Х.Турсунов: Киргизия. Вокруг вопроса о многоженстве разгорается полемика 12:07 24.05.2007
КЫРГЫЗСТАН: ВОКРУГ ВОПРОСА О МНОГОЖЕНСТВЕ РАЗГОРАЕТСЯ ПОЛЕМИКА
Политика в Кыргызстане – это, как правило, события, которые выносятся в заголовки газет. В последнее время, однако, страна все больше и больше разделяется на два лагеря по другому вопросу, который также получил широкий резонанс – по вопросу о многоженстве.
Рустам Хакимов – отец пятерых детей, проживает в южном городе Карасуу и торгует на местном рынке. Он один из тех жителей Кыргызстана, которые считают, что многоженство является неотъемлемой частью культурной традиции страны. Хакимов говорит, что не раздумывая взял бы себе еще одну жену, если бы позволял доход.
>"Считать многоженство преступлением навязывает нам, мусульманам, Запад. Они [представители Запада] запрещают брак между одним мужчиной и несколькими женщинами, но разрешают брак между мужчинами, – говорит Хакимов. – Если вы уважаете свободу вероисповедания, позвольте женщине самой решить, выходить ли ей замуж за женатого человека и жить по исламским законам или нет".
По закону Кыргызстана многобрачие является уголовным преступлением, которое карается двумя годами лишения свободы. Но со временем это табу советских времен было отброшено и многоженство стало хоть и незаконным, но довольно распространенным явлением, о существовании которого всем известно. Полагают, что особенно многоженство распространено в южных районах страны, где сильны исламские традиции – в Оше, Джалал-Абаде и Баткене. Достоверной статистики на этот счет, однако, не существует. О судебном преследовании за многоженство также никто не слышал.
По мнению одного психолога, возрождение популярности многоженства сопряжено с отмиранием светских привычек советской эпохи и поиском истинно кыргызских "традиций" и "ценностей". "Многоженство является неотъемлемой частью мышления местного населения, – сказала в интервью EurasiaNet Татьяна Архипова, психолог из Ошского государственного университета. – Большинство женщин и мужчин региона …считают многоженство естественным образом жизни, который был запрещен в советские времена".
Экономика также играет здесь не последнюю роль. Многие менее богатые кыргызы, похоже, придерживаются той точки зрения, что в трудные с финансовой точки зрения времена коллективом легче сводить концы с концами, чем в одиночку. "Многоженство существует из-за бедности большинства населения, и без повышения уровня жизни справиться с ним невозможно, – считает независимый социолог из города Ош Миножат Ташбаева. – В феврале 2007 года для целей одного своего исследования я опросила 20 женщин, и большинство из них ответили, что они вышли бы за женатого мужчину, если он будет заботиться о них и их детях. Только немногие женщины из обеспеченных семей осудили саму идею многоженства".
По данным официальной статистики, женщины составляют около 50,6 процентов населения Кыргызстана, насчитывающего 5.2 млн. человек. Однако на них ложится непропорционально большая ответственность за заботу о семье. По оценкам Фонда ООН в области народонаселения, 75 процентов рабочих мест в Кыргызстане заняты женщинами, по большей части в низкооплачиваемых секторах. Как полагают, определенную роль в этом играет тот факт, что высокий процент кыргызских мужчин отправляются в качестве рабочих мигрантов на заработки в Россию и Казахстан.
По данным Фонда, средняя зарплата женщин в Кыргызстане составляет 65 процентов от зарплаты, которую платят мужчинам. В парламенте страны нет ни одной женщины, мало их и на высокопоставленных государственных должностях – несмотря на заявление президента Курманбека Бакиева, который отметил в 2006 году, что такой гендерный перекос следует исправлять. "По мнению женщин, в стране не хватает хороших мужчин, – говорит психолог Архипова. – Первые жены принимают других жен из опасения, что мужья разведутся с ними, если они начнут возражать".
Мнения относительно этого явления резко разделились. В конце марта провалилась попытка министерства юстиции исключить это деяние из числа преступлений, преследуемых по закону, когда Бакиев решительно воспротивился подобному шагу. 19 марта на заседании "круглого стола", организованного и проведенного Ошским государственным университетом, его участники осудили попытки призвать общественность выступить в поддержку легализации многоженства. "Многоженство является аморальным", – считает студентка Гульназ из города Ош.
Другие женщины этого города, где проживает преимущественного узбекское население, придерживаются иной точки зрения. Барно и Зулайхо, жены 47-летнего жителя Оша Хабибулло Каримова, считают многоженство само собой разумеющимся. "Мой брак с мужем благословлен исламом. Ничего дурного в этом нет, – говорит Зулайхо, которая на 21 год моложе своего мужа. – Мои родители и я довольны, что я живу счастливо с моим мужем". И Барно, и Зулайхо говорят, что не будут возражать, если их супруг возьмет в жены четвертую и последнюю жену, как предписывает исламский закон. Третья жена Каримова, Мадина, по национальности болгарка. Она перешла в мусульманство и живет теперь в другом доме, отдельно от Каримова и его жен.
"Я хочу взять в жены еще одну женщину, – говорит Каримов. – У меня 16 детей, но я буду счастлив, если их будет больше". Все 16 детей Каримова называют его жен "мамами".
Двое старших сыновей Каримова учатся в Кыргызско-турецком университете в столице страны Бишкеке. Остальные сыновья тоже получат высшее образование, отмечает он. Но его пятеро дочерей – совсем другое дело. По словам Каримова то, что семья живет в стране, где нет отдельных образовательных учреждений для женщин, является причиной, почему "мои дочери не станут продолжать обучение после окончания средней школы".
Социолог из Оша Ташбаева полагает, что необходимость защитить права вторых и всех последующих жен и их детей является аргументом в пользу легализации многоженства. "При разводе с мужем только первая жена может претендовать на защиту своих прав в суде. Вторая, третья и четвертая жены не имеют никаких прав, так как они не регистрируют свой брак, поскольку закон запрещает многобрачие, – подчеркивает Ташбаева. – Таким образом, запрещая многоженство с целью защиты прав женщин, правительство на самом деле нарушает права вторых, третьих и четвертых жен…Закон должен быть одинаков для всех жен, будь она первой, второй, третьей или четвертой".
От редактора: Хамид Турсунов является независимым автором, проживающим в г. Ош, Кыргызстан. 21.05.2007
|