Брачные заигрывания. Имам мечети г. Атырау уволен за многоженство 11:10 07.05.2007
Брачные заигрывания
Процедура развода по шариату кажется на первый взгляд достаточно легкой по сравнению со светской: мужчине достаточно три раза сказать жене в присутствии двух свидетелей слова развода "ты свободна", и "отставка" когда-то любимой второй половины считается свершенной. Но, как показывает практика, не все так просто.
Уравнение с многочленом
Буквально на днях в редакцию "Мегаполиса" попало письмо, адресованное Мусульманскому комитету по правам человека в Центральной Азии и Духовному управлению мусульман Казахстана. Автор этого обращения, Гульмира Омарова, решила поделиться "событием, которое имеет место быть в нашем обществе и представляет, по сути, проблему не частную, а государственную". Текст письма приведем с небольшими сокращениями, сохраняя стиль и орфографию: "Я – вторая супруга имама городской мечети г. Атырау. С первой супругой он развелся несколько лет назад и имеет одного ребенка. В нашем совместном браке родились двое детей (3 года и 1 год 6 месяцев). Недавно мой супруг женился в третий раз и его супруга ожидает ребенка. Моя ситуация усложняется тем, что я не состояла с ним в официальном браке, так как затянулся бракоразводный процесс с первой супругой. Мы заключили брак только по законам шариата. В данном случае мне не оставалось иного, как прибегнуть к помощи Духовного Управления Мусульман Казахстана…"
>Муфтият, по словам Гульмиры, внял ее мольбам. Правда, "после бесконечных посещений кабинетов ДУМК", как заявляет женщина. Супруга в итоге управление уволило с должности имама за неподобающее мусульманину поведение, а Гульмира осталась теперь одна с двумя детьми и с массой неразрешенных вопросов:
"Я понимаю, что вопрос сложный и объясняется это тем, что мы живем не в исламском государстве, где можно судить строго по шариату. А что же делать в моем случае? Остается только пополнить ряды матерей-одиночек и получать пособие… Женщина, находясь в мусульманском браке, рискует получить развод и остаться выброшенной на улицу, как это произошло в моем случае. И никто не гарантирует защиту ее прав, не привлечет к должной ответственности отца детей"…
Обойдемся без лукавого
В Мусульманском комитете по правам человека полагают: решение ДУМК справедливое, но половинчатое. Официальному муфтияту следует уделить особое внимание именно моральному аспекту проблемы, считает его глава Мурат Телибеков. К примеру, предавать огласке подобные факты: сообщать на пятничном намазе не только о принятом ДУМК решении, но и рассказать о причинах. Подобные меры, по его мнению, не только подняли бы авторитет официального муфтията в глазах общественности, но и способствовали бы значительному снижению повторения таких историй. Хотя бы среди мусульманской части населения.
– Конечно, я понимаю, что официальный муфтият с точки зрения юридических норм не имеет права заставить человека выполнить взятые им супружеские обязательства, – отмечает глава комитета Мурат Телибеков. – Но тем не менее я считаю, что необходимо искать пути решения этой проблемы, поскольку в последнее время число людей, заключающих браки по шариату, увеличивается. Ведь процесс многоженства в нашей стране был, есть и будет. Поэтому нет смысла порицать его. К тому же нынешнее положение в плане многоженства вполне приемлемо. Самое главное, чтобы не было практики принуждения в этом вопросе. А существующие пока в Казахстане законы ставят тому надежный заслон.
Между тем в Духовном управлении уверены: в случае Гульмиры Омаровой официальный муфтият сделал все, что было в его силах. К тому же нести такое "бремя" – увольнение и последовавшее за ним общественное порицание (ситуация освещалась местными СМИ в Атырау, поясняют в ДУМК) по силам далеко не каждому. Мало ли что… Вдруг у парня на фоне всего "крыша съедет", кто же тогда позаботится о детях, сокрушаются в муфтияте. Да и карательным органом духовенство не может выступать, ведь официально Казахстан – это светское, а не мусульманское государство.
– Действительно, этот случай имел место быть. В первый раз мы попытались урегулировать этот вопрос мирным способом. Стали выяснять причину этого семейного конфликта. Оказалось, что суть проблемы в следующем: супруга работала в Мангистау, супруг – в Атырау, а дети находились в Алматы… – уточняют в муфтияте. – В общем, в первый раз нам удалось помирить супругов, инцидент на этом был исчерпан. Но, к сожалению, позднее последовала еще одна жалоба, но уже на этот раз прозвучала конкретная просьба – освободить ее супруга от должности имама за неподобающее мусульманину поведение. Что духовное управление и сделало в итоге.
Правда, на этом беседа закончилась, получить ответы на другие интересующие нас вопросы (к примеру, считается ли действительным этот развод по шариату) пока не удалось. В муфтияте пообещали ответить более подробно в другой раз: мол, не все в этой ситуации просто, как кажется на первый взгляд. Поэтому и комментировать впопыхах нельзя, нужно обдумать и взвесить все…
Истина где-то рядом
В нашей стране идея многоженства стала в последнее время одной из излюбленных. Причем "крамольные мысли" о многоженстве приходят в голову не простым мусульманам или духовным лидерам, а чаще посещают умы некоторых уважаемых агашек на заседаниях мажилиса и затем находят должный отклик в сердцах других коллег-мужчин. Причем не только в стенах парламента, но и в правительстве, по крайней мере так утверждают некоторые народные избранники.
Правда, если одни считают, что ничего плохого в этом явлении нет, приводя в доказательство слов веские аргументы. Другие видят весь корень зла в том, что "чиновники и депутаты зажрались до такой степени, что хотят, чтобы им преподнесли на блюдечке еще и молодых жен". Третьи считают это отклонением от общепринятой морали и дискриминацией по половому признаку.
– Согласно Конституции граждане Казахстана обладают равными правами, – говорит Евгения Козырева, президент Феминистской лиги. – Поэтому логичней было бы рассматривать проблему многобрачия: многоженства, многомужества и нетрадиционных браков. Это, скажем так, одного поля вопросы. Если мужчины хотят иметь несколько жен, то и женщинам должно позволяться иметь нескольких супругов, а людям нетрадиционной ориентации – заключать однополые браки. Это нетрадиционный для Казахстана шаг. У нас светское государство и живем мы по светским законам.
– Если же наши чиновники и депутаты считают, что многоженство имеет право на существование, то нужно объявить себя исламской страной и жить согласно шариату. Тогда женская половина будет ходить в платках, и никто не возразит против второй, третьей и четвертой жен. Правда, при этом придется поменять всю структуру государственной власти, это уже влечет за собой другие политические обязательства. А это неприемлемо для нашего общества, поэтому морочить голову исламскими законами нам ни к чему…
Постскриптум
Письмо Гульмиры, кстати, позже было опубликовано на одном из Интернет-сайтов. Среди читателей сайта по этому поводу развернулись нешуточные дебаты (стилистика сохранена):
"Судя по ситуации, ни брака полноценного, ни развода нет, а, следовательно, никаких гарантий…. Значит, нужно выработать механизм регулирования данного вопроса, чтобы другим этот случай послужил уроком. Раз берешь в жены несколько жен, будь добр, умей содержать их в достатке. И вообще, мне кажется, назревает вопрос о "легализации" жен".
"Мне кажется, здесь нет никакой проблемы. Женщина пустилась на опубликование своих жалоб. Вероятно, она – инструмент в чьих-то руках, кому была выгодна отставка этого имама. Мало того, добившись увольнения бывшего супруга, женщина хочет еще чего-то, правда, не ясно – чего. Требований в письме – нет. Только туманные намеки на одинокое материнство и пособие, что в условиях сегодняшней жизни не является смертельным".
"Рано или поздно, но мы придем к отношениям, существующим в животном мире. Возьмите прайды львов или пчелиную семью. Самок множество, они трудятся, носят пищу. Самцы благосклонно принимают дары. Поэтому иметь 3-х, 4-х жен, приносящих неплохие доходы в семью, это нормально. Мужчины за много веков заслужили это. Они отстояли территорию, создали государства, придумали законы. Теперь очередь за женщинами. А мужчины должны заниматься глобальными вопросами, стратегией выживания человечества, искать способы сохранить и переселить человеческую цивилизацию"…
"Наверное, НЕ плохая была девушка, потому что мулла, я так думаю, на гулящей плохой девушке без признаков скромности и добродетели не женится… И вот, значит, после некоторого периода совместной жизни мулла ее "кинул", развод типа разрешается… И видимо, "кинул", НЕ выполнив все обязательства, ИБО, если бы он развелся по-хорошему полностью обеспечив семью, у женщины, я думаю, НЕ было бы претензий".
(Фамилия героини публикации изменена по этическим соображениям).
№ 17 (332) от 07.05.2007 Корлан КАЛИЕВА
|