На панели нынче давка. В Киргизии переизбыток проституток 12:59 17.05.2007
Ночные бабочки - но кто же виноват? По самым свежим данным Национального статистического комитета, опубликованным в предыдущем номере нашей газеты (№ 11 от 31 января 2007 года), в 2006 году в республике зарегистрировано 233 ВИЧ-инфицированных, что на 68 человек больше, чем в прошлом году. Статистика более чем тревожная, но в пылу политических баталий, когда каждая ветвь власти стремится перетянуть одеяло на себя, до нее практически никому нет дела. Даже несмотря на то что, по мнению специалистов, официальные данные практически не отражают истинного положения дел с ВИЧ/СПИДом, настоящая цифра на порядки больше.
Ни для кого не секрет, что основными группами риска в распространении ВИЧ-инфекции являются наркоманы, гомосексуалисты и проститутки. С первыми активно "работают" многочисленные волонтеры от различных неправительственных организаций и ВОЗа, раздавая бесплатные шприцы и читая лекции-жутики о пагубности наркопривычек. В то время как мощный правозащитный аппарат предпринимает бесконечные и порой неадекватные усилия, стремясь придать этой проблеме государственно-общественное звучание. Что касается геев, то они сами активно "борются" за собственное выживание-уничтожение в рамках голубых иллюзий своих элитарно-замкнутых кружков. Хотя, как утверждают знатоки вопроса, за 15 лет демократии голубизна успела все же просочиться и во властные структуры, так сказать, единичными вкраплениями. Однако пока, слава Богу, считаться натуралом в нашем бесконечно самоопределяющемся обществе по-прежнему более престижно, чем наоборот. А вот с проституцией - масса проблем, круто замешанных на лицемерии пуританской морали.
Кажется, уже поняли, что для процветания самой древней профессии у нас, как и во всем мире, социальных мотивов вовсе не требуется. Однако честно и - главное - громко признать это смелости не хватает. Единственное, что мы себе пока позволяем - это слезливые рассуждения о несчастных ночных бабочках, которые - ох, какими тяжкими трудами! - добывают свой хлеб насущный. Подвергаясь при этом, бедные, и риску заболеваемости всякими плохими болезнями, и терпя унижения (надо же!) от бессовестных самцов, домогающихся их буквально на каждом углу. Да еще и за деньги! На-до-е-ло! Давайте смело глянем на проблему, без лицемерия и слезоточивости: ГОСПОДА, НА ПАНЕЛИ НЫНЧЕ ДАВКА! >Первая древнейшая профессия стала в нашем социуме одной из самых престижных, органично переплетясь с другими, на первый взгляд, вполне невинными профессиями моделей, референтов, массажисток... И сколько бы мы ни растрачивали себя в поиске оправдательных для ее выбора мотивов, нет примеров, когда проститутка, даже самая последняя, снимающая клиентов под мостом за сотню сомов, пошла бы в судомойки или уборщицы.
Но и тут мы, как за соломинку, хватаемся за аргумент - разве достойно проживешь на деньги, приносимые мытьем полов и подметанием улиц? А можно достойно жить на современную зарплату учителя, врача, инженера? Но ведь живут! Только не эти ночные "насекомые", а другие, кому сама мысль о торговле собственным телом отвратительна по определению.
Медики, циничные в силу своей профессии, на эту проблему смотрят куда трезвее. Уж им-то как никому другому известно, ЧТО является главным побудительным мотивом для выбора данной профессии. Об этом, кстати, еще незабвенный Куприн писал в своей знаменитой "Яме", подчеркивая, что для работы в борделе необходимы особый склад натуры и некие своеобразия физиологии. Кстати, это мнение поддерживает и знаменитый наш современник - психолог Сайрус Митчем из Лос-Анджелевского центра психосексуальных исследований. "В проститутки идут те, кто по своим физиологическим характеристикам может ими быть", - констатирует ученый, ссылаясь на так называемый феномен "социальной рекрутации". Для непосвященных объясним подробнее. По мнению психолога, существуют мужской и женский типы сексуальности, а чувства, испытываемые партнерами друг к другу, практически одинаковы по силе. Но общественная мораль привносит в сексуальные отношения элементы социальности - мужчинам она прощает больше, нежели женщинам, поэтому последним труднее реализовать свои запросы и желания. Естественно, что женщин с повышенным либидо физиология вынуждает переступать через социальные установки, а если она еще и сообразит, что за удовольствие можно деньги получать, то путь на панель для нее, как говорится, заранее предначертан. Вот такая несложная схема профориентации без лишнего философствования и романтизации. Кстати, понятие социальной рекрутации, по мнению психологов, вполне применимо и к политической сфере, где гендерные стереотипы также имеют место быть. Впрочем, в отечественной политике чего только не бывает! Не потому ли и к формулировке "политическая проституция", ее проявлениям мы относимся спокойнее и не рассматриваем с точки зрения подрыва устоев общественной морали, хотя это, собственно, одного поля ягоды.
Но вернемся к "нашим баранам". Итак, как показывает жизнь и считают специалисты, ни социальные условия, ни нормы общественной морали не останавливают определенную категорию дам от занятий проституцией. И сколько бы мы ни клеймили эту "профессию", существенно повлиять на такой выбор общество практически не в состоянии, так как о ней не упоминается ни в существующем Уголовном кодексе, ни в прочих законодательных актах. То есть профессия и ее носители реально существуют, но общество и власть как бы закрывают на это глаза, убеждая (себя прежде всего), что это пагубное явление ему не свойственно, потому что стыдно даже говорить о нем. Абсолютно по Чехову: "Этого не может быть, потому что не может быть никогда". Позиция сколь лицемерная, настолько же и опасная, поскольку угроза распространения "чумы ХХ века" - ВИЧ/СПИДа - не уменьшается, а, напротив, нарастает и "ночные бабочки", напомним, - субъекты, ее распространяющие. Как ни крути, а рано или поздно общество встанет перед острейшей необходимостью что-то с этим явлением делать. Не болтать, не морализировать, не прикрываться фиговым листом национальной ментальности, как это происходит до сих пор, а именно делать. И лучше рано, чем поздно. А начать следует с признания, что проституция у нас, как и во всем мире, есть, то есть легализовать ее как вполне конкретное общественное явление. Дальше два выхода: первый, как считают многие юристы, признав проституцию профессией, наложить на нее полное табу путем принятия соответствующих поправок в Уголовно-процессуальный и Административный кодексы. Причем карающая длань закона должна преследовать как носителей этой профессии, так и их клиентуру, поскольку только спрос рождает предложение. В данном случае и то, и другое должно быть признано преступным и одинаково наказуемым. Думается, этот вариант вполне бы устроил блюстителей пуританской морали. Но учитывая, во-первых, что наша страна судорожно пытается соответствовать демократическим нормам развития, во-вторых, помня, что любой запрет рождает огромное количество способов его преодоления, можно вполне успешно использовать опыт просвещенных западных стран, Голландии например, где легализация проституции и толерантное отношение общества к избравшим ее буквально сразу наполовину сократили количество венерических заболеваний и заметно отразились на статистике по ВИЧ/СПИДу. И нет здесь никакого чуда: просто, получая "желтый билет", проститутка одновременно возлагает на себя и комплекс обязательств перед обществом, ее признавшим, от уплаты налогов до еженедельного посещения венеролога. Акцент в данном случае сделаем на последнее: наши виртуальные для закона, но вполне реальные на улицах столицы ( не забудем и про другие регионы, особенно про курортную зону) травиаты, когда ходили в последний раз к венерологу??? Ответ знает только ветер. Да еще тот несчастный "купец", прихвативший вместе с удовольствием еще и пару-тройку экзотических бацилл. К тому же заплативший за сей джентльменский набор зелененькими - за другую валюту отечественные профессионалки, выходящие на панель исключительно из любви к искусству, себя не продают, напрочь отрицая тем самым утверждение классиков, что проститутки - самые патриотичные из женщин.
Между прочим, медики, занимающиеся проблемой ВИЧ/СПИДа, представители органов милиции, совершающие перманентные, но, увы, незаконные пока облавы на "ночных бабочек" и в силу этого лучше других понимающие суть проблемы, убеждены: такими мерами удалось бы не только существенно повлиять на статистику по вензаболеваниям и ВИЧ/СПИДу, но и заметно сократить данную группу риска - выход из тени путем получения "желтого билета" и гласность вокруг этого процесса вполне способны повлиять на некоторых девиц легкого поведения, считающихся в глубине души с общественным мнением.
В общем, пока государство не определит четкую позицию по отношению к данной группе риска, обеспечить ее подконтрольность не представляется возможным. Все равно проституцию не изжить - не зря же она считается первой древнейшей профессией. А значит, цепочки инфицированных будут расти в геометрической прогрессии, находясь в одной лишь зависимости от половой активности субъектов свободного секса. Это как раз тот случай, когда легализация порока способствует укреплению моральных устоев общества.
Татьяна ПОПОВА
2.02.2007
|