Ф.Холбек: Нация без города. Как создать новую Бухару? 13:03 16.05.2007
Сегодня на территории Таджикистана расположены несколько городов, которые имеют досоветскую историю - Ходжент, Куляб, Истаравшан, Исфара и Канибадам. Но факт, остается фактом - эти города никогда не представляли величие нашей нации.
- НАЦИЮ представляют ее города. К примеру, американцев - Вашингтон и Нью-Йорк, русских - Москва и Санкт-Петербург, индийцев - Дели и Бомбей… Мы - таджики - тоже создавали свои города, но они сейчас не принадлежат нам. Это Бухара, Самарканд, Герат, Кабул, Мазари Шариф... Они созданы таджиками, но сейчас волею истории принадлежат узбекам и афганцам. Как говорят, хозяин товара не тот, кто его несет, а тот, кто им владеет.
>Сегодня на территории Таджикистана расположены несколько городов, которые имеют досоветскую историю - Ходжент, Куляб, Истаравшан, Исфара и Канибадам. Но факт, остается фактом - эти города никогда не представляли величие нашей нации. Был единый персидский мир. И были времена, когда этот целый мир представляли Бухара, Самарканд и Герат. Если разделить города персидского мира по сортам, то Бухара и Самарканд будут первосортными. А остальные остальных сортов.
Сейчас роль города нации возложена на Душанбе. А является ли он таковым?
В 20 веке - как административный центр Таджикской ССР, осмелюсь сказать, Душанбе не смог представить таджиков, по словам Сталина, как "особый народ". Его вылепили из безвестного кишлака, где проходил большой базар. И все! Можете себе представить? Нации, претендующей на древнюю цивилизацию, представители которой творили в известнейших городах Востока и мира, достался в качестве главного города совершенно неизвестный кишлак!
Как и Таджикистан, наша столица была скроена в рамках советской политики. Душанбе был более советским городом, нежели таджикским. До 90-х годов он, в основном, был кузницей подготовки учителей для кишлачных школ. Будучи когда-то языком Центральной Азии, - таджикский язык стал языком литературы и улиц Душанбе. Даже книга "Таджики" - документ нашей нации, написана на русском.
Таджики получили Душанбе в начале 90-х годов, когда за мизерные деньги людям достались дорогие городские квартиры. Город сейчас в основном заселен таджиками. Сюда собрались люди со всех концов страны. Но стал ли Душанбе городом своей нации, пусть не Бухарой?
Однозначно, нет. Душанбе остается всего лишь административным центром РТ. В нем сидят президент, правительство, парламент и т.д. Архитектура города и все, что когда-то строилось и строится сейчас - не таджикское. Надписи на фасадах зданий русские или английские. Город больше читает, слушает и смотрит не таджикское. В Душанбе живут таджики, которые определяются ходжентцами, кулябцами, бадахшанцами, каратегинцами, самаркандцами и т.д. И что удивительно, эти определения только внутри нас самих. Извне - от Америки до Японии - всем кажется, что тут живут таджики.
Выходит, у нас нет города, потому что в этом городе нет нации. Общетаджикскому мышлению и духовности негде формироваться. А почему? Потому что наши школы, институты и университеты развалены. Если во времена расцвета таджикской нации все двигались в Бухару - "центр ислама и религии", то ныне таджики едут на Запад, в Америку, Россию, Индию - учиться. Сейчас в Душанбе самые лучшие школы - турецкие! Даже таджикский язык в нашем сознании это диалект нашего родного кишлака. Народ мигрирует. И каждый мигрант вернется с признаками горожанина чужих городов, где он кормился. В одном городе кто-то демократ, кто-то исламист, кто-то "современный", кто-то "фанат", кто-то космополит.
Это наше нынешнее состояние…
…Но все же есть надежда, что через несколько лет, когда придет на смену новое поколение душанбинцев, наш город все-таки станет таджикским. Но сможем ли мы сформировать наш - сугубо таджикский менталитет? Построим ли мы свою новую Бухару?
Фахриддин ХОЛБЕК 16.05.2007
|