А.Болотбаев: Как догнать Кыргызстану Гондурас? 00:20 30.04.2007
По данным Трансперенси Интернэшнл за 2006 год, по уровню коррупции Кыргызстан находится далеко позади, например, Гондураса. Мы занимаем 145-е место среди 163 стран. В лучшем, чем мы, положении находится очень много стран Африки, Латинской Америки и Азии. В этом списке Гондурас занимает вполне неплохое 125-е место, а наиболее коррумпированной страной в мире названа Гаити.
Пример ли для нас Гондурас?
Несколько лет назад архиепископ Тегусигальпы Оскар Андре Родригес Марадьяга, одновременно являющийся президентом Национального совета по борьбе с коррупцией, в своем обращении к Национальному конгрессу сказал: "Чтобы навсегда покончить с коррупцией в стране, необходимо провести этические реформы". "В стране не будет мира, возрождения экономики, безопасности и доверия правительству, если не будет места правде, – отметил он. – Следовательно, делом чрезвычайной важности является возрождение любви к правде в обществе, семье и учебных заведениях".
Кого касается этическая реформа?
Слова этого кардинала как нельзя кстати подходят и для Кыргызстана. К сожалению, у нас нет такого аксакала, облеченного доверием и любовью народа, который мог бы нелицеприятно указать всем, что требуется изменить в обществе, а также призвать людей к нравственному очищению и повести народ за собой. Его авторитет и влияние должны быть настолько сильны, чтобы официальная власть начала претворять в жизнь радикальные этические преобразования. Он мог бы стать неформальным, народным омбудсменом. Без такой личности не может быть переосмысления ценностных ориентиров народа и власти.
Любовь к правде…
Конечно, конституционная реформа позволила бы упорядочить деятельность властных институтов, снять имеющиеся внутренние противоречия, создать основу эффективной деятельности власти. Но нужна более высокая планка нравственных ценностей, ориентирующая всех на честную и эффективную работу. Своего рода Конституция нравственности. Президент, поддерживающий новые преобразования в государстве и сам демонстрирующий их личным примером, только поднимет свой авторитет. Для этого потребуется консолидация усилий властных структур, политической системы, неправительственных организаций, религиозных учреждений и простых людей, чтобы любовь к правде, справедливости и честности стала доминирующей идеологией в обществе, формируемой в семье, учебных заведениях и на работе.
Я уверен, что честных и порядочных людей во властных структурах очень много, больше, чем принято считать. Просто многие вынуждены жить по установленным правящими кланами законам то ли феодального ханства, то ли дикого рынка.
Согласно законам менеджмента, попадая в коллектив, в общество, человек перенимает правила поведения, которые там приняты. Поэтому, если существующая корпоративная культура такова, что нормой является "умение жить", обман, укрывательство, взятки, безответственность при решении служебных вопросов, отсутствие гласности при обсуждении проступков сотрудников, то вновь прибывшие примут такое поведение как нормальное и будут следовать ему в дальнейшем.
Какие сферы жизни требуется изменить?
>У нас мало кого смущает, что госдолжности откровенно покупаются, а честные и компетентные специалисты вышвыриваются, что интересы большинства чиновников ориентированы не на службу обществу, а на личное обогащение, покровительство своего бизнеса или усиление своего влияния.
Профессионализм аппарата учреждений и госорганов стал заметно снижаться по причине роста фаворитизма, землячества, клановости. Даже беглого взгляда достаточно, чтобы заметить, что госаппарат не обеспечивает принятия необходимых государственных решений, не может оказывать качественные услуги. Аналогичные процессы идут по всей системе власти с мультипликативным эффектом…
Более того, сегодня не стыдно выставлять напоказ в нашей беднейшей стране свои богатства, джипы, роскошные виллы, не заработанные праведным трудом. На служебных авто разъезжают дети, жены и любовницы чиновников. Иметь несколько семей стало как бы признаком успешности карьеры или бизнеса. К сожалению, подобные факты можно приводить еще очень долго.
Все ли решает Конституция?
На первый взгляд может показаться, причем тут коррупция, этика и конституция? На самом деле без изменения Конституции и законов невозможно создать правовые основы нормального функционирования государственных институтов, человека и общества. Но они не могут все решить и урегулировать. В Канаде при проведении масштабных реформ государственного управления выяснилась одна истина. Оказалось, что изменение законодательной базы позволяет получить до трети результата. Пятую часть дают изменения системы государственных институтов. А вот основную часть преобразований дают изменения в восприятии ценностей и поведении людей. Поэтому без проведения значительных системных этических преобразований будет невозможно возродить любовь к правде, честности, справедливости.
В госсекторе, наряду с активизацией работы по борьбе с коррупцией правоохранительных и судебных органов, созданием механизмов обеспечения подотчетности и гласности в ходе осуществления демократических процедур, основные действия должны базироваться на изменении этических стандартов чиновников. Без этой составляющей коррупция неискоренима. Чиновники от власти будут продолжать утверждать, что коррупция непобедима. Ее, мол, можно только несколько обуздать.
Отдельный закон
Насколько мне известно, проект указа по совершенствованию этики государственных служащих был внесен на рассмотрение Президента давно, но он лежит под сукном. Хотя в указанном проекте не заложены какие–то радикальные меры, там нет и сколько-нибудь значительных механизмов, способных приструнить зарвавшихся чиновников. Сам бюрократический аппарат не заинтересован в реализации этических реформ. Да и сила действия этих "этических норм", принятых указом, может регулироваться и быть избирательной. И, как это бывало раньше, даже с небольшими полномочиями этических институтов их шаги могут быть застопорены, и тогда этические преобразования начнут пробуксовывать и, тем самым, могут скомпрометировать саму идею очищения.
Закон же обеспечивает выполнение установленных норм вне зависимости от персональных интересов кого-либо. На то он и закон. Поэтому проведение у нас этических норм в жизнь должно основываться на законодательной базе. В связи с этим хотелось бы, чтобы рабочая группа депутата О. Текебаева поскорее завершила проект закона об этике государственных служащих и внесла ее на рассмотрение парламента. Но принятие этого закона, предназначенного для госслужащих, не покрывает всех проблем формирования нравственных ценностей. Этические нормы должны проникнуть и главенствовать во всех видах человеческой деятельности: во власти, предпринимательстве, журналистике, адвокатуре, политических партиях и НПО, школе, религии, семье. При этом воспитание в семье все-таки является корневым, обеспечивающим последующий созидательный рост.
Для того чтобы изменить сознание общества, начиная от детей и до чиновников, требуется национальная идеология честности и этичности, осознанная и поддерживаемая всем обществом. Может, тогда мы сможем догнать Гондурас по сокращению уровня коррупции, а затем встать в ряд стран, где честность - норма жизни.
Асылбек Болотбаев, эксперт по вопросам госуправления и Госслужбы
|