И.Томберг: Перспективы варшавского энергосаммита блекнут 16:15 10.05.2007
>Энергетический саммит так называемой "пятерки" (Польша, Украина, Азербайджан, Грузия и Казахстан) в Польше 11-13 мая, где планировали договориться о создании нефтяного маршрута Одесса-Гданьск и прочие маршруты транспортировки энергоносителей в обход России, похоже, можно не проводить. Еще пару недель назад польский и украинский президенты - Лех Качиньский и Виктор Ющенко - высказывали одинаковое мнение, что без участия в проекте Казахстана и Азербайджана говорить о создании нового нефтяного маршрута, не имеет смысла. И вот, уже ясно, что Казахстан на саммите никто представлять не будет.
А ясно это было уже в момент оглашения графика поездок российского президента Владимира Путина на май-месяц. 10 мая президент прибыл с визитом в Казахстан, затем, 11 мая - в Туркмению. В Ашхабаде запланирована трехсторонняя встреча лидеров России, Казахстана и Туркмении на высшем уровне.
Очевидно, что первой цели российская контратака на энергетическом поле достигнута. Нурсултан Назарбаев, которого польский лидер Лех Качиньский лично приглашал еще в марте, от участия в этой встрече отказался. Из "пятерки" саммит в Варшаве превратился в слабенькую "четверку", без участия руководителей среднеазиатских республик, на энергоресурсах которых и базируются все планы европейских стратегов. Присутствие азербайджанского лидера дает возможность организаторам "энергосаммита" сохранить лицо, хотя отнести Азербайджан к числу серьезных нефтегазовых держав вряд ли возможно.
Тем не менее, совпадение двух саммитов достаточно симптоматично. В последние месяцы крайне обострилась борьба вокруг будущего казахстанского, туркменского и узбекского газа. На центрально-азиатском направлении России до сих пор удается удерживать контроль над основными объемами добываемого газа и газотранспортной инфраструктурой. Смена власти в Туркмении, произошедшая в результате неожиданной смерти президента страны С. Ниязова в декабре 2006 г., пока не затронула интересы России. Благодаря заключенному в сентябре 2006 г. контракту Россия сможет еще в течение 25 лет закупать основные объемы туркменского газа, и новое туркменское руководство подтверждает приверженность этим соглашениям. Учитывая масштабные планы Ашхабада по экспорту газа в Иран, Китай и Индию, в обозримой перспективе ЕС лишается надежды на диверсификацию своего импорта за счет Центральной Азии.
Крупной геополитической победой России стал озвученный казахским президентом Н. Назарбаевым, а вслед за ним и другими высшими чиновниками Казахстана отказ от участия страны в строительстве и последующем наполнении Транскаспийского газопровода. Речь идет о строительстве по дну Каспия газопровода пропускной способностью 30 млрд. куб. м в год, сырье из которого могло бы поступать в газопровод Баку - Тбилиси - Эрзерум и далее в Европу через трубопровод Nabucco. Идея транскаспийского газопровода была выдвинута США еще в 1996 г. Этот вариант категорически не устраивает Газпром, так как газопровод в этом случае минует территорию России. Как выясняется, не устраивает он и Казахстан.
Начавшийся среднеазиатский визит президента В. Путина призван окончательно похоронить проект Транскаспийского газопровода и наметить альтернативные варианты транспортировки "голубого топлива". Для России был бы предпочтительнее вариант прикаспийского трубопровода, который проходит вокруг Каспия по побережью Туркмении, Казахстана и России. В этом случае речь не идет о строительстве нового газопровода, а, по-видимому, предусматривается модернизация существующей газотранспортной системы Средняя Азия - Центр, которая имеет выходы на Украину и далее в страны Западной Европы. Россия, Казахстан и Туркмения готовы обсуждать создание газотранспортного консорциума. Действующие мощности не позволяют перекачивать более 50-60 млрд. куб. м газа, и механизм консорциума может обеспечить операционную эффективность и согласованность инвестиций.
Приглашение среднеазиатских партнеров в консорциум будет означать мягкое, но ощутимое ослабление монополии России на экспорт газа из региона. Участие предполагает, во-первых, повышение статуса партнеров, во-вторых, равноправное участие в прибыли от деятельности концерна. Естественно, речь идет и о расширении и модернизации существующих транспортных систем, на чем давно настаивают среднеазиатские газовики.
Переход энергетических связей трех стран на новый уровень позволит решить и сохраняющиеся проблемы в этой сфере. Такие как условия поставок казахстанского попутного газа, добываемого на Карачаганакском ГКМ, на Оренбургский ГПЗ. Вопросы расширения экспорта казахской нефти через российские транспортные мощности, в том числе, через подключение Казахстана к проекту нефтепровода Бургас-Александропулис при устраивающих Астану договоренностях могут существенно ослабить ее интерес к проектам типа Одесса-Броды.
В ходе нынешних трехсторонних переговоров лидеров Туркмении, Казахстана и России Владимир Путин попытается убедить своих коллег в необходимости установить контроль производителей над потоками энергоресурсов в Евросоюз, чтобы его не установили потребители нефти и газа. Если Путин убедит коллег рассмотреть альтернативный вариант трубопровода, Москва существенно усилит геополитические позиции в регионе. Создание газотранспортного консорциума с возможным подключением к нему Узбекистана может оказаться первым практическим шагом в формировании энергетического союза в рамках СНГ, о котором российский президент говорит как минимум с 2002 г.
Игорь Томберг, к.э.н., ведущий научный сотрудник Центра энергетических исследований ИМЭМО РАН для РИА Новости. 10.05.2007
|