 27.04.2007
Иранский ядерный кризис по-прежнему далек от завершения
>Очередной раунд переговоров между Ираном и ЕС в столице Турции Анкаре завершился без сенсационного прорыва - притом что аналитики еще накануне обещали едва ли не полное урегулирование. Британская пресса вполне уверенно сообщала, что Али Лариджани получил от руководства Ирана "санкции на компромисс", и многим не хотелось обращать внимания на "утечки" иранских СМИ, что Лариджани будет настаивать на неотъемлемом праве Исламской Республики развивать собственную ядерную программу.
Теперь, однако, ясно, что правы оказались скептики: по сообщениям из Анкары, секретарь Высшего совета национальной безопасности Ирана Али Лариджани завершил свои двухдневные переговоры с верховным представителем ЕС по вопросам внешней политики и безопасности Хавьером Соланой (во встрече принял участие глава турецкого МИД Абдулла Гюль), однако результаты оказались весьма скромными. После переговоров Лариджани сообщил: "Думаю, что по некоторым аспектам переговоров мы достигаем схожих взглядов. Стоит отметить, что лучший подход - это решить все проблемы с помощью переговоров и на основе международного права". После чего вновь принялся рассуждать о том, что целью подобных переговоров является "снятие напряженности в связи с работами по обогащению урана, который, как опасается Запад, может быть использован для создания ядерного оружия".
Хавьер Солана, в свою очередь, выразил надежду, что переговоры между Евросоюзом и Ираном продолжатся и иранская проблема будет урегулирована средствами дипломатии. "Мы надеемся, что переговоры будут продолжены, и подготовка к новому раунду переговоров начнется в Анкаре", - заявил Солана после переговоров с Лариджани. "Конечно, на переговорах в Анкаре не произошло чуда. Но это была не последняя наша встреча", - сказал представитель ЕС.
Наблюдатели, однако, сходятся во мнении, что заявления Соланы и Лариджани более всего напоминают тот самый "дежурный оптимизм": выйти к журналистам и заявить, что встреча закончилась безрезультатно, желающих априори немного. Более того, еще раньше Хавьер Солана успел дать понять, что проходящие в Турции переговоры по ядерной программе Тегерана не станут "большим прорывом". "Я не рассчитываю, что эта встреча станет большим прорывом в урегулировании ситуации, но надеюсь, что после нынешних переговоров мы сможем и в дальнейшем продолжать диалог", - цитировали его СМИ. И, судя по всему, то, что происходило на переговорах, точнее всего характеризует другое заявление Лариджани: дескать, стороны "обменялись мнениями по вопросам иранской ядерной программы, а также затронули другие темы". Таким образом, достижение реального компромисса вновь откладывается. Более того, если вспомнить, что накануне переговоров многие СМИ публиковали утечки из дипломатических кругов, согласно которым, страны "шестерки" готовы согласиться на право Ирана самостоятельно обогащать уран, но под международным контролем и в ограниченных масштабах, то становится понятным: такой компромисс в Иране сочли "недостаточным". Дальнейшее развитие событий тоже нетрудно предсказать: новые переговоры, новые встречи и новые жалобы Ирана, что Запад, дескать, выдвигает неприемлемые условия и нарушает "неотъемлемое право Ирана на национальный ядерный суверенитет".
При этом многие вынуждены признать и другое: нынешняя тактика "переговорной резины" весьма выгодна Тегерану. Потому как санкции, наложенные СБ ООН на ИРИ, еще долго останутся "символическими", и обойти их не составит особого труда, и на фоне переговоров в Иране могут вводить в строй все новые и новые каскады центрифуг.
Вопрос, однако, в том, что по мере продолжения Ираном "ядерной деятельности" растет и число сторонников военного удара по ИРИ. Так, вслед за сенатором Маккейном кандидат на пост президента США сенатор-демократ Хиллари Клинтон дала понять, что не исключает возможности военного противостояния с Ираном, если не удастся остановить создание им ядерного оружия. Как сообщает газета Jerusalem Post, Хиллари Клинтон полагает, что следует использовать все возможности, чтобы не допустить появления в Иране ядерного вооружения, и возлагает ответственность на нынешнюю американскую администрацию за то, что та "существенно ограничила" возможности противодействия Ирану. "Если мы окажемся вынужденными предпринять наступательные военные действия против Ирана, - цитирует Хиллари Клинтон газета, - было бы гораздо предпочтительнее, чтобы остальной мир воспринял нашу позицию как крайнюю вынужденную меру, а не как первый из возможных шагов, поскольку последствия этого будут глобальными". И при этом совершенно понятно, что если такие заявления делаются в ходе предвыборной кампании, это значит, что американская аудитория в принципе готова поддержать удар по Ирану. Вернее, здесь считают "ограниченную войну" злом существенно меньшим, чем ядерное оружие в распоряжении Махмуда Ахмади Неджада.
Т.АНСАРИ 27.04.2007
|