Л.Ивашов: Этносы, которые отходят от своей цивилизации, немедленно поглощаются другими 21:17 28.05.2007
Первый бишкекский медиафорум взял на себя задачу найти приемлемый ответ вызовам и угрозам современности. Мы живем в быстро меняющемся мире, и реакция на происходящее должна опережать процессы мирового социума. О том, что представляет собой реальный мир, рассказывает участник медиафорума президент Академии геополитических наук (Россия) Леонид Ивашов.
Кыргызстан в геополитическом контексте стран Евразийского региона.
- Леонид Григорьевич, какие угрозы коснулись стран СНГ и, в частности, Кыргызстана - страны, в которой вы родились?
- После распада Союза начался процесс переформатирования мирового пространства. Будем откровенны: в советском государстве была своеобразная социальная система. История уже подтверждает, что именно эта модель в глобальном масштабе была востребована. После того, как она ушла с исторической сцены, биполярный мир утратил одну из своих опор, что привело к дисбалансу и мировой ценностной деградации. Более сильные, наглые, менее культурные, но самые богатые страны планеты решили использовать эту освободившуюся нишу в своих интересах. Америка - это просто тупой таран мировой олигархической власти, которая превратилась в геополитический субъект. И вот эти люди пытаются выстроить свой однополярный мир, где одна стандартизированная субкультура, ничего общего не имеющая с демократией.
- Что можно противопоставить этим глобализационным устремлениям?
- Конечно, другие цивилизации с этим не соглашаются. И мы видим, что борьба ведется не только за энергоресурсы, но и за постсоветское наследие, которое находится в сфере духовности. Это борьба за свою национальную идентичность. Все это мы и наблюдаем на постсоветском пространстве, которое сегодня разрушено, как единая евразийская цивилизация. Но есть ядро, которое сохранилось. И Кыргызстан сопричастен ему. И это очень важно для кыргызстанцев - удержаться именно в этой системе координат. Такие государства, как Грузия, Армения, а сейчас и Молдова - почти все, кроме Белоруссии и Казахстана, пытаются возвратиться на путь национальной традиции. И тем самым отбрасывают себя в 19 век.
- Но освободившаяся ниша, так или иначе, заполняется американской культурной экспансией. Чтобы удержать прежний уровень развития, необходимо что-то противопоставить.
- Да, говорят, что сегодня некоторые государства СНГ выбрали евроамериканскую ценностную ориентацию. Но мы видим, какие тенденции происходят в мире сегодня. Те этносы, которые отходят от своей цивилизации, немедленно поглощаются другими. Или переидентифицируются. Если в Грузии считают, что они станут американцами или европейцами, то этого не будет. Их просто используют. Еще Николай Данилевский, русский геополитик, говорил в конце 19 века, что в театре мировой истории главными действующими лицами выступают не этносы и государства, а культурно-исторические типы. И мы видим, что другие цивилизации, в частности китайская, вернулись к своим традициям. Исламские государства тоже пытаются сохраниться в единой ценностной системе. А процессы, которые происходят в Латинской Америке? В свое время эти страны находились под североамериканским гнетом. Сейчас они объединяются и пытаются противопоставить свой цивилизационный проект.
- Или, например, реформы, которые намечаются в Турции.
- Это очень интересный опыт. Когда Кемаль Ататюрк объявил Турцию светским государством и повел ее в Европу, то пошел по ложному пути. Эту страну использовали в качестве южного фланга НАТО. И турецких рабочих, особенно после Второй мировой, в массовом количестве использовали для неквалифицированных работ. А сегодня Турцию не пускают в Евросоюз. Идет выдавливание турецкой рабочей силы, которая замещается украинцами, прибалтами, белорусами. Поэтому Турция начинает искать свой путь возвращения в исламскую цивилизацию. Так что, если наше постсоветское пространство будет разнородным, то сложившаяся евразийская система ценностей утратит свой потенциал и как цивилизационный проект перестанет существовать. И никогда ни одно из государств СНГ, включая Россию, не будет иметь самостоятельности. А будет местом для борьбы чужих субъектов, за чужие интересы.
И Кыргызстан в этом плане очень характерен. Если в Кыргызстане, как и в любой другой стране, не будет превалировать национально-государственная экономика, а будут доминировать чужие компании и государства, то самостоятельности не будет никакой. Если Кыргызстан не сохранит свою культурную традицию, которую он ассимилировал с русской культурой, то не будет никогда единого общества. Упорно насаждаемая проамериканская культура бездуховности может привести к деградации основную часть населения республики. И, прежде всего, именно кыргызов. И, конечно, оборонное пространство имеет большое значение для Кыргызстана. Потому что и соседи посильнее, и дальние страны тоже вмешиваются в политику государства. Есть опасность попасть под их контроль.
Светлана Калашникова
|