Ахмади, а теперь приходи! Американцы психологически готовы к переговорам с Ираном 00:26 10.05.2007
Именно от такого ухода из Ирака Америку может спасти Махмуд Ахмади-Нежад. Фото МО США
Уже ясно, что Америка не применит военную силу против Исламской Республики Иран (ИРИ), несмотря на грозные заявления в отношении Тегерана. Более того, в ближайшем будущем не исключаются прямые переговоры между Соединенными Штатами и ИРИ.
Начнем, как и положено в ближневосточных делах, с нефти. Да, именно нефтью, кризисным состоянием энергетического снабжения американской экономики объясняется существование исламской проблемы и мифа об изначальной агрессивности исламистов. Нефть почти полностью обеспечивает производство моторного топлива для транспортных средств и покрывает свыше 40% приходной части всего энергетического баланса США. Общая доля ее чистого импорта в структуре потребления в 2005 г. достигла 59%. Начиная с 1990 г. в США происходило постоянное снижение объема добычи нефти, а в дальнейшем даже с учетом возможного использования дополнительных топливных запасов заповедных территорий северной Аляски и глубоководного шельфа внутренняя американская добыча сырой нефти будет сокращаться.
Вина исламистов состоит в том, что они живут там, где много нефти. Вот почему их стравливают, толкают на ошибки, шельмуют, не пытаясь построить взаимоотношения на основах взаимной выгоды и социальной справедливости. Если бы буддисты жили в местах, где водится "черное золото", то и их стравили бы с кем-нибудь поблизости, как арабов с евреями, шиитов с суннитами, ФАТХ с ХАМАС и т.п.
А Иран - это главная держава региона, к захвату которой особо стремился Вашингтон. Так что совсем не случайно вторглись Соединенные Штаты в Ирак и Афганистан, которые так удобно граничат с ИРИ, что ее можно схватить в "клещи". Но Америке не удалось создать в Афганистане и Ираке крепкие марионеточные режимы, чтобы затем спокойно заняться персидской "демократизацией", а заодно покончить с увлечением режима Махмуда Ахмади-Нежада "ядерными игрушками". Но теперь даже в США многим ясно, что надо уходить из Ирака. Это свидетельствует и о невозможности силового усмирения Тегерана.
Вообще проблема конфронтации Америки с Ираном дает пищу для серьезного анализа. Почему, к примеру, сразу после начала войны против Саддама Хусейна об иранской ядерной программе в Вашингтоне как бы забыли, но после того, как обстановка в Ираке стала для США неблагополучной и карательная экспедиция против ИРИ стала невозможной, разговоры о ядерной угрозе, которую несет режим Махмуда Ахмади-Нежада, вспыхнули с новой силой? При этом все понимают, что остановить иранскую ядерную программу уже не представляется возможным, поскольку экономические санкции для правительства Махмуда Ахмади-Нежада не преграда. Иран пожертвует многим ради ядерного оружия, поскольку иначе он не сможет защитить свои нефтяные месторождения.
Но что же тогда стоит за нынешним усилением американских группировок в Ираке, Афганистане и Персидском заливе? Во-первых, на юге Афганистана натовцы ведут операцию, чтобы расправиться с местным "Талибаном". Во-вторых, в Ираке у Джорджа Буша - полный провал: дополнительные силы в этой стране требуются фактически для самообороны. Словом, тут не до Ирана. Для чего же тогда США создали видимость, что вот-вот будет нанесен удар по персидским ядерным и военным объектам? Как представляется, для психологического давления на Махмуда Ахмади-Нежада. А полностью исключается лишь один сценарий - военный сценарий против ИРИ.
Для подтверждения этой версии надо вернуться к планам Пентагона по взятию Ирана в "клещи". Эти планы сорвались. И теперь уже ИРИ (благодаря, естественно, своему географическому положению) может подливать масла в огонь повстанческой борьбы - как в Афганистане, так и в Ираке. Этого не могут не понимать в Вашингтоне. Республиканская администрация, несмотря на публичные призывы вести войну до победы, также, уверен, не сомневается, что американской армии долго не продержаться в Ираке. Но и уйти с позором Джордж Буш позволить себе не может. Более того, Соединенные Штаты понимают, что единственная страна, которая в состоянии - в силу своего геополитического положения - помочь США достойно проиграть, как ни странно, Иран.
Скорее всего, весь шум вокруг иранской ядерной программы, увеличение воинских контингентов в Ираке и Афганистане направлены на то, чтобы заставить Иран поддержать США в Ираке в ответ на возможность удовлетворить ИРИ свои ядерные амбиции. Не зря же глава Пентагона Роберт Гейтс, выступая в американо-турецком совете в Вашингтоне, призвал Иран и Сирию внести свой вклад в дело стабилизации Ирака. "И наше правительство открыто к диалогу на более высоком уровне", - не стал скрывать министр обороны Соединенных Штатов.
На прошлой неделе госсекретарь США Кондолиза Райс встречалась с главой МИД Сирии Валидом аль-Муаллимом. И все же выход из иракского тупика будет найден только в результате прямых переговоров между Ираном и Америкой, к чему , кстати, Вашингтон призвал верховный представитель ЕС по внешней политике Хавьер Солана. К такому варианту развития событий "подталкивает" и то обстоятельство, что многие неоконсерваторы, стоявшие у истоков военного решения проблемы Саддама Хусейна, покидают администрацию Джорджа Буша. В Израиле, кстати, этих людей относят к "своей группе лоббистов". Да, это была сплоченная группа академических исследователей, занимавших ведущие позиции в Белом доме, Госдепе и Пентагоне, а ныне все они обвинены в том, что втянули Соединенные Штаты в иракскую трясину. В годы своего взлета неоконсерваторы занимали ведущие посты в системе принятия решений Джорджем Бушем. В Пентагоне работали заместитель министра обороны Пол Вулфовиц, заместитель министра по политическим вопросам Дуглас Файт и Гарольд Род, занимавший пост старшего советника Пентагона по вопросам ислама. В канцелярии вице-президента Дика Чейни заседали Льюис Либи и Джон Хана. Во главе совещательной комиссии Пентагона стоял Ричард Перл:
Да, речь идет о выходцах из академических кругов, в основном не обладающих практическим административным и военным опытом, но настаивающих на военном решении ближневосточных проблем. Они, кстати, упрекали и Израиль в том, что он во время ливанской кампании прошлого года не атаковал Сирию. Лоббисты считали, что еврейское государство должно было воевать против "настоящего соперника" Америки и Израиля, то есть против Сирии, а не против движения "Хезболла". Если бы Израиль, говорили они, нанес удар по Сирии, у которой имеется договор с ИРИ, то тем самым ослабил бы Иран, а это, в свою очередь, изменило бы стратегическую карту всего Ближнего Востока. Если бы Сирия была разгромлена, считают они, то и "мятеж в Ираке" удалось бы ликвидировать. Но теперь уже ясно: эти советы, возьми их на вооружение руководители еврейского государства, могли бы привести к еще более быстрому отступлению американцев из Ирака.
В настоящее время неоконсерваторы в массовом порядке покидают администрацию Джорджа Буша. Так что путь к прямым американо-иранским переговорам открыт.
Владимир ШЕНК Бер-Шива, Израиль
|