"Эксперт" > Риск остаться без заказов у "Казцинкмаш" практически нулевой 13:24 24.05.2007
Выгодное партнерство
Экономическая стратегия риддерского машиностроительного производства отражена в самом его названии – "Казцинкмаш". Заказы корпорации "Казцинк" занимают львиную долю в продукции машиностроителей и являются залогом экономической стабильности завода
Риск остаться без заказов у "Казцинкмаша" практически нулевой
Фактически партнерство риддерского машзавода с горняками и металлургами возникло еще за полвека до юридического рождения АО "Казцинк". Производство изначально создавалось для выпуска нестандартного оборудования и быстро изнашиваемых горношахтных механизмов. "Узкие места" в работе горнометаллургических площадок риддерцы изучили досконально, "расшивая" их не один десяток лет. Традиционные заказы не прекращались даже в самый трудный переходный период, позволив предприятию избежать остановки, банкротства и кадровых потерь. Например, во время всеобщих неплатежей здесь в качестве взаимозачета за электроэнергию наладили производство запчастей для энергетиков. Для горняков специально освоили выпуск мельничных шаров – те дошли до того, что сыпали в мельницу булыжники, чтобы дробить руду.
Удобная самостоятельность Стабилизация в работе наступила с образованием акционерного общества "Казцинк". В составе бывшего Лениногорского полиметаллического комбината машзавод сначала вошел в АО, но вскоре выделился в самостоятельную структуру – компания провела диверсификацию, не желая раздувать штаты и отягощать экономику. В основу отношений с участком лег принцип рынка.
– Когда мы вошли в состав "Казцинка", то практиковали работу только по рентабельности, а не по полному экономическому расчету, – пояснил директор ТОО "Казцинкмаш" Виктор Цхе. – Но в таком случае искажалась отчетность в самой компании. Экономика получалась не рыночной, а похожей на социалистическую. Путаницы много. Сейчас мы работаем строго по принципу "цена–качество".
На практике это значит, что, несмотря на долю "Казцинка", составляющую 70% в объеме продукции машзавода, компания всегда имеет право отказаться от услуг партнера, если найдет более дешевый и качественный товар. Такой подход выгоден как самой компании, получающей возможность вести игру на понижение цены и экономить на крупных партиях миллионы. Так и машзаводу, вынужденному внедрять новые технологии, увеличивать качество и, в конечном счете, конкурентоспособность. По словам директора, развитие предприятия можно определить как постоянное и поступательное. Если в 2000 году годовой доход составлял 2,7 млрд тенге, в 2006−м – 4 млрд, то в этом прогнозируется 4,15 млрд тенге. Численность работников "Казцинкмаша", в который помимо риддерской площадки вошли еще зыряновский ремонтно-механический цех и усть-каменогорский литейно-механический, достигла 2 тыс.
Сейчас модель завода представляет полный производственный цикл – от сбора металлолома до выпуска готовых изделий. Собственное литейное отделение с получением сплавов цветных металлов и нескольких видов сталей, в том числе нержавеющей, обеспечивает относительную сырьевую независимость. А кузнечно-котельный участок позволяет выпускать комплектующие для нестандартного оборудования.
Риск остаться без заказов у предприятия практически нулевой. Дело в том, что многие рабочие детали на рудниках и обогатительных фабриках подвержены высокому износу из-за постоянного трения. Например, регулярно изнашиваются насосы, перекачивающие жидкость с песком, откачивающие воды с рудных горизонтов, перепускающие пульпу. По этой же причине частой смены требуют горно-шахтные дробилки, вагонетки, клети, скипы, опрокиды, электровозы… Такое оборудование "Казцинкмаш" проектирует и изготавливает на основе прежних разработок Бобруйского машзавода и решений собственной конструкторской службы.
– Чтобы не допустить застоя, наш конструкторский отдел следит за новшествами не только в секторе нашего бизнеса, но и в сопредельных, – рассказал менеджер по стратегическому развитию "Казцинкмаша" Александр Анчугин. – И подбор специалистов ведется не только с учетом знаний непосредственного участка, а общего кругозора, способности нестандартно мыслить. У нас ежемесячно проходит технический совет. В него входят руководство, главные специалисты, начальники цехов. На совет выносятся идеи на уровне проектов, которые анализируются и поддерживаются, если идея хороша и сулит улучшение. Генератор идеи поощряется материально, заносится в резерв как толковый руководитель и продвигается по службе. Если это не разовый взлет. Кроме прямой премии еще предусмотрены бонусы и премиальные по итогам года. Такая система поддерживает стремление к росту и инженерного состава, и рабочих.
Об уровне мониторинга мировых техновинок на "Казцинкмаше" можно судить по объему выписываемой специализированной периодики – на 0,5 млн тенге. Сейчас на предприятии начали реконструкцию литейного отделения, найдя в журнале информацию о новой вакуумно-пленочной технологии формовки. Это новый шаг в качестве и производительности. Чтобы посмотреть линию в работе, специалисты съездили в Германию, где она выпускается, и в Швецию, где применяется. Анализ показал, что новинка повысит качество формовки на порядок. Если сейчас оно не превышает 13−го класса точности, то при новой технологии будет 9–11−го. Снизится запыленность, которую вызывает использование в формовочной смеси песка и глины, а также расход. В данное время большую часть смеси приходится выбрасывать из-за спекания песка и жидкого стекла. А это дорого. Новая технология обеспечивает постоянный оборот смеси и увеличивает производительность. Если до сих пор на создание крупной формы уходило 3 дня, то новая линия выпускает три формы в час.
Приобретение линии профинансировал "Казцинк". "Вложив деньги, компания получит эффект – качественный товар, – говорит г-н Анчугин. – Мы все экономически просчитали и защитили проект. К тому же завод, безусловно, рассчитается с головной компанией". Недавно на "Казцинкмаше" освоили выпуск буровых штанг, ими теперь снабжают горняков всего Казахстана. Предприятие закупило шведскую буровую сталь и освоило предложенную Казбурпромом технологию обработки. Производство уже достигло тысячи изделий в месяц и продолжает расти.
Размер имеет значение Сегодня "Казцинкмаш" соответствует статусу среднего бизнеса и, по мнению дирекции, не требует масштабного расширения.
– Средний бизнес – самый стабильный, – заметил Виктор Цхе. – Если мы начнем повышать аппетиты, то повысится себестоимость продукции, а это чревато крахом. В мировой практике немало таких примеров. Мы достигли оптимального размера, дальше только качественный рост – увеличение автоматизации при сокращении персонала либо наращивание производительности при сохранении численности сотрудников. Однако специфика производства не позволит нам внедрять автоматику до бесконечности. Мы делаем не поточные изделия, а штучный товар. В перспективе расширение возможно только за счет новых направлений. Например, линия вакуумной формовки уже заставила нас прощупать вероятность нового ассортимента. Тем более что пока спрос превышает предложение, рынок для нас открыт.
Менеджер по стратегическому развитию "Казцинкмаша" Александр Анчугин: "Чтобы не допустить застоя, наш конструкторский отдел следит за новшествами не только в секторе нашего бизнеса, но и в сопредельных"
Доходность "Казцинкмаша" достигается прежде всего четкой логистикой взаимодействия всех структур. Основным плюсом завод считает партнерство с "Казцинком". Корпорация сначала информирует о заказах риддерцев и только потом объявляет тендер. К этому времени машзавод успевает проанализировать свои возможности и предложить качественный вариант. Для этого на предприятии действуют техническая, финансовая службы и центр логистики. Для заводского персонала постоянно ведется обучение новым способам мотивации, методам организации труда, техники безопасности труда и экологии. Три года назад головной компанией был открыт проект корпоративного университета, оплату которого в основном взяло на себя предприятие. Несколько программ под единым названием "Каскад" дают знания менеджмента на примере самых успешных мировых компаний. Лекции – от самих разработчиков программ. "Каскад" обязателен для всех руководителей высшего звена и менеджеров среднего. Для рабочего персонала проводятся курсы по навыкам организации труда. После обучения каждый должен применить знания на своем рабочем месте, хотя в основе всех премудростей все равно лежат традиции, выработанные за 60−летнюю историю предприятия.
– За многолетнее сотрудничество мы изучили запросы "Казцинка", – рассказывает менеджер по стратегии Александр Анчугин. – Сегодня знаем и второго по значимости партнера – "Казахмыс". У этой компании есть собственное предприятие, подобное нашему, но меньшее. С заказами головной фирмы оно не справляется. Мы восполняем нехватку и неплохо зарабатываем на этом.
Прием заказов и, соответственно, верстка производственных планов происходит осенью. На "Казцинкмаше" отслеживают, какое оборудование установлено у партнеров, с каким сроком эксплуатации и какими деталями. В основе этой крупнейшей сферы менеджмента лежит многолетний мониторинг. На первом месте – головная компания. Если на ее производстве возникают аварийные ситуации, машиностроители все усилия фокусируют на срочных заказах. Это непреложное правило. На плановые заявки составляется квартальный график, а расчет ведется только по факту. Оплата – за полный объем оказанных услуг с учетом прибыли. Никаких драконовских условий, только уважительные партнерские отношения. Причем уважительные взаимно: если продукция машиностроителей не соответствует необходимому стандарту качества, ее возвращают. Таковы условия контракта. Со сторонними организациями риддерцы работают в основном по предоплате.
Внутренний резерв В отличие от многих других производств в экономику "Казцинкмаша" не вовлечены кредитные средства. Руководство объясняет это налаженной и сохраненной инфраструктурой и запасом материалов, позволившим без банковского займа выполнить самые крупные заказы. "В рыночные отношения мы пришли не с голыми руками", – уточняет Виктор Цхе.
Постоянный стратегический запас сохраняется на предприятии и сегодня. В каждом отделе есть логистик, контролирующий расход материалов: что приобретено, сколько пошло в дело, какое количество осталось. В управлении регулярно проводятся балансовые комиссии с учетом запаса на складе. Остатки готовой продукции обязательно реализуются. "Мы работаем на контрактной основе, – говорит г-н Цхе. – И прощать нам нерадивость, тем более оплачивать непродуманные затраты никто не собирается. А вот навстречу идут, если есть возможность заказать партию в запас. Но только в том случае, когда такие детали изнашиваются регулярно".
Такие же отношения "Казцинкмаш" старается наладить и со сторонними организациями. Сегодня поставки его нестандартного оборудования идут не только по Казахстану, но и на горнорудные предприятия России, Грузии, Украины.
Столь >широкая география деловых взаимоотношений связана не столько с уникальностью предприятия, сколько с более выгодными экономическими условиями по отношению к конкурентам. Надежный партнер в лице головной корпорации выполняет здесь функции регулятора развития машиностроительного производства. В развитых странах этим занимается государство, определяя приоритеты в виде различных преференций. Машиностроение – сложнейшая отрасль хозяйственной деятельности, где прибыльность минимальна в сравнении с другими отраслями, и ставить его в равные условия – значит обрекать на гибель. Но без развитого машиностроения государство всегда будет зависеть от импорта. Чтобы не попасть в такую зависимость, АО "Казцинк" и дает возможность своему партнеру идти вровень с мировыми аналогичными предприятиями.
Виктор Вологодский №19(121) / 21 мая 2007
|